Пастырь Ермы

Книга откровений «Пастырь» Ерма обладала  большим авторитетом в раннехристианское время. Её можно увидеть в списке канонических книг в Синайском кодексе. Такие отцы и учители Церкви, как Ириней Лионский, Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский цитировали в своих трудах это сочинение. Однако, другие церковные писатели (например, Афанасий Великий) относили «Пастыря» к неканоническим книгам Нового Завета. Долгое время автором этого сочинения считали некого Ерма, упомянутого св. апостолом Павлом. Но в XVIII веке была найдена рукопись, получившая название Мураториев фрагмент, содержащая список книг Нового Завета, где о книге «Пастырь» было написано следующее: «Книгу «Пастырь» очень недавно, в наши дни, составил в Риме Ерм в то время, когда кафедру Римской Церкви занимал его брат Пий» (приблизительно между 140-м и 150-м гг.) Это свидетельство позволяет нам утверждать, что написание «Пастыря» следует отнести к первой половине II века. К тому же, ряд данных, имеющихся в самом тексте, соответствует этой гипотезе. Но более вероятным и правдоподобным предположением можно считать версию некоторых учёных и специалистов в области патрологии, которая гласит, что Ермий, брат папы Пия I перевел это произведение с греческого на латинский язык и, может быть, даже дополнил сочинение Ерма, которого упомянул в своём послании св. апостол Павел. 
  По всей вероятности, Ерм входил в число тех «пророков» ; ;;торых есть упоминание в «Учении двенадцати апостолов». Предположительное время его кончины - около 101 года.
  В ходе чтения «Пастыря» читатель узнаёт, что Ерм был рабом с детства и в молодости был продан в Рим, получил свободу там, женился и занялся торговлей. Наказание за приобретенное не совсем честно богатство пришло чрез жену и детей. Вероятно, вследствие доноса во время гонения, Ерм потерял все свое состояние и вынужден был наняться в работники. Согласно содержанию можно составить представление об Ерме, как о человеке простом и малообразованном, но горячо верующем и искреннем. Господь, после ниспосланных ему испытаний, сподобил его особых видений и откровений, которые открыл ему ангел, приходивший в облике пастуха (пастыря). Отсюда, собственно говоря, и название этой книги – «Пастырь».
  По назначению своему, книга «Пастырь» есть окружное послание, написанное на греческом языке. По содержанию, она является историческо-нравственным произведением и носит апокалиптический характер. По форме изложения книга «Пастырь» является пророческо-аллегорической: изобилует символами и подобиями.
  «Пастырь» самое обширное из писаний мужей апостольских, она состоит из четырех видений, двенадцати заповедей и десяти подобий. Видение третье является одним из самых замечательных мест этого замечательного литературного труда, так как рассказывает о постройке башни, изображающей символически Церковь. Этому видению и посвящено данное семестровое сочинение.
  В этом видении благообразная старица показала Ерме великую башню, которую строили над водами из блестящих четырёхугольных камней. Строили ее шесть юношей, многие тысячи других людей носили камни. Кто-то извлекал камни из воды, кто-то брал на земле. Камни, извлекаемые из воды, были гладко отесаны, они так хорошо соединялись с другими, и башня казалась составленной из одного камня. Среди камней, приносимых с земли, были такие, которые юноши употребляли на постройку, и были такие, которые они отбрасывали и разбивали. Вокруг башни виднелось много негожих камней - одни были неровны, другие с трещинами, третьи белы, но круглы, так что не было возможности приладить их при постройке. Некоторые из негожих камней были бросаемы далеко от башни и падали к дороге, где катились далее в пустыню, другие падали в огонь и горели, третьи падали близ воды, но не могли скатиться в неё.
