Недопустимый прием Платона
Отсюда напрашивается вывод, что целое не может быть единым, что очевидно не так, так как "целое не делится, но имеет части".
Что делает Платон? Он прыгает с одного места на другое, оставаясь как бы на месте. Но разные места, как заметил уже Аристотель, не могут приводить к противоречию, если они не одновременны. Платон же не смотрит на целое ("не-единое") только извне, как должно, а запрыгивает внутрь и обнаруживает части, утверждая, что целое "не-единое". То есть он сразу одновременно в двух местах: снаружи, что дает ему целое и внутри, что дает ему тут же части. А это уже недопустимый взгляд — одновременно в двух местах. Но смысл целого не в том, что оно имеет части, а в том, что имея части, оно "едино" — иначе оно не было бы целым. В этом смысле "целое как единое" ничем не отличается от "атома, не имеющего части". Более того, говорить об атоме как о "едином", значит говорить "масло масляное". Атом не един, он просто "один". Так как он не имеет частей, то и говорить о "единстве" в отношении него просто бессмысленно.
Отсюда видно, что Платон, говоря о "целом как не-едином" просто сразу же дезинформирует читателя, манипулирует им, что, собственно, является основным приемом всего диалога "Парменид".
Поэтому, знающие люди так и говорят новичкам: "не читайте диалог "Парменид", это - табу!"...
Свидетельство о публикации №224031600440