Глава вторая

В пасти у кота Маттиас громко завопил от ужаса. Пасть была мокрой и горячей, розово-чёрной, неописуемо воняла и, по всей видимости, была полна огромных пожелтевших зубов!
- Тьфу!
Мармеладный Кот выплюнул юного мышонка прямо на пол амбара. Мокрый и липкий, он лежал, весь дрожа, к шкурке его прилипли пыль и солома. Инстинкт подсказывал ему, что надо остаться лежать неподвижно и притвориться мёртвым. Шанса убежать из схвативших его в кольцо кошачьих лап у Маттиаса не было, да и приказать своему тЕльцу не трястись с такой силой он не мог тоже. Мышонок лежал, уставившись в кошачьи глаза, - огромные бирюзовые озёра-близнецы с золотыми вкраплениями.
Кот с отвращением уставился на Маттиаса в ответ. Он пренебрежительно, брезгливо провёл лапой по своему грязному языку и сплюнул, словно пытаясь избавиться от ужасного привкуса.
- Тьфу! Я просто не могу выносить вкус мышей! Грязный маленький паразит... никогда не знаешь, где они бывают!
Голос кота, хотя тот и выражался культурно, имел высокий, пронзительный тембр. При других обстоятельствах это звучало бы комично. Маттиас лежал как можно спокойнее.
Мармеладный Кот лениво потыкал в него лапой.
- О, вставай, ты, отвратительное маленькое чудовище! Я знаю, что ты не мёртвый!
Медленно мышонок поднялся на лапы. Казалось, в качестве возможного источника пропитания кота он не интересовал. Лапы у Маттиаса дрожали так, что он вынужден был сесть снова.
Они уставились друг на друга. Маттиас не мог придумать, что бы такое сказать. Кот заговорил снова. На этот раз голос его звучал возмущённо, негодующе.
- Ну?! Тебе что, нечего сказать о себе, мышь?! Где твои манеры?! Ты не думаешь, что должен извиниться, что запрыгнул мне в рот вот таким вот образом?
Маттиасу удалось подняться снова. Дрожа, он поклонился.
- Прошу прощения, сэр! Это была чистая случайность! Видите ли, я упал. Пожалуйста, примите мои смиренные извинения! Я Маттиас из Рэдволла, и я искренне надеюсь, что никоим образом Вам не помешал!
Кот сдержанно принюхался.
- Да, по крайней мере, у тебя, кажется, есть до некоторой степени приличное воспитание, Маттиас из Рэдволла. Я принимаю твои извинения. Позволь представиться и мне. Я - сквайр (1) Джулиан Джиндживер.
- Приятно познакомиться, сквайр Джулиан! - вежливо сказал Маттиас.
Кот царственно зевнул.
- Можешь называть меня Джулиан. Титул передаётся по наследству. Я никогда не хотел его иметь. Сквайр чего? Разбитой, ветхой фермы и тянущейся вон там речки?! У меня нет ни настоящих друзей, ни верных слуг, ни даже подружки для всех этих дел. Хммм, полагаю, когда я умру, линия Джиндживеров прервётся.
Маттиас не мог не проявить, хотя бы и только до некоторой степени, сочувствия к одинокому аристократу.
- По крайней мере Вы, кажется, ведёте мирную жизнь, - с надеждой сказал он.
- О, избавь меня от своих банальностей, мышь! - ответил Джулиан полным пресыщенностью этим миром голосом. - Что ты знаешь об одиночестве и о попытках сохранить свои собственные стандарты в этом разлагающемся мире?! Я говорю - как ты думаешь, ты сможешь хоть чуть-чуть почиститься?! Сможешь с этим управиться? А то ты выглядишь, как абсолютное пугало - стоИшь тут весь в пыли и в соломе! А пока ты это делаешь, может быть, захочешь объяснить, как получилось, что ты что-то вынюхивал здесь, у меня в амбаре?!
Приводя себя в порядок, Маттиас рассказал коту о том, в чём состояла его миссия. Джулиан удивлённо взглянул на него.
- Что?! Капитан Сноу?! Этот старый маньяк! Я запретил ему пользоваться моим амбаром, знаешь ли! Совершенно ужасная птица! Он поедает всё, что ползает и движется! Кстати, и за столом он тоже ведёт себя отвратительно! Все эти отрыгивания - костей и шкуры... тьфу!