  Данное аллегорическое видение было истолковано следующим образом. Строящаяся башня – это Церковь Христова. Вода под ней символизировала водное крещение. Шесть юношей и те, что приносят камни – это ангелы Божьи. Белые четырёхугольные камни - апостолы, епископы, учители, священники и диаконы, живые и умершие. Камни извлекаемые из водных глубин – пострадавшие и умершие за Христа. Камни приносимые с земли - новообращенные христиане.
  Относительно отбрасываемых камней:
  те, что падали подле башни - согрешающие после крещении, но чувствующие сокрушение и готовые принести покаяние;
  камни, которые ангелы разбивают, а после далеко бросают от башни - люди злые, принявшие веру притворно, и не изменились внутри нравственно;
  неровные камни - это те, кто познал истину, но не остались ей верны;
  треснутые камни – это те, кто вносит раздор и мир имеют с другими только видимо;
  камни белые и круглые – люди богатые, оставшиеся привязанные к богатству и по принятии веры. Когда настанет гонение, они из-за богатства отрекутся от Господа;
  камни отбрасываемые и катящиеся в пустыню – это те, которые уверовали, но уклонились и устремились, не зная куда, мечтающие найти путь лучший, блуждающие, не находящие себе покоя;
  камни падающие в огонь - это те, кто навсегда отпали от веры. Преданные порокам и страстям, они не в силах даже подумать принести когда-либо покаяние;
  камни падающие близ воды и не могущие скатиться в нее – это те, кто, слыша слово Божие, желают крещения, но, когда потом подумают о перемене своей жизни, отказываются от него.
  Семь женщин, окружающие это здание, символизировали веру, воздержание, простоту, невинность, кротость, знание и любовь. И все эти добродетели взаимосвязаны.
  Следующей метафорой в этом Видении было явление Церкви в трех различных видах:
В первый раз очень старой и сидящей в кресле (аллегория слабости духа Ерма, когда по причине неудач в житейских делах он предавался унынию и беспечной лености, будто в дни отживающей старости, вместо того, чтобы с полною верою предать себя в руки Провидения);
Во второй раз – с молодым лицом, но со старой кожей, и с седыми волосами, которая стояла на ногах и приветливо говорила (символическое обозначение жизненного периода, когда Ерм, слыша откровение, которым Бог его удостоил, духом помолодел,  его вера ожила, и силы воскресли. Словно Ерм был похож на старца, который, услышав о даровании ему сына или дочери, встает с радостью, стоит бодро и действует с силою);
В третий раз – юной и прекрасной, только с седыми волосами, сидящей на скамейке с улыбкой на губах (это охарактеризовывало дух Ерма, обновившийся видением башни и приятием других благ, от Бога ему дарованных; скамья означает прочность этого духовного состояния).
  Состояние Церкви ясно рисуется на страницах этой книги. «Пастырь» есть проповедь возврата к первоначальной чистоте Церкви. Во время написания этого произведения нравы христианского общества значительно ослабели: пресвитеры спорили между собой о первенстве; диаконы расхищали достояние вдов и сирот; пророки гордились и искали первенства, жили среди роскоши, торговали своим пророческим даром, предсказывали за деньги; появилось социальное неравенство, богатство с одной и крайняя бедность с другой стороны. Наблюдались случаи отречения от Христа и Евангелия и сомнения в скором пришествии Господа.
  В тесной связи с учением о Церкви у Ермы стоит учение о покаянии. Церковь покоится на Христе, как на древнем камне с новой дверью. Сын Божий, явившись в последние дни, сделался новой дверью для того, чтобы появилась возможность спастись через нее и войти в Царство Небесное. Не все, услышавшие слово о Христе, сохраняют это слово, и не все, вошедшие в башню, останутся в ней. Задача проповеди в сочинении Ерма заключается в очищении Церкви. В строении Церкви наступил перерыв, чтобы грешники очистились и могли быть снова положены в башню. Главная мысль «Пастыря» - не стоит медлить с покаянием, так как постройка башни скоро будет завершена, а это будет означать кончину мира.

 


Рецензии