О силе кино и бессилии зрителей

Книги А.Константинова и сериал по их мотивам появились в то время, когда часть населения была, мягко говоря, в некоторой растерянности вообще и от беспомощности государства  в противостоянии ОПГ в частности.
Сериал «Бандитский Петербург», безусловно, содействовал тому, чтобы хаос недоумений и тревог хоть сколько-нибудь развеялся. Восхищаясь неравнодушием, смелостью и осведомлённостью журналиста, читатели и зрители испытали  маленький или большой праздник от одной мысли:  есть ещё люди, которые сопротивляются,  действуют,  побеждают страх и апатию…
         
В многочисленных фильмах об организованной преступности обращает на себя внимание тот факт, что преступные авторитеты сегодня подражают аристократам в своей любви к роскоши.
И это вопреки старой воровской традиции воздержания от неё.
Роскошь  демонстрируют как знак отличия в иерархии.  Не стыдясь и не боясь вопроса, а на какие средства…
От импортных машин и просторных кабинетов в шикарных домах до прислуги и перстней на пальцах – всё вопиёт о принадлежности к высшему классу.
Даже на кладбищах это подражание аристократам бросается в глаза: могилы авторитетов преступного мира выделяются помпезностью и превосходят иногда по количеству мрамора и гранита самые яркие образцы Новодевичьего погоста. 
И возникает вопрос: если даже на провинциальном уровне каждый ещё не пойманный и не привлечённый к ответственности лидер окружает себя такой роскошью, то в масштабе страны это, наверное,  составит как раз то огромное богатство, которого не хватает для скромного благополучия большинства россиян? А если к этому ещё добавить многочисленные дворцы и усадьбы чиновников и членов их семей, то сомнений  на этот счёт отпадут.

Фильм «Бандитский Петербург» - это один из немногих фильмов, авторам которого зрители могут искренне сказать: «Спасибо, что вы есть».  Даже сейчас, спустя много лет после своего создания,  он может служить пособием для понимания России умом.
Зрителям надо иметь мужество и честность, чтобы понять:
- полковники и генералы МВД становятся соучастниками бандитов не просто из жадности и любви к деньгам;
- сообщниками ОПГ становятся не только от нежелания жить честно своим трудом;
- ОПГ на каком-то уровне и до некоторых пор становятся инструментом политики;
- Организованная преступность имеет несколько национальностей.
Откровением может служить высказывание персонажа фильма, высокого чина  администрации президента,   о том, что «пока» справедливость  в стране нельзя обеспечить в рамках закона.
           События фильма происходят в 90-х годах. В сюжетах много раз встречаются убийства с помощью отравляющих веществ, с применением средств и  квалификации органов безопасности страны. Из СМИ страна узнала биографии знаменитых киллеров, биографии их ещё более знаменитых жертв.
ОПГ уже чаще терпят поражения,   бывают  периоды, когда честным «ментам» становится скучно, потому что кажется, что мафия или ушла на дно, или где-то доживает свои последние дни.   
          
  Далеко не все граждане имеют личный опыт отношений с  ОПГ. Гораздо больше тех, кого как-то коснулись  так называемые  мелкие преступления. Например, кража из погреба всех запасов на зиму, или ограбление дачи во время зимнего отсутствия хозяев…
Если оглянуться на круг ближних знакомств, то можно увидеть преступления и посерьёзней, вплоть до угона автомобиля или квартирной кражи, а то и до грабежа с «нанесением…».
Конечно, нельзя не заметить и объявлений о розыске преступников или пропавших взрослых и детей. Но резонансные преступления случаются не чаще, чем  редкие для наших мест ураганы, падения сосулек на голову или детей в открытые колодцы.
Основные впечатления о преступности люди получают  из СМИ, из сериалов.
Нельзя сказать, что лучше бы не знать. Всё-таки, а хорошие фильмы  расширяют кругозор и доставляют какое-то удовольствие не меньше, чем чемпионат мира по футболу.
Но неужели фильмы создают только для того, чтобы отвлечь и развлечь зрителей?
          
Петербург – это «колыбель» всех высших чинов современной России. Именно во время действия сюжета фильма «Бандитский Петербург»  они начинали свой путь к власти.
Фильм строго предупредил, что события и персонажи могут иметь случайное сходство с реальностями. Странно, что нет  мемуаров участников тех реальностей. А если и есть, то они не стали ни событием, ни открытием, ни откровением.
Бывший Улюкаев наверняка много знал о пружинах и механизмах власти. А нынешний Улюкаев после выхода из тюрьмы пишет лирические стихи. Глава СК Бастрыкин «не сидел», но тоже пишет стихи…
Впечатление такое, что люди снизу бьются, как рыбы, чтобы что-то понять. А люди сверху молчат, как рыбы, чтобы чего-нибудь не сказать.

А в это время   нам говорят, что уголовно-исполнительная система не выполняет своей функции исправления человека.
Скорее всего, она и раньше мало кого  исправляла. Но в наше время,  начиная примерно с советских времён, тюрьма является ещё и местом внесудебных издевательств, пыток и расправ.    Более половины заключённых имеют не одну судимость. По количеству заключённых на душу населения Россия занимает 2 место в мире, на много опережая, например, Мексику, от которой США сейчас пытается отгородиться  высоким  забором.
          Время от времени сюжеты фильма «Бандитский Петербург» заводят зрителей в высокие кабинеты органов власти.
Именно там персонажем из администрации президента была высказана мечта о временах, когда справедливость можно будет поддерживать только законными средствами.  Кому-то вспомнится древний теоретик государственного лицемерия Макиавелли.
А кто-то вспомнит  «революционную целесообразность» Российского ЧК.
Зрителя подталкивают к выводу о том, что если бы не «внутренние органы», то хаоса в стране  было бы ещё больше. Запоминается и циничная  фраза влиятельного вора в законе о том, что честных «ментов»  тоже надо оставлять в рядах, чтобы страна не дошла до беспредела.

