Антитринитарные ереси

Троица  - богословский термин, отражающий христианское учение о трёх Лицах единого по существу Бога. Впервые термин «Троица» засвидетельствован у Феофила Антиохийского (II век): «Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости». Никео-Цареградский Символ веры, зафиксировавший догмат о Пресвятой Троице, занимает центральное место в богослужебной практике многих христианских церквей и является основой христианского вероучения. Согласно православному учению:
Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит
Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца
Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца
Все три Лица (Ипостаси, Личности) Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его.
  При этом Бог-Отец является Причиной и Источником предвечного бытия Бога-Сына и Святого Духа. Бог-Отец является Источником воли и действия Святой Троицы, совершителем - Бог-Сын, Который действует посредством Святого Духа. В то же время, согласно православному учению, единоначалие (монархия) Бога-Отца не означает подчинение Ему Бога-Сына и Святого Духа, так как Сын и Святой Дух являются самостоятельными Личностями и обладают всем, что присуще по природе Отцу, кроме свойства Его нерождённости (не происхождение ни от какого другого начала).
  Христианство возвещает, что Троица совершенно непостижима не только для людей, но даже для самых высших ангелов. Поэтому Троицу познавать возможно только с помощью Божией.
  Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного. Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума: «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
  В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, и это учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Боговоплощении. Тринитарные споры имели под собой христологическое основание. Проповедь христианства вовлекла в общину людей с самыми разными взглядами и обычаями, и они, сознательно или бессознательно, пытались применить к новой религии привычные представления. Одним из таких «примкнувших» движений был гностицизм, основанный ещё до зарождения христианства. Гностики были распространены среди христиан во II веке, они видели в Иисусе посланца Бога, призванного пробудить людей к духовной жизни. Человеческая природа Иисуса ими отрицалась или считалась видимостью. В их космографии, а также в учении Маркиона фактически признавались два Бога — добрый (отец Иисуса), и (ниже по иерархии) его жестокий ветхозаветный антипод. Для борьбы с этими воззрениями были приняты первые Символы веры. Богослов III века Тертуллиан, близкий к ереси монтанизма, в трактате «Против Праксея»  заявил, что у Бога «одна сущность и три лица».
  Во II веке христианские апологеты, желая сделать христианское вероучение понятным для греческой интеллигенции, сближают учение о Христе с философским эллинским учением о логосе. Понятие логоса христианизируется, осмысляется в соответствии с христианским вероучением.
  Когда мы говорим об обстоятельствах тринитарных споров II и III века, мы должны иметь в виду, что в то время экзегеза церковная еще только зарождалась. В богословии был открыт простор для субъективизма и индивидуализма. Кроме того, ситуация усугублялась отсутствием единой богословской терминологии.
  Две основные триадологические ереси  - это модализм и динамизм. Они часто объединяются под названием монархианство, т.е. учение о единоначалии Бога Отца в Св. Троице. Эти ереси затрагивает проблему отношения Бога Сына к личности Христа, их можно рассматривать одновременно как триадологические и как христологические ереси. Будучи рассмотрены с точки зрения христологии, модализм и динамизм получили в богословской традиции другие названия - соответственно, патрипассианство (от лат. Patris passio ‘страдание Отца’) и адопцианство (от лат. adoptio ‘усыновление’).
  Происхождение модализма и даже отчасти содержание до сих пор остаются загадкой. Крупными богословами этого направления были уроженцы Малой Азии Праксей и Ноэт (вторая половина II - первая половина III в.), а наибольшую известность получил Савеллий (конец II - середина III в.). Одним из важнейших центров распространения модализма был Рим.
  В основе модализма лежит учение о том, что Отец и Сын обладают одной сущностью, которая в зависимости от целей принимает разные «модусы» (от лат. modus ‘образ действия’) или «маски», «личины». Бог представляет собой Единицу (Монаду), которая в истории творения и откровения «развёртывается» в Троицу (Триаду). Впервые Бог-Логос явил Себя в откровении Ветхого Завета в модусе Отца, в новозаветные времена - в модусе Сына, а после Вознесения Господня Бог является как Св. Дух. При кончине мира Бог снова станет изначальной Единицей - Монадой, которая существовала ещё до сотворения мира.
