Три актуальные цитаты от А. Ширвиндта

-"Кругом бутики пооткрывали, мюзиклы ставим. Во всем на российскую действительность нанизана западная вторичность. И чем дороже, тем вторичнее".

-"Дефицитная жизнь давала импульс энергии. В духовной, интеллектуальной сфере — то же самое: дефицит свободы, дефицит острого слова, дефицит открытого смеха. Было счастье обретения. А сейчас бери — не хочу. И куда девать эту энергию желания?"

-"Я очень надеюсь на кризис. Мне кажется, он ближе нашему менталитету, чем достаток. Когда настроили плечо в плечо эти особнячки, наставили у подъездов «хаммеров» — Россия потеряла лицо. А сейчас надо потихонечку возвращаться к частику в томате и сырку «Дружба»... Ведь это было не так давно. И вкусно."

     Было бы в высшей степени глупо видеть в цитатах Ширвиндта призыв к возвращению к "общество дефицита" в смысле недостатка потребительских товаров, не увидив в них главного.
    За этими наблюдениями-размышлениями актёра скрывается тоска по дефициту совсем иного рода - дефициту подлинного человеческого желания, не искривлённого перенаправленностью исключительно в сферу материального потребления, не закупоренного в этой сфере и не закрывающего тем самым от человека мир подлинной человечности и подлинных вещей.      
     Швирвиндт с присущей ему остротой зрения-понимания ухватывает связь между дефицитом в постсоветском обществе подлинного желания, его перехваченностью потребительской вседозволенностью, с "западной вторичностью".
     В самом по себе подражательстве нет ни чего плохого. Более того, во многом на этом зиждется человеческая культура. Но подражательство подражательству рознь. Одно дело - подражая, воспроизводить в себе структуру подлинной творческой, духовной деятельности во всей её полноте, и тогда подражательство будет неизбежно связано с оригинальным развитием (будь то отдельного человека или страны) - подражательство само будет мотивировать к такому развитию. И совсем другое - слепо следовать чужим образцам, производя их плохие копии, а других в таком случае - при ориентации на готовые продукты чужой творческой или созидательной деятельности как на самоцель, как на предел, "который не перейдеши", не получится. К тому же эти плохие копии ("мертворождённые" симулякры, многократно искажающие суть вещей) неизбежно входят в вопиющее противоречие с  "органикой" национального бытия. И если их удаётся навязать обществу под видом развития, если оно, это общество, утратило "природную" силу, чтобы их отторгнуть, тогда "его  грядущее иль пусто, иль темно".
    Вот почему Ширвиндт надеялся на кризис, способный встряхнуть российское общество и оживить в нём силу, способную сбросить "западную вторичность", как на спасение. Ведь творческое саморазвитие общества, ориентированного на цель, "порождённую из самого себя", из своей "природной" (или данной Богом) основы, невозможно  без самоограничения - без способности "оторвать взор" от мира материальных благ, чтобы направить его "вперёд и вверх". Тут-то и любовь к кильке в томате и сырку "Дружбе" пригодится -)))      
      
                Светлая память актёру, режиссеру и просто умному человеку!


Рецензии
Светлая память любимому актёру. Ваша статья очень понравилась.

Валентина Забайкальская   18.03.2024 10:27     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Валентина, за добрый отклик!

Елена Котелевская   19.03.2024 16:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.