Благородных Робин Гудов или Юриев Деточкиных среди персонажей фильма мы не увидим.
Тема благотворительности лидеров ОПГ затронута, но не раскрыта  так, чтобы понять, зачем она имеет место: для маскировки или ради замаливания  грехов.  Как правило, благотворительность их совершается с вопиющим противоречием евангельскому наказу не делать милости напоказ.
Но и в этом ОПГ не отличаются от властных чиновников, которые могут, например, в каком-нибудь прозябающем от безработицы городе воздвигнуть цветомузыкальный фонтан.
            «Робин гуды» были и до нашей эры. Это свидетельствует не только  о том, что преступность и  жажда справедливости имеют общие корни. Благородный разбой – это, можно сказать, зародыш мечты о справедливости. А можно сказать, что разбой – это выкидыш той мечты.
В истории «экспроприаций» на нужды РСДРП(б) драматургии и трагизма тоже могло бы хватить  на увлекательный фильм. «Золото партии» мелькнуло в нескольких историях, в том числе и в «Бандитском Петербурге». Гибель нескольких партийных чиновников, причастных к финансам КПССС, пытались расследовать, но дело прекращено и забыто. 
          В «Бандитском Петербурге»  нет благородного мотива оправдания бандитских налётов высокими целями.
Фильм честно  показывает, какие случаются трагедии, когда люди дают своему коготку увязнуть.
Отдалённо история ОПГ напоминает бунт Е.Пугачёва и восстание С.Разина.
Биография российских ОПГ от аналогичных во всём мире отличается, главным образом, своей краткостью. Конечно, краткостью по историческим меркам.
      Фильм нельзя назвать исследованием природы организованной преступности.
От типичных «боевиков»  он в первых сериях отличается в лучшую сторону тем, что пытается соблюсти разумную меру реализма в изображении криминальных неприглядностей.
«Бандитский Петербург» - это меньше, чем  исследование, но больше, чем  трагедия ситуаций.   
 Не просматривается вопрос, как страна упала на колени или даже лицом в грязь.
 Ничто  пафосное не бросается в глаза. Но нельзя не увидеть вопрос: как и почему таким массовым стало явление превращения обычных лояльных граждан и даже сотрудников органов охраны правопорядка  в соучастников ОПГ? 
Чем же была криминальная революция или война: орудием разрушения старого мира «до основанья», или стихийной реакцией на это разрушение с преобладанием мародёрства?
Есть версия, что ОПГ в те годы представляли собой «временное правительство», охраняя минимальный порядок от «беспощадного бунта».  Но критики она не выдерживает.
Нельзя его назвать и простой  иллюстрацией  к теме К.Маркса о первоначальных накоплениях капитала.
Безусловно, не останется незамеченным, что главные отрицательные герои, и среди них, в первую очередь, Антибиотик в исполнении артиста Л. Борисова и Гурген А. Джигарханяна, выглядят не карикатурой на бандитов, а  людьми с реальными качествами лидеров.
          Звучит в фильме и ненавязчивый мотив почтения к той силе, которая стоит над схваткой и ждёт наступления времён, когда правопорядок можно будет обеспечивать законными средствами.
Из глубины кабинетов власти, участвующих в сюжетах фильма «Бандитский Петербург», на зрителей скромно смотрит с небольших портретов президент Путин.
Портреты могли висеть и в кабинетах сотрудников внутренних органов, «прикормленных» авторитетами ОПГ.
Сцены, где за распитием дорогого вина  «преступный элемент» обещает сотрудникам очередное звание, не оставляют сомнений в том, что сращивание власти с преступниками носит характер длительного, системного  сотрудничества, а не банальных взяток.
Чем мрачнее и безысходней покажется эта сторона жизни, тем больше может удивиться зритель тому, как в такой обстановке верховная власть сохраняет «горячее сердце и холодный ум».
             
Строгая иерархия в ОПГ выглядит чем-то большим, чем почтение к лучшему из равных.
Трудно сказать, кто кому подражает в строгости диктатуры: ОПГ властям или наоборот.
С недавних пор быть или называться лидером ОПГ нельзя без риска быть осуждённым по новому закону о «ворах в законе». Преступлением стали и «сходки» лидеров преступного мира.
Похоже и на то, что мечты представителя власти о наведении порядка законными средствами начали сбываться. Девиз  «Вор должен сидеть в тюрьме» будет претворяться в жизнь слишком буквально: назвался вором (или назвали)  – получи срок.
С общественным мнением закон не согласовывали. Есть мнение, что криминал с его воровской моралью является в обществе чем-то вроде волков в природе, санитаров леса, без которых гармония будет нарушена.
Похоже на то, что закон не требует доказательств того, что человек действительно является лидером и авторитетом, а на «сходке» обсуждались преступные планы.
Отъявленные скептики могут подумать, что на смену беспределу ОПГ пришёл беспредел закона. 
Но фильмов и книг на эту тему ещё не создали.
А в последних сериях «Бандитского Петербурга» и белыми нитками, и ягодкой на торте обозначается лозунг нашего времени, произнесённый представителем высокой  власти: «Пора наводить порядок в стране…».
Относительно новой показалась тема внедрения японской мафии в процесс раздела российских капиталов.
Соучастие в этом российских ОПГ представляется подлым предательством.
На этих  оптимистических нотах   фильм заканчивается. 
В последних сериях так много развесистой клюквы из болота дешёвых детективов,
что и  пафосные  ноты звучат несколько фальшиво.
Но фильм настоятельно предлагает зрителю верить в то, что всё будет хорошо…


Рецензии