Будда Майтрея пришел и ушел

Эта заметка из проекта 3, коротко обо всех моих проектах – в резюме на моей странице на портале proza.ru, о каждом из них – в Предисловиях к ним.


Будда Майтрея (санскр. «тот, кто есть любовь») - бодхисаттва и будда будущего, который появится в конце этой кальпы с небес Тушита, где, как считается, пребывает в настоящее время. В дальневосточном буддизме является одним из наиболее популярных бодхисаттв и связывается с будущей эпохой процветания и блаженства (Википедия). Я вспомнил о нем и решил написать эту заметку вот по какой причине. 


Наблюдая за научными исследованиями тукдама (посмертной медитации, когда не происходят обычные процессы гниения), которые в 2007 г. инициировал Его Святейшество Далай Лама XIV с учеными из США [1, 7], я интересуюсь не только публикациями результатов соответствующих научных исследований [2], публичными лекциями и интервью проводящих их российских ученых [3-6], но и сайтом центра Р. Дэвидсона, известного американского нейробиолога, группа которого изучает тукдам. Российcкие и американcкие ученые сотрудничают и их совместная научная статья о тукдаме готовится к публикации [3].  Заглянув в очередной раз на сайт центра Р. Дэвидсона, я обнаружил свежую статью его сотрудницы с устрашающим названием

Tawni L. Tidwell. Life in Suspension with Death: Biocultural Ontologies, Perceptual Cues, and Biomarkers for the Tibetan Tukdam Postmortem Meditative State. // Culture, Medicine, and Psychiatry. Published online: 23 February 2024. Springer.

Т.Л. Тидвелл рассматривает тукдам, как «место встречи» евроамериканской научной традиции и тибетского буддизма. Она коротко описала, как та и другая традиции подходят к, фиксируют и изучают смерть. А также два случая тукдама. Первый случай продолжительностью 37 дней. 86-летний монах тибетского буддизма заболел ковидом, отказался от больничного лечения и умер в отдельной комнате своего монастыря, куда имел доступ только один человек из соображений опасности заражения ковидом. Умерев, он вошел на 37 дней в тукдам. 


Его краткая биография выглядит примерно так.


«Монах родился в 1935 году в Маркхаме, небольшой деревне на юге Кхама, расположенной в самой юго-восточной части Тибетского нагорья, и был признан реинкарнацией Майтреи, будущего Будды, особенно в его родном регионе. В возрасте 11 лет он получил посвящение в монахи в монастыре Палден Лхура, основанном учеником Дже Цонкапы. В 19 лет он поступил на углубленное образование в Лхасе, в монастырь Дрепунг Лоселинг, один из самых известных монашеских университетов в Тибете. В возрасте 21 года он получил полные обеты посвящения от наставника XIV Далай-ламы Линга Ринпоче, который ушел в Тукдам в 1983 году. После сдачи экзаменов повышенного уровня, дающих высшую степень признания геше лхарампы, он поступил в высший тантрический колледж Гьюто Мон. За это время он прошел тщательное обучение изучению ритуальных представлений, конструированию мандал из песка, сложным скульптур из масла и подношений тортов торма, разработке ступ и детальной иконометрии для всех связанных с ними искусств ритуальной практики. … В 1959 году, после вторжения китайцев в Тибет, он последовал за Далай-ламой XIV в изгнание, в конечном итоге поселившись в Бомдиле, где в изгнании был основан монастырь Гьюто. Там он стал специалистом по монастырским ритуалам, сохраняя и возрождая построение и рисование мандал, связанные с ними тантрические практики и ритуальные подношения.»


Дальше автор описала его тукдам в 2021 г., за которым из-за ковидных ограничений наблюдал только один монах-исследователь из его монастыря, пересылая учёным  результаты своих измерений и фотографии.


Только после прочтения этой истории до конца до меня дошла ее возможная глубина. У тибетских буддистов постоянно реинкарнируют выдающиеся практики, но чтобы будда Майтрея появился – такое я прочитал впервые. К этим реинкарнациям можно относиться по-разному, типичное отношение, в т.ч. и среди самих буддистов – скептицизм. В данный момент, верю-не верю, не имеет  значения. Сейчас я предлагаю к этому феномену тибетских перерожденцев отнестись, как к феномену их культуры.


