Лионская уния

После разрыва отношений между Западной и Восточной Церквами в 1054 году, не раз возникали попытки их примирения. Однако, всегда главным препятствием в этом были амбиции римского епископа. Восточные церкви признавала за папой первенство чести, но не главенство. Римский епископ считал, что имеет право вмешиваться в дела любой церкви и полагал, что окончательное решение любого вопроса веры остается за ним. Восточные церковные иерархи были убеждены, что высшая церковная власть принадлежит собору всех епископов Церкви.
  Захват крестоносцами столицы Византийской империи в 1204 году привел к окончательному разрыву Восточной и Западной Церкви. После этого попытки объединить две ветви христианства предпринимались с помощью унии.
  Слово «уния» в переводе с латинского языка означает «единство». Но фактически это означало слияние Католической Церкви с Православной на условиях признания главенства папы Римского.
  Первой такой попыткой объединения двух Церквей была Лионская уния. При заключении Лионской унии 1274 года император Михаил Палеолог, прежде всего, искал возможности получения передышки для воссоздания Византийской империи. В 1261 году Латинская империя в Константинополе пала. Никейский император Михаил VIII Палеолог (1259 — 1282) отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю. Однако, против Палеолога тут же выступили многочисленные неприятели. Внутри империи были волнения, а так же назревала внешняя угроза.
  Во-первых, сам Михаил VIII Палеолог вступил на императорский престол незаконно, отстранив от него Иоанна, малолетнего сына императора Феодора II Ласкариса, которого вскорости приказал ослепить. Такое злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ. Новый патриарх Герман, заменивший сосланного Арсения, вследствие народного негодования должен был оставить кафедру. Когда  патриархом поставлен был царский духовник Иосиф, в лице многих духовных лиц и мирян составилась серьёзная оппозиция.
  Во-вторых, восточные границы Византии нарушались набегами турок-осман. Война с ними требовала денег и людских ресурсов. Михаил Палеолог собирался просить всё это у Запада.
  В-третьих, резко изменилось положение в Сицилии: там пришел к власти папский ставленник Карл Анжуйский – брат французского короля Людовика Святого. Карл возглавил борьбу против Византии. Он видел себя защитником западного христианства, возвращающего греков в истинную церковь и воцаряющегося на троне римских императоров в Константинополе.
  Находясь в таких вот  затруднительных обстоятельствах, император Михаил Палеолог рассчитывал, что союз с папой поможет ему выстоять в борьбе с противниками. Он вступает в отношения с папой Урбаном IV, потом с Климентом IV, прося их примирения и союза с Римом, обещая взамен ввести унию в пределах Византии. Поскольку папы не доверяли византийскому императору, эти переговоры не привели к положительным результатам.  Только с 1271 года, когда на папский престол вступил Григорий X, который особенно желал насадить католичество на Востоке, переговоры о унии дали свой ход. Григорий X пригласил Михаила Палеолога на назначенный им в 1274 году Лионский Собор для решения вопроса о соединении церквей. В числе условий соединения, папа выставлял требование о принятии греками латинского чтения символа (с прибавлением filioque) и признание главенства папы.
  Греческая делегация прибыла в Лион, где их ждали папа и латинские епископы. Всё было продумано и организовано таким образом, что напрочь исключалась какая-либо альтернатива при обсуждении вероучительных аспектов и обрядовых особенностей. На соборе было заявлено, что византийцы по своей воле обязуются повиноваться папе и Римской Церкви. В зачитанных письмах императора Михаила Палеолога и византийского духовенства выражалось полная покорность папе. Однако, греки просили папу оставить им символ веры без чтения filioque. Далее византийские посланники дали от имени Михаила Палеолога (а духовные лица от имени греческого народа) присягу в том, что император и его народ отрицаются от всякого разделения с Римскою Церковью и обещают нерушимо сохранять ее исповедание веры и признавать ее первенство.
  Уния состоялась, но оставалось только вводить реально её в Православной Церкви. На это императору пришлось употребить все имеющие у него средства. Он объявил разделение между Церквами несуществующим и потребовал, чтобы все признали это делом совершившимся. Патриарха Иосифа низложили и возвели Иоанна Векка – сторонника унии. При совершении богослужений он поминал Григория X, как «верховного архиерея Апостольской Церкви и вселенского папу».
  Однако, в реальности только император со своими приверженцев принял унию. Духовенство и миряне из простого народа отказывались от общения с Римской Церковью. Насильственные меры императора и сочинения Иоанна Века, не приносили пользы — греки не принимали Унии. Многие епископы, священники и монахи, отказавшиеся принять унию, были сосланы, брошены в темницы и замучены. Император пытался навязать унию даже путем уговоров, объясняя ее политическую необходимость. Но и здесь он оказался бессилен. Сторонники унии служили в пустых храмах. Даже сестра императора удалилась ко двору болгарского царя, отказавшись поддержать своего венценосного брата.
  Между тем в Риме узнали, что в Греческой Церкви унии не существует.
  Папа Григорий X  особо не тревожил Михаила Палеолога, но папа Николай III желал видеть унию действующей на деле. Он прислал в Константинополь своих легатов, которым поручил настоять на полном введении унии с принятием латинского чтения символа и с подчинением папе. Но император сумел обмануть легатов. Послам оказывали почтение, им показали грамоту от имени греческого духовенства грамоту, в которой излагалось учение Римской Церкви, принимаемое будто бы Церковью Греческой (подписи епископов на грамоте были поддельные). Легатам показали тюрьмы, в которых заключены противники унии. Двоих противников унии император даже отослал с легатами к папе на суд, но папа возвратил их без наказания. Успокоенный  Николай III даже заключил с Палеологом тайный союз против Карла Анжуйского.
  В 1281 году на папский престол вступил Мартин IV, послушный воле Карла Анжуйского. Через несколько месяцев после своей интронизации он отлучил Михаила Палеолога от церкви. У Карла Анжуйского, давно мечтавшего о походе на Константинополь, наконец были развязаны руки. Он собрал под свои знамена мощную антигреческую коалицию, в которую входили папство, Венеция, Иоанн Ангел – дука Фессалийский, Никифор Ангел – деспот Эпирский, Сербия и Болгария. Казалось, что дни Михаила сочтены. Спасти Империю могло только чудо. И чудо произошло.
  Дипломатия Михаила Палеолога оказалась лучшей в мире. 30 марта 1282 г., накануне отбытия армады Карла из Сицилии в Константинополь, в Палермо началось восстание, получившее название "Сицилийской вечерни". Весь французский гарнизон был вырезан, флот сожжен, а Карл оказался втянутым в длинную и изнурительную войну с королем Арагонским Педро III, который вместе с огромным флотом "случайно" оказался вскоре после начала "вечерни" у берегов Туниса, близ Сицилии. Послы Сицилии направились к нему и предложили корону. Педро согласился и 4 сентября был коронован в Палермо. "Война сицилийской вечерни" затянулась на десятилетия. Дипломатия Михаила, тщательно подготовившего весь этот сценарий, спала империю, но цена этого спасения была непомерной – император предал веру и пытался заставить сделать это весь византийский народ.
  Спасший Византийскую империю, до конца жизни хранивший верность унии, дважды отлученный от Церкви, император Михаил Палеолог умер через год и был оставлен без церковного погребения. Его сын Андроник II в 1283 году в Константинополе собрал собор, на котором осудили униатов и низложили Иоанна Векка. Храмы в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь, как оскверненные. После этого собора еще дважды собирались соборы,  на них подтверждалось отречение от унии. Таков был бесславный конец Лионской унии.


Рецензии