Сквозь века протянулась незримая нить Гл. 3

Гл 3

СОВЕТИЗАЦИЯ БЕРДАДЗОРА
(по материалам моего отца)

В конце 1917 года с целью посещения Зангезура в село (Бердадзор) из Баку приехал старый большевик Бакши Аванесян и принес весть о том, что рабоче-крестьянские революционные отряды во главе с большевиками свергли временное правительство, что в России вся власть перешла в руки рабочих и крестьян. Это известие в селе восприняли с большим воодушевлением.
 
Из слов Бакши сельчане узнали, что “первая мировая война обернулась гражданской войной, войска царской армии перешли на сторону большевиков” и окончательная победа большевиков не за горами.
 
В Закавказье правительство находилось в руках меньшевиков, мусаватистов, дашнаков, которые вели антибольшевистскую политику, что могло привести к межнациональной войне. Задачей Бакши было не допустить этого.
Б.Аванесян рассказал о том, что в России создано рабоче-крестьянское  правительство во главе с Лениным, а в Баку - комитет под руководством Степана Шаумяна. Новое правительство объявило, что земля принадлежит крестьянам , а заводы рабочим.
В селе был создан сельский Совет, и руководство перешло из рук старейшин в руки Совета.

В историческом Бердадзоре земля всегда принадлежала крестьянам. Каждый знал свой надел, и он передавался по наследству. Пользовался землей и пастбищами весь род. Спорные вопросы регулировались старейшинами.
На протяжении веков село никогда не было разделено на противоборствующие классы. Вся община состояла из тех, кто жил за счет своего труда, и люди коллективно помогали друг другу во время сбора урожая, пахотных и посевных работ.
 
Были и свои богачи, которые жили за счёт процентов долговых обязательств. Это - Гаваларунц, Тонунц и Ево. Они ссужали деньги под такие проценты, что сельчане до конца своей жизни не могли выплатить им долг. Более того, долг переходил к следующему поколению и так несколько поколений не могли расплатиться, потому что те подделывали векселя, искусственно поднимая проценты.
Совет, созданный Бакши, навел порядок в деревне, также сообщил, что векселя, которые были подделаны со стороны Ево, Тонунца, больше не действительны.

Б.Аванесян не допускал межнациональных столкновений. Руководил отрядами самообороны, а также занимался организацией обороны от турецких войск, которые вошли в Закавказье и в наш край.

У Б.Аванесяна была и другая цель. В Баку он получил специальное задание - в Зангезуре начать большевистскую деятельность против дашнакского правительства. Он тайком отправился в Зангезур. Его заменили в селе руководители отрядов самообороны, созданных сельским Советом деревни.

Дашнаки пытались захватить созданные большевиками сельские Советы в Карагышлаге (Бердадзоре) и взамен создать свои дашнакские органы. С этой целью из ЦК дашнакской партии (Баку) в Карагышлаг приехал выходец из села, зарекомендовавший себя террористом, Бахши Саруханян. Ему не удалось преобразовать созданные большевиками советы в дашнакские органы. Его попытка подчинить себе отряды самообороны и их командиров также провалилась.
 
Дашнакский комиссар Б.Саруханян решил хитростью и обманом встать во главе отрядов самообороны и Советов. Для этой цели он устроил в селе большое пиршество и пригласил туда Саака Петросяна (Гхонаханц Саак). В разгар пира Бахши Саруханян сказал Сааку:
- Выйдем, поговорить надо.

Саак был очень чувствительный и изворотливый, быстро ориентирующийся в любой обстановке мужчина. Он сразу понял, что Саруханян позвал его с недобрыми намерениями: Саак был препятствием на пути дашнаков, поскольку был категорически против подчинения им отрядов самообороны и Советов.
 
Саак на всякий случай держал руку за пазухой, в которой был пистолет в боевом положении. Через узкую тропинку они вошли в покрытую кустарниками маленькое ущелье. В глубине ущелья Саруханян вдруг повернулся к Сааку и направил на него маузер. Но выстрелить он не успел, Саак опередил его.

Таким образом, был положен конец последней попытке дашнакского правительства подчинить себе жителей Карагшлага и сел ущелья.

«Люди нашего края были очень непреклонные, как скалы, окружающие наши села. И когда они приняли советские порядки, то их в обратном было не переубедить, даже под силой оружия» - писал мой отец.

В конце 1917 и в начале 1918 годов политическая обстановка в деревне еще больше накалилась.
Сбежавший с фронта офицер царской армии Джанананц Бахши, пользуясь временной неразберихой, не подчиняясь сельским советам, организовывал нападения на соседние села, угонял их скот. Под давлением командиров отрядов самообороны и сельского Совета он вынужден был отказаться от разбойничьих действий. Он вступил в один из отрядов самообороны, которые в такой сложный ситуации обеспечивали спокойствие жителей села.
 
Сельчане не подчинялись ни дашнакам, ни мусаватистко-турецким властям, они ждали окончательной победы советской власти в Закавказье. В селе уже были созданы советы сельских депутатов. С помощью этих советов налаживалась мирная жизнь.
Однако имелась опасность нападения со стороны разбойничьих отрядов Лачинского бека Мустафы Султанова и турецкого Нури-паши.

Жители села знали, что мусаватистская армия Султанова вела бои против населения Зангезура, и рано или поздно, освободившись там, нападет и на них. Под руководством полководца Андраника в Нахичевани в пух и прах были разбиты войска Нури-паши. Их остатки нашли прибежище в ущелье Ханлги Зангезура и ждали удобного момента для нападения на села ущелья, как на звено, связывающее Карабах и Зангезур. Но они боялись войск полководца Андраника, которые находились в Зангезуре и Карагышлаге (Бердадзоре).

В этот период, в 1918 году, полководец Андраник имел своей целью прийти на помощь Бакинской коммуне. Когда турецкие и английские войска вошли в Шуши и Карабах, он не рискнул пойти на этот шаг (силы были неравными) и войска были отодвинуты им из Зангезура.
Воспользовавшись этим, войска Нури-паши из Ханлгинского ущелья напали на наше село с юго-востока, а мусаватистские войска лачинского бека Султанова - с запада. Они имели своей целью закрыть перевалы Сарипапа и Лисагор, а затем истребить жителей нашего села.
 
Им не удалось осуществить это. Отряды самообороны села давно уже заняли важнейшие стратегические позиции и были готовы к встрече с врагом. В течение десяти дней шёл неравный бой.

По указанию сельского Совета организовали эвакуации сельчан.
Когда села опустели, вооруженные отряды переместились в Лисагоский перевал и защищали дорогу с двух сторон, пока жители не пройдут перевал. Ни один мирный житель не остался в деревне и не пострадал. Потери были только в отрядах самообороны.

Сельчане не смогли противостоять врагу, они оставили свои позиции и отступили. Из перевала Байталыг через лес спустили раненых в ущелье Алмалон, сообщили их родным. Из отрядов самообороны в боях на перевале Байталыг погибли 25 человек. Был тяжело ранен старший брат моего отца - Саркис.
Беженцы оставались в безопасных районах Нагорного Карабаха до советизации региона.

Продолжение следует.
http://proza.ru/2024/03/31/1516


Рецензии
🟢 Как только трон закачался… и пошли хищники рвать добычу… Не приведи Бог!

Райя Снегирева   07.04.2024 07:01     Заявить о нарушении
Спасибо, за внимание.

Лаура Симонян   07.04.2024 11:15   Заявить о нарушении