- Не можете ли Вы мне сказать, где я могу его найти? Пожалуйста! - попросил Маттиас.
- Конечно! - ответил Джулиан. - Сейчас Сноу живёт в дупле пустого дерева. Я выйду за территорию, прогуляюсь немного и отведу тебя туда. Но, пожалуйста, не жди, что я тебя ему представлю или буду с ним разговаривать. Когда я запретил ему здесь появляться, мы ужасно поругались. Мы наговорили друг другу такого, что невозможно ни отменить, ни изменить. В тот день я поклялся, что никогда больше не заговорю с этим старым филином - сколько бы я ни прожил.
Маттиас почувствовал, что когда-то Джулиан и Сноу были добрыми друзьями. Может быть, трещина в их отношениях и была причиной нынешнего состояния Джулиана - кот явно впал в фатализм и стал мрачен. Мышонок мудро рассудил, что в данный момент продолжать расспросы по поводу этого дела дальше не стОит.


Ехать на кошачьей спине было новым и необычным опытом для Маттиаса. Хотя он изо всех сил это скрывал, Джулиан был очень внимательным, наблюдательным созданием. Легко, грациозно, прогулочным шагом проходя через двор, он лениво заметил:
- Твои друзья-землеройки сегодня в силе. Маленькие невежи! Они думают, я их не вижу! Передай Лог-э-Логу и Гуосим от меня послание; сделаешь? Скажи им, что приходить в амбар за сеном и за другими вещами абсолютно не опасно - Сноу больше там не спит и не делает насеста. Бог ведает - я, конечно же, не причиню им вреда. Моя диета состоит из растений, трав и случайно пойманной в реке рыбы. Я перестал есть красное мясо годы назад. Ещё можешь упомянуть, что, если им надо приходить ко мне в амбар, не будут ли они так добры воздерживаться от постоянных споров и драк? Нет ничего более расстраивающего, чем сварливые маленькие землеройки, мешающие медитировать!
Маттиас согласился передать землеройкам-партизанам сообщение.
Они пришли в маленький, заросший, неухоженный фруктовый сад. Джулиан остановился в двадцати шагах от низкорослого, чахлого дуба. Попросив Маттиаса спуститься вниз, кот предупредил его:
- Может быть, ты не видишь Капитана Сноу, но он за нами наблюдает. Я могу сказать, когда он дома. Будь особенно осторожен, Маттиас. Старый обжора, более чем вероятно, съест тебя тут же, на месте - совершенно типично для филина. Что ж, мне пора - я ухожу. Если у тебя будет шанс, скажи - сквайр Джиндживер говорит, что Капитан должен признать, что был неправ, и попросить прощения. Только тогда мы сможем возобновить нашу дружбу и жить в амбаре вместе. До свидания, Маттиас, и будь осторожен!
- До свидания, Джулиан, и спасибо тебе! - крикнул Маттиас вслед удаляющейся фигуре последнего живущего члена из династии Джиндживеров.
Юный мышонок отколол медаль Базиля со своей туники и, держа её высоко над головой, рискнул осторожно пойти вперёд. Если Джулиан сказал, что Капитан Сноу где-то рядом, значит, так оно и должно быть...


Молчание раскололось пополам от словно бы неземного, потустороннего то ли скрипа, то ли визга, за которым последовал взмах огромных крыльев. Словно из ниоткуда вылетел филин, и ринулся прямо на Маттиаса.
Ныряя и петляя, как учил его Базиль, Маттиас замахал медалью и завопил во весь голос:
- Перемирие! Меня послал заяц Олень Базиль! Я требую перемирия!
Его сбили с ног, и он упал прямо на спину. Массивные, остроконечные когти вырвали медаль из его кулачка. Капитан Сноу приземлился перед Маттиасом, своими широкими крыльями подняв пыль. Юный мышонок с трудом поверил, что такая потрясающе устрашающая и настолько впечатляющая птица вообще существует в этом мире.
Капитан Сноу, огромно-высокий, стоял, невероятным образом распахнув крылья; охват их был поистине огромен. Абсолютная белоснежность перьев филина нарушалась только несколькими коричневыми полосками на одном крыле и некоторыми тёмными пятнышками на макушке. У него было шесть опасных когтей на ногах спереди, два сзади, и острый, сильно изогнутый клюв. Глаза его были колоссальны - два золотых шара-близнеца с чёрными окружностями в центре.
