Дитя, дети термины, этимология

­
Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте
младенцами, а по уму будьте совершенолетни
1 Кор. 14:20 (на ивр.)


Детство - этап развития человека от рождения до начала полового созревания, временные рамки последнего индивидуальны и зависят от принятой системы возрастной периодизации, верхняя граница детства определяется примерно в 11-13 лет. В каждом возрасте человек имеет определенные права, а также обязательства и обязанности перед семьёй, соседями, обществом и государством. Дитя – должно учиться всему под руководством матери, подросток учиться конкретному делу (специализация под руководством отца) и помогать по мере своих сил семье в хозяйственных делах.

Считают, что первые шесть лет самый важный период в развитии, в это время закладывается МЫШЛЕНИЕ (образы и терминология), основание всей будущей жизни, маленький человек знакомится с миром, в котором предстоит жить. Раннее детство сменяет дошкольный возраст, в котором ребёнок активно познаёт действительность уже с помощью своего мышления, наблюдая за практической деятельностью окружающих людей, многократно повторяя их и запоминая. В дальнейшем, начиная с 7-8 лет, ребёнок продолжает накапливать и развивать свои знания, бытовые и трудовые навыки.

1) Существующая этимология

Викисловарь
* Дети. Корень: -дет-; окончание: -и. Значение: мальчики и девочки в раннем возрасте; сыновья и дочери по отношению к их родителям.
* Дитя. Корень: -дит-; окончание: -я. Значение: устар. ребёнок, сын и дочь; наивный неопытный человек.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от формы, родств. ст.-слав. дети мн. От ф. ед. ч. *деть ж., собир.; ср.: укр. дитя; (род. п. дитяти, дитина), сербск.-церк.-слав. деть, болг. дете (собир. деца «дети», из *детьца), сербохорв. диjeте (собир. диjем ж. «дети»), словенск. dete (род. п. deteta, собир. detca), чешск. dite, словацк. dieta, польск. dziecie, в.-луж. dzeco, н.-луж. zese. Праслав. *dete, *detь.
Форма на -i- в первом слоге исключительно вост.-слав., вероятно, результат ассимиляции *детина. Эти слова восходят к индоевроп. *dhei- «кормить грудью, сосать»; доить, дою;. Ср. др.-инд. dhenus ж. «дойная корова», авест. daenu- «самка животного» с и.-е. oi, но ср. также лит. dele «пиявка», pirm-dele «корова, отелившаяся впервые», др.-инд. dhatave «сосать», adhat «сосал», греч. thisato «сосал», thili «материнская грудь», лат. fellare «сосать», femina «женщина», ирл. dinim «сосу». (гипотезы???)

2) Применение в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1977 г.
http://vk.com/doc-23433303_131890930

* Детя (детя, дитя), с. и Дъти, мн. 1. Младенец, детеныш. Не вуща на чада, нъ на дети твоя. Златостр., 4. XII в. 2. Дети, сыновья и дочери отношения к возрасту и полу. Аже кто умирая разделить домъ свои детемъ, на том же стояти. Правда Рус. XIV в.- со XII в.
3. Молодые слуги, дружинники, спутники. 1301 г.
4. Духовная паства, единомышленники. (1401): При;ха въ Псковъ пресвященныи архиепископъ Иоан и благослови дети.

* Детскоумный, прил. Имеющий детский ум. Полихрония детскоумнаго старца. Корм. Моск. Дух. Ак.
* Детище, с. и Детищь, м. 1. Ребенок, несовершеннолетний. (1065): В си же времена быс<ть> детищь вверженъ в-Ыстомль. Лавр, лет.; 2. 1065. Юноша. Коло родства человеча разделение временъ возраста и жития человеча: 2 отроча до 14 лет, оттоле детище. Алф., XVII в.
* Детина, м. 1. Ребенок, несовершеннолетний. На королеве дворе украли двое робятъ... а украли одного детину исъ клети верхомъ, а другово детину на дворе взяли. Польск. д. I, 33. 1489 г.

б) Национальный корпус русского языка

* Пчела (византийский сборник, перевод XII в.); «Не дети бываите оумомъ, но злобою млади».
* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725): «И аще обыкнут твои дети одежды носить грубые, и яди ясти суровые, и пьянственна питья, а паче заморскаго, пить не будут, а к тому аще обучиши их в ежедневных трудех пребыва (ти), то велми будут здравы и долголетны, и в разуме и во всяких своих делех будут тверды».
* Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года (инжинер-капитан, философ, писатель, политический деятель, статский советник)
«Весьма чудны мне кажутся те люди, которые думают, будто бы можно так ясно и легко писать о науках, чтоб другие люди, не учившись никакой науке, даже и малые дети, могли, читаючи те науки, разуметь их, а что касается до меня, то я этого не утверждаю и другим в том не верю потому, что я еще и по сие время близ сорока лет моей жизни не приметил такого человека, который бы, не научившись от учителя какой-либо науке, мог читаючи разуметь науки…».
* Д. И. Фонвизин. Недоросль (так называемый ранний «Недоросль») (1764): «Наш еще ребенок ; у него еще игрушка на уме».