  Динамизм учил об абсолютном единстве Бога. Рождаемый Им Сын-Логос есть не самостоятельное Лицо Св. Троицы, но лишь свойство Бога, Его Сила. При таком понимании Бога Сына Христос - это всего лишь человек Иисус, на которого снизошла та же Сила, которая сходила и на пророков, и на ветхозаветных патриархов. По аналогии с Сыном и Св. Дух также мыслился не самостоятельным Лицом, а лишь одним из свойств (сил) единого Бога.  Главным представителем динамизма считается Павел Самосатский (около 200—275 гг.), еп. Антиохии (260—268 гг.). Поскольку он занимал должность предстоятеля одной из важнейших христианских Церквей, динамизм в его интерпретации нам известен лучше всего. В Антиохии после низложения Павла ещё некоторое время продолжало существовать раскольническое сообщество, пресвитером в котором был видный церковный учёный своего времени Лукиан, открывший собственную богословскую школу. Одним из учеников Лукиана был будущий ересиарх Арий, учивший о тварной природе Сына. Таким образом, именно из школы динамистов вышло арианство, борьба с которым затянулась на полвека и отняла у Церкви очень много времени и сил. Кроме того, динамизм Павла Самосатского стал в V в. одним из источников христологической ереси Нестория.
  Чтобы понять дальнейшую историю развития троического богословия, необходимо иметь общее представление об учении о Троице Оригена, поскольку подавляющее большинство доникейских отцов по своим тринитарным взглядам были оригенистами.
  В своем учении о Логосе Ориген исходит из идеи Логоса-посредника, заимствованного им из неоплатонистской философии. Логос рассматривался как посредник между Богом и творимым им миром. Ориген считал, что Бог есть Творец по природе, и творение является актом Божественной природы, а не актом божественной воли. Схема Оригена следующая: Бог есть Творец, Он творит вечно, Сын рождается Отцом именно для того, чтобы быть посредником при творении, а, следовательно, и само рождение Сына нужно мыслить предвечно.  Учение о Святом Духе у Оригена остаемся совершенно неразработанным.
  Отрицательные стороны учения Оригена в том, что проглядывается тенденция унижение Сына по сравнению с Отцом. Сын, по Оригену, не является полноправным обладателем божественной сущности, Он лишь причастен ей. Его учение о Троице выливается в субординатизм, Троица Оригена — это убывающая Троица: Отец, Сын, Святой Дух, каждый последующий находится в подчиненном положении по отношении к предшествующему.  Божественные Лица у Оригена не равночестны, не равны по достоинству. И, наконец, надо отметить отсутствие у Оригена четкой троичной терминологии, выражаемого в отсутствии различия между понятиями «сущность» и «ипостась».
  Совершенно особенное место в истории троичного богословия занимает арианский спор. Еретическое учение Ария можно выразить в следующих пунктах:
Абсолютность монархии Отца. «Было время, когда Сына не было»,— утверждал Арий.
 Создание Сына из ничего по воле Отца. Сын, таким образом, есть высшее творение, орудие для создания мира.
Святый Дух есть высшее творение Сына и, следовательно, по отношению к Отцу Святый Дух является как бы «внуком».
  Так же, как у Оригена здесь имеет место убывающая Троица.
  Вести полемику с арианством в IV столетии пришлось многим выдающимся православным богословам, отцам Церкви; среди которых особое место занимают святитель Афанасий Александрийский и великие Каппадокийцы. Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин — «единосущный». Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси», и фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу.


  ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
  Антитринитарные направления в христианстве никогда не имели единого вероучения, их объединяет только неприятие тринитарного догмата. Все антитринитарии почитают Иисуса Христа и Новый Завет, но не признают Иисуса Христа как Бога и считают доктрину Троицы произвольным и противоречивым искажением изначального христианства. Однако, отсутствие в Новом Завете понятия Троицы объясняется тем, что эта концепция всегда была настолько общепринятой, что евангелисты не считали нужным специально её разъяснять. Равенство божественных достоинств Отца и Сына доказывается цитатами из евангелий и апостольских посланий: Иоанн 10:30, Иоанн 10:38, Послании к римлянам 9:5, т. д. Следует отметить так же, что становление троичного догмата порой происходило в атмосфере бурной борьбы богословских мнений на фоне политических событий тех лет. Это привело к выяснению того факта, что учения некоторых выдающихся богословов своего времени (например, Оригена) являются ошибочными и подпадают в разряд еретических.


Рецензии