Осознавая, что жизнь его висит на волоске, Маттиас продолжал нырять и петлять. Капитан Сноу выпустил коготь. Маттиас проворно увернулся в сторону.
- Доложи по форме своё имя и ранг! Кто дал тебе мою медаль?! - словно бы огрызнулся филин ровным, тяжёлым голосом.
Всё ещё быстро передвигаясь и задыхаясь, юный мышонок выдохнул:
- Мышь Маттиас, воин из аббатства Рэдволл! Медаль принадлежит моему другу зайцу Оленю Базилю! Он шлёт Вам привет, Кап;тан, сэр!
- Встать в рост, быстро! - огрызнулся Капитан.
Маттиас вcтал неподвижно. Когти филина стали продвигаться вперёд, дюйм за дюймом - словно жили своей собственной жизнью. Юный мышонок тут же отклонился назад - подальше от когтей. Капитан Сноу слизнул слюну с краёв клюва - было совершенно ясно, что ему отчаянно хочется сожрать Маттиаса.
- Что сказал тебе кот, мышь?! - проскрипел он. - Он упоминал меня?!
Маттиас повторил послание от Джулиана.
- Сквайр Джиндживер говорит, сэр, что, если бы Вы признали, что Вы неправы, и извинились перед ним, тогда вы оба остались бы друзьями, и жили бы в амбаре снова.
Говоря это, Маттиас отодвигался - подальше от ищущих когтей. Внезапно, повинуясь инстинкту, он нырнул в сторону - как раз когда филин внезапно налетел на него. Подпрыгнув, мышонок зигзагами побежал - прочь от птицы-убийцы. Обманутый собственной целью, Капитан Сноу стал, как безумный, рвать траву и разбрасывать пыль. Он одновременно катался по земле и взлетал вверх, а потом усаживался на насест на входе в своё гнездо в дупле низкорослого дуба.
- Хорошо, теперь можешь перестать убегать, маленький воин! Вернись, я хочу с тобой поговорить!
Маттиас встал на безопасном расстоянии от дерева. Капитан Сноу переступал с лапы на лапу, раздражённо бормоча:
- Я?! Неправ?! Никогда! Я не буду извиняться перед этим котом! Я отказываюсь!
Когда филин перестал спорить сам с собой, Маттиас окликнул его:
- Кап;тан Сноу, сэр! У меня есть вопрос, который я должен Вам задать!
Широким крылом большой белоснежный филин поманил его к своему дуплу.
- Послушай, мышь, ты же не можешь стоять там и кричать мне сюда, наверх! Почему бы тебе не придти в мою пещеру... э-ээ... гнездо? Тогда мы сможем побеседовать вместе, в уюте и тепле.
Встав на цыпочки, Маттиас мельком смог взглянуть на "гнездо". Стены были выложены всеми видами шкур - землероек, мышей, мышей-полёвок и даже крыс. Черепа и кости этих маленьких созданий были развешаны везде, как жуткие декорации. Маттиас нервно улыбнулся.
- Эмм... если Вы не возражаете, кап;тан, думаю, я предпочту остаться там, где стою.
Капитан хрипло захихикал кудахчущим смехом и указал когтем:
- Итак, Вы предпочитаете остаться там, где стоИте, сэр? Что ж - я Вас не виню. Хорошо, закончим с этим. Что это за вопрос, который ты хочешь мне задать?
- Вы знаете Асмодеуса, гигантскую гадюку, и где я могу найти его, сэр? - смело закричал Маттиас.
Клювом филин почистил пёрышки у себя на груди. Потом склонил голову набок.
- Я знаю обо всём, что передвигается по моей территории, мышь. Да, я знаю об Асмодеусе. Также я знаю место, которое он называет домом. А почему ты спрашиваешь?
- Потому что у гадюки есть кое-что, что принадлежит нашему аббатству. Древний меч, сэр! - ответил Маттиас.
- А, меч! - проговорил филин. - Я помню ночь, когда, проползая здесь, он его нёс. Тебе никогда не отобрать у Асмодеуса этот меч - тебе, такому ничтожному, хилому, маленькому мышонку! У гадюки в глазах есть магия, которая заморозит тебя и превратит в статую! Ха, хотел бы я, чтобы мои глаза были такими же!