Ведь Его Святейшество Далай Лама XIV – это такой же феномен этой же культуры. Он родился в том же 1935 г., ламы из окружения XIII-ого Далай Ламы нашли маленького мальчика в тибетской деревне, признали в нем реинкарнацию XIII-ого, назначили его XIV-м и воспитали соответствующим образом [8]. В результате на данный момент и в том, что касается диалога современной науки и тибетского буддизма, по мнению академика РАН в третьем поколении К.В. Анохина, есть выдающаяся личность, влияющая на развитие современной науки.


Будда Майтрея – это максимальный уровень буддийской реализации, это – просветленный, Будда. В буддизме, как мировой религии, нет института, аналогичного институту далай лам тибетского буддизма, который бы распознавал и воспитывал кандидата в будущего будду. Я, разумеется, не вдавался в то, как другие направления буддизма представляют себе появление будды Майтреи, но раз нет института, то, наверное, что-то как-то типа «на облаках»…


Однако, в тибетском буддизме есть многовековый институт тантрического монашества, который принял этого необычного мальчика. Он стал монахом-тантриком и всю жизнь верой и правдой служил принявшей его традиции, в конце жизни реализовав один из ее идеалов. (Посмертная нетленность тела, конечно, не является целью практики, ею является то состояние ума, побочным эффектом которого оказывается нетленность.) Академик РАН С.В. Медведев, руководитель российских исследований тукдама, рассказывал о том, что он разговаривал с тибетскими мальчиками-перерожденцами, 3-4летнего возраста. По его словам, они говорят совсем не так, как дети их возраста [3].


Всё в этом 37-дневном тукдаме было хорошо с точки зрения тибетских буддистов кроме одного: в кремационном пепле не было реликвий и не улучшилась погода.


Тидвелл описала еще один удивительный случай тукдама, который реализовал 37-летний ринпоче в том же 2021 г. Его помощники и семья не смогли засвидетельствовать его практику высших циклов йога-тантры, как в предыдущем случае. Они говорили о его добром сердце, его смирении, его почтении и преданности своим учителям.  Из-за ковидных ограничений на доставленных ученым фотографиях уже было видно трупное посинение, поэтому эксперты-монахи и тибетские медики заявили, что это не тукдам. Тем не менее, в отличие от предыдущего случая, в котором после  кремации не осталось никаких следов, в этом случае было обнаружено множество жемчужных рингселей и других реликвий, что традиционно считается одним из основных признаков высших  достижений. Его череп был исписан знаками мантры и божества, как подробной мандалой из высшей йога-тантры. «Подобные посткремационные формы были первыми в своем роде для наших российских сотрудников. Пораженные, они хотели применить биохимический анализ к этим физическим эманациям, однако служители благоговейно унесли их на хранение». (В скобках замечу, что скептики предлагают объяснять посткремационные реликвии (рингсел), например, почечными камнями, сплавившимися в различные формы. Правда, я не видел сообщений, чтобы скептики проводили эксперименты с почечными  камнями хотя бы на предмет их огнестойкости…)

 

[1] Кукаров А.Ю. Предисловие к проекту 3. Проект 3, proza.ru.
[2] Кукаров А.Ю. Российский итог 2022 г. в исследованиях тукдама. Проект 3, proza.ru.
[3] Кукаров А.Ю. Время первых?.. Проект 3, proza.ru
[4] Кукаров А.Ю. К.В. Анохин и теории галилеевского типаПроект 3, proza.ru.
[5] Кукаров А.Ю. А.Я. Каплан и ясный свет смерти. Проект 3, proza.ru.
[6] Кукаров А.Ю. Не буддизм, а организм. Проект 3, proza.ru.
[7] Кукаров А.Ю. История научных исследований тукдама. Проект 3, proza.ru.
[8] Кукаров А.Ю. Понять реинкарнацию ЕС Далай Ламы XIV. Моя страница на proza.ru.


Рецензии