3) Обобщение и вывод

* Макс Фасмер выводит термин из «Праслав. *dete, *detь», логического, исторического, лексического, теологического основания для такого вывода нет, необоснованная гипотеза. Наука не знает «праславянского» и славянских языков, общая история славян известна фрагментарно, по письменным источникам христианских авторов.
* Согласно традиции Библии до 20 лет человек считался малолетним, к его проступкам относились снисходительно, по общим представлениям того периода - он действовал без разума.
* В талмудическое время (II до н.э. - VI вв. н.э.) был выработан другой подход к возрасту. Талмуд отказывается от определения совершеннолетия по достижению подростком определенного года жизни и делает упор на индивидуальное развитие личности. Законоучители считали, что физическая и умственная полноценность личности наступает одновременно с половой зрелостью, при нормальных условиях для юношей в возрасте 13 лет, а для девушек в возрасте 12 лет. Если «взрослость» не будет достигнута в указанном возрасте, то человек остаётся на положение «малолетнего» до 35 лет. Полноценность личности определялась не исчислением лет, а наличием видимых признаков взрослости, в том числе способностью лица совершать правильные юридические и общественные поступки, соответствующие религиозной доктрине иудаизма.

Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией, т.к. бытие в европейском обществе XII века строилось в соответствии со Святым Писанием.

4) Ребёнок-дитя в библейских образах

а) Библейский образ

* Бытие 3:22: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная (ДААТ) добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».
Бог сотворил Адама очевидно ребенком, по сюжету дерево Познания отделено от ребенка-подростка Адама: «а от дерева познания добра и зла не ешь от него». Адаму нужно было пройти необходимый «курс предварительного обучения» и повзрослеть, научиться мыслить и правильно оценивать действительность, но прародитель человечества проявил поспешность свойственную юности…

* Притчи 4:1: «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться (ДААТ, знать, познавать) разуму».
* Иеремия 4:22: «Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют (ивр. ЙАДАУ, от ЙДА, не знают).

б) Терминология иврита, источник

Варианты

* ДИТЁ, ДИТЯ (младенец, ребёнок) = прочитано наоборот ЁТ+ИД, ЯТ+ИД = ивр. ЕТ время, срок, пора + ЙАД, ЙАДИ рука, ручной.
Ребёнок на руках или при руке (матери), учится ходить, не самостоятельно передвигается, осваивать действительность с помощью матери (1-4 года). Или повзрослевший (4-5 лет), который уже умеет себя обслуживать: выполняет простейшие операции по поддержанию своей жизни, передвигается самостоятельно, ест, играет, одевается и т.д.

* ДЕТЯ, ДИТЁ (подросток) = прочитано наоборот ЁТ+ИД = ивр. ЕТ время, срок, пора + ЙАДА  знать, познавать, ум, умение; т.е. ребенок, достигший возраста самостоятельного познания, оказывающий помощь по хозяйству.
+ Второзаконие 1:16: «И дал я повеление судьям вашим в то время (ивр. ЕТ), говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его».

* ДЕТИ, ДЕТЁ= ДЕТ + И (Ё) = ивр. ДЕАТ  знание, познание + И (Ё=ЙО) Бог; сокращенная форма имени Бога в древних текстах; познающий Бога. Ребёнок – творение Бога и пользуется его покровительством и защитой.
+ Бытие 3:19: «Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него».

в) Источник
См. стронг иврита 3045, ЙАДА знать; * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H3045&k=Za...
Hомер Стронга: H3045. Оригинал: ЙАДА. Произношение: йада;. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): знать, узнавать, познавать. B(ni): 1. дать себя знать, открыться; 2. быть познанным; 3. быть вразумляемым или наученным. C(pi): давать знать, научить. D(pu): прич. знакомый, познанный. E(hi): давать знать, показывать, научать. F(ho): быть познанным. G(hith): дать себя познать, являться, показываться.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H6256. Оригинал: ЕТ. Произношение: эт. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H5703 - время, период, срок, пора.

Таким образом, мы можем интерпретировать русские термины «дети», «дитя» (прозвище, название по характерной черте) как оценку человека «по уму» - ВРЕМЯ ПОЗНАНИЯ, ранний период становления МЫШЛЕНИЯ и ЯЗЫКА.

Ребёнок не в состоянии оценивать явления окружающей действительности и совершать по отношению к ней правильные действия, он имеет недостаточный запас знаний и навыков для манипуляции предметами и словами (воспринимая информацию, он не всегда может её передать). В его сознании ещё не сложился образный мир и связь образа с сигналом (словом) его означающим ему не понятна.

Кишинев, 2016 г.


Рецензии