Маттиас почувствовал, что закипает. Он сердито закричал на упрямую, самоуверенную птицу:
- А мне всё равно, волшебные ли у него глаза, ядовитые ли зубы, стальные кольца или что-нибудь ещё! Я д о л ж е н достать этот меч! Я украду его у змеи, или буду за него с ней драться! Если понадобится, я...
Следующие слова Маттиаса утонули в истерическом, скрежещущем смехе филина - от хохота тот почти упал со своего насеста. Капитан Сноу сморгнул слёзы со своих огромных глаз.
- Ты - что?! Я не ослышался?! Ты говоришь, что будешь драться с Асмодеусом?! Ты! О, малыш! Беги прочь и ступай играть, прежде чем у меня от смеха треснет крыло! Ха-ха-ха-хи-хи-ох-хо-хо-хо-хо! О, Господи, Боженьки мои! А ты уверен, что недавно не пил старый яблочный бренди (2)?! Мышонок, дерущийся с гадюкой!!! О, Боже - теперь-то я уж точно слышал всё на этой Земле!!!
Капитан Сноу беспомощно хохотал. Маттиас с вызовом закричал:
- Ха! Держу пари, ТЫ уж точно не смог бы сражаться с Асмодеусом!
Белоснежным крылом филин вытер слёзы с глаз и загукал:
- А я никогда и не пытался. И я не получил бы удовольствия от такой перспективы, малыш. Вполне возможно, что и змея, и я... мы оба в итоге погибли бы.
Маттиас презрительно засмеялся:
- Это потому, что ты боишься! Смотри - я готов поспорить, что не только буду драться с Асмодеусом, но ещё и смогу победить!
- Спорим, что не сможешь!
- Спорим, что смогу!
- Спорим на что угодно, что не сможешь!
Маттиас указал на медаль в когтях Капитана Сноу:
- Спорим на эту медаль, что я смогу!
Капитан забросил медаль назад, в своё гнездо.
- Идёт!
- Подожди, филин! - прокричал Маттиас. - А ты что выставишь как предмет для пари? Медаль-то не твоя! Ты же дал её зайцу Оленю Базилю!
Распластав крылья во всю их невероятную длину, Сноу проскрипел:
- Я поставлю всё, что угодно! Всё, что ты скажешь, мышь!
Маттиас хитро улыбнулся:
- О, я не хочу забирать всё, что принадлежит тебе! Давай просто скажем, что ты гарантируешь, что вернёшь мою медаль, и кое-что мне пообещаешь - совсем немножко!
И снова филину оказалось трудно проконтролировать своё необузданное веселье.
- Ха-ха-ха! Ну у него и выдержка! Хорошо, мой маленький воин! Пари так пари! Называй то, что я должен тебе пообещать!
- Хорошо! - торжественно сказал Маттиас. - Ты должен поклясться, что, если я выиграю, ты никогда больше не сьешь ни мышь, ни землеройку - какую бы то ни было!
- Согласен! - засмеялся филин. - Собственно говоря, я пойду даже дальше. Я тебе обещаю, что, если ты победишь змею, я признАюсь этому скучному, чванливому, старому коту со старомодными манерами, что я был неправ! А чтобы извиниться, я даже встану перед ним на колени... и да будет так!
- Поклянись своей капитанской клятвой! - давил на филина Маттиас.
Филин вытянул вперёд крыло и лапу, произнося наизусть:
- Клянусь моим капитанством и моими знаменитыми, прославленными предками Никтеей и ГласьЕром (3), что я, Капитан Сноу, верну означенную медаль, и останусь верным своей клятве, если ты выиграешь битву против Асмодеуса! - После этого филин расхохотался снова: - О, ха-ха-ха-хии-хии-хии-хо-хо-хо!!! Это простейшее пари из тех, что я когда-либо заключал! Это будет так же просто, как снять крылья с мёртвой бабочки!
- Может быть, для Вас, сэр, но не для меня! - парировал Маттиас. - А теперь скажите мне, где я могу найти Асмодеуса, кап;тан.
- В старом карьере, где добывают песчаник, - ответил филин. - Тебе нужно будет перейти через реку. В карьере есть пещеры и проходы. Исследуй их. Ты не найдёшь Асмодеуса до тех пор, пока не наступит момент, когда ты будешь ожидать его меньше всего. Но к тому времени будет уже слишком поздно. Ты будешь мертвее, чем сосулька в аду. До свидания, мышь!
Маттиас повернулся к снежно-белому филину спиной и зашагал прочь; а в ушах его звучал поток насмешек.
- Как хорошо - моя серебряная медаль вернулась ко мне! - насмехался филин. - Когда я буду надевать её, буду думать о тебе! Ты должен был позволить мне тебя съесть! Тогда тебе не надо было бы идти в карьер! О, и... я едва не забыл! У тебя не будет возможности передать зайцу мои наилучшие пожелания... ты уютно устроишься внутри змеи!
Игнорируя жестокие насмешки и колкости филина, Маттиас продолжал идти вперёд - через двор на ферме и дальше по лугу, не останавливаясь до тех пор, пока не пришёл на опушку Моссфлауэрского леса. Землеройки вылезли из укрытия и шумно замолотили по воздуху своими бесконечными вопросами.
- Ха, так ты вернулся?!
- Почему Сноу тебя не съел?!
- Спорим, раньше ты никогда не видел филина ТАКОГО размера, а?!
- Какие новости о Ядовитых Зубах?
- Ты нашёл место, где он прячется?
- Не стой тут просто так! Рассказывай, рассказывай!
Началась яростная ссора. К тому времени, как Маттиас разыскал Лог-э-Лога и взял у него чёрный камешек, землеройки обнажили мечи.
- Заткнитесь и перестаньте драться, вы, хулиганы, - или вы ничего не узнаете! - прорычал Маттиас.
Члены Партизанского Союза Землероек Моссфлауэра выжидающе замолчали. Маттиас обнаружил, что ему трудно вести себя так, чтобы в голосе его не было слышно презрения.
- Я нашёл Капитана Сноу. Фактически меня привёл к нему сквайр Джулиан Джиндживер. Это имя кому-нибудь о чём-нибудь говорит?
В рядах слушателей послышалось смущённое шарканье. Многие, в частности, Гуосим и Лог-э-Лог, уткнулись взглядами в землю.
Маттиас сложил лапы и с отвращением посмотрел вокруг.
- О, да! Я просто хочу вас всех поблагодарить! Особенно тебя, Гуосим, и Лог-э-Лога! Какое хитрое, коварное, мерзкое, отвратительное, подлое дельце вы затеяли! Послать меня в этот амбар без единого предупреждения о коте!
Лог-э-Лог сорвал с головы бандану, и она слетела вниз, на землю. Потом взял в лапу камешек.
- Маттиас, я говорю не только за себя, но и за весь Партизанский Союз. Нам очень жаль - ты должен этому поверить. Это совершенно вылетело у нас из голов. Мы забыли о коте. Видишь ли... мы землеройки - не только по названию, но и по натуре. Мы спорим, ссоримся, пререкаемся и дерёмся между собой столько, что теряем из виду важные вещи. Но мы такие, какие есть. Пожалуйста, прими наши извинения, друг.
Маттиас снова взял камешек.
- На этот раз я вас прощаю. Вы говорите, что вы землеройки, и называете меня другом. Вы говорите, что вы забываете. Позвольте мне вам сказать: я - воин из Рэдволла. Я всегда помню, кто мои друзья, но я никогда не забываю, если мне наносят урон! Тем не менее, больше мы говорить об этом не будем. Сейчас вы должны меня выслушать. То, что я должен Вам сказать, - великой важности. Это может изменить жизнь каждой землеройки. Капитан Сноу сказал мне, что Асмодеус живёт в старом песчаном карьере через речку. Он пообещал мне, он дал клятву: если я смогу победить Асмодеуса, филин никогда больше не лишит жизни ни одну землеройку!
Когда изумлённый гомон затих, юный мышонок продолжил:
- Подумайте об этом, партизаны! Для вас это будет двойное благословение. Когда Асмодеус умрёт, а Капитан Сноу сдержит свою клятву, вы сможете жить в безопасности - ни один, ни второй угрожать вам уже не будут. И, пока мы ещё говорим на эту тему... мой друг кот Джулиан абсолютно безобиден. Он не будет за вами охотиться. В любое время, когда вам нужно будет взять что-нибудь из амбара, он разрешит вам это взять, если только вы это сделаете тихо, без драк и ссор. Это всё, что я должен вам сказать... за исключением одного. Проводите меня до карьера.


Маттиас стоял, терпеливо ожидая, пока рядом с ним велась приглушённая беседа. Конечно же, они не откажутся от такого щедрого предложения? Он изо всех сил старался отследить нить разговора. Некоторые, казалось, были целиком за, однако другие, по всей видимости, верили его слову с неохотой. Наконец выглядящий по-военному маленький самец землеройки вышел вперёд и подобрал камешек. Он обратился к Маттиасу очень официально.
- Наши правила говорят, что карьер за речкой - это территория, которая не принадлежит землеройкам, мышь. Таким образом, мы не можем пойти с тобой!
Лог-э-Лог прыгнул вперёд и нанёс говорящему сильный удар, от которого тот упал на спину и остался лежать неподвижно.
- Ты трусливый, неблагодарный маленький дурачок! - закричал Лог-э-Лог. - Как ты можешь такое говорить после всего, что этот воин пытается для нас сделать?!
Гуосим подобрала камешек с земли.
- Остановись, Лог-э-Лог! Ты не имеешь права бить товарища! Он просто констатировал факты! Правила нашего Партизанского Союза ясно говорят, что ни один его член не может быть принуждён рискнуть и выйти за официальную границу территории землероек!
Прежде, чем у Лог-э-Лога появился шанс ответить, поднялся бунт. Землеройки начали пинать друг друга, толкать кулаками, спорить, вопить, бороться и кричать. Казалось, вся опушка Моссфлауэрского леса пришла в смятение.
Маттиас подобрал камешек и попытался перекричать все эти вопли и остановить драку. Однако голос его затерялся в шуме. Со злостью он схватил ближайшую к нему землеройку за грудки и заорал:
- Слушай, ты! Скажи мне, в каком направлении находится река, или...
Прежде, чем выскользнуть из хватки Маттиаса и и очертя голову ринуться в драку, изо всех сил вырывающееся создание показало лапой на северо-восток.
Юного мышонка охватила ярость. Он помахал камешком и закричал:
- Давайте, деритесь, вы, тупые идиоты! Никто из вас мне не нужен! Я пойду туда один, и вот что я думаю о вашем желающем всем командовать маленьком союзе и прогнившем старом камне!
С огромной силой он швырнул камешек, и тот, перелетев через головы бунтовщиков, исчез в лесу. Маттиас повернулся на пятках и стремглав побежал по направлению к реке.


1. Сквайр. Эсква;йр, сквайр (англ. esquire от лат. scutarius «щитоносец») — почётный титул в Великобритании (первоначально, в раннем средневековье, этим титулом награждался оруженосец рыцаря); впоследствии титул присваивался чиновникам, занимающим должности, связанные с доверием правительства.
Термин эсквайр часто употребляется как равнозначный термину джентльмен. (Википедия)

2. Бренди - (англ. brandy, от нидерл. brandewijn — «пережжённое» или «перегнанное» вино[1]) — крепкий алкогольный напиток[2], общий термин для обозначения продуктов дистилляции виноградного вина, фруктовой или ягодной браги с крепостью свыше 37,5 % по объему[1]. Если явно не указано иное, то бренди изготавливается из виноградного вина. (Википедия)

3. Гласьер (glacier) - ледник (фр.)


Рецензии
Везучий мышонок, кот не съел, филин ограничился спором, змея точно не сдюжит:—))) с уважением:—)) удачи в творчестве

Александр Михельман   03.04.2024 21:02     Заявить о нарушении
Да уж - что правда, то правда... Ну, должен же кто-то наконец покончить со всем этим безобразием, которое там творится... Думаю, что под конец и филин с котом помирится - почему нет? Всё ведь бывает... Спасибо большое, Саша! Пойду, не откладывая, делать дальше - правда, конец ещё не совсем скоро, но всё-таки уже всё ближе. Так что тянуть не будем. Простите, что не раньше - я всё ещё до конца не выздоровела. Но, как сделаю следующую главу - сообщу, как обычно. Спасибо Вам ещё раз, Добра и Удачи! С уважением и теплом сердца - Лена

Елена Агата   03.04.2024 23:15   Заявить о нарушении