Язык как начало человека

Основания и перспективы.

На ранних стадиях социального развития люди преимущественно занимаются наглядно-эффективными формами практики, где их рассуждения во многом основаны на переживаниях, непосредственных наблюдениях и опыте. При этом логическое мышление, включающее формальные рассуждения, обобщения и абстракции, может быть ограниченным или недостаточно развитым в таких контекстах.

Развитие мышления и представлений в немалой степени программируется используемым языком. Наше понимание себя и реальности во многом определяется уровнем развития языка и способами, которыми мы общаемся и взаимодействуем. Знаки и символы языка предлагают нам основу для восприятия и интерпретации мира, формируя наши мысли и опыт посредством конкретных языковых конструкций.

Философ Людвиг Витгенштейн представил концепцию языковых игр как способ подчеркнуть идею о том, что язык — это развивающаяся и динамичная социальная практика, а не статичная система репрезентации. Языковую игру в этом контексте можно понимать как сложную систему правил и закономерностей, которые управляют тем, как мы используем и интерпретируем язык.

Когда мы воспринимаем действительность, наше мышление занимает определенную речевую позицию, которая позволяет нам воспроизводить и поддерживать чувство связности и смысла в нашем взаимодействии с миром и другими людьми. Когда мы сталкиваемся с новыми понятиями, взаимодействуем с разнообразными языковыми практиками, наше сознание адаптируется и либо развивается, открывая новые перспективы для понимания, либо искажается, погружается в узкий тоннель и тёмную пещеру.

По сути, развитие мышления — это непрерывный и динамичный процесс, который во многом определяется нашими языковыми встречами и опытом. Участвуя в различных языковых играх, мы постоянно меняем свое представление о мире и своем месте в нем. Эта точка зрения подчеркивает силу языка в формировании человеческого мышления и познания и подчеркивает жизненно важное значение разнообразных и динамичных языковых и культурных обменов.

В оценке А.Р. Лурия «язык не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами. Язык не только располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Язык располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально-логическим путем» Лурия А.Р. Язык и сознание. М. 79 г., 263). 

В процессе личностного онтогенеза ментальность человека переживает детство, зрелость и старость, каждый из этапов характеризуется своеобразием личностной структуры, изменением интерпретации слов, значений и смыслов. Каждая стадия имеет различные характеристики, которые определяют то, как люди воспринимают мир и взаимодействуют с ним. Следовательно, нравственно-интеллектуальные процессы и решения, лежащие в основе понимания человеком языковых конструкций, также претерпевают трансформации.

На ранних стадиях развития язык часто основывается на эмоциях и аффективных переживаниях. Слова связаны с чувствами и телесными ощущениями, и понимание языка ребенком связано с этими переживаниями. По мере развития на последующих стадиях роль памяти и зрительных представлений становится более значимой в формировании понимания и использования языка.

На более поздних стадиях понимание и использование языка зависят от сложных вербально-логических отношений, поскольку люди становятся более способными формировать абстрактные мысли, критическое мышление и решение проблем. На этом этапе язык действует как сложный инструмент, который позволяет людям ориентироваться в мире с более глубоким пониманием различных концепций, идей и их взаимосвязей.

В заключение можно сказать, что онтогенез начинается с основных ассоциаций между словами и эмоциями, затем переходит к интеграции зрительных представлений и памяти и, наконец, продолжается развитием сложных словесно-логических отношений. Этот развивающийся процесс предоставляет людям динамичный и многогранный способ взаимодействия с миром, постоянное расширение или деградацию понимания себя и общества, действительности и отношений.

По мере освоения более сложных форм языка люди развивают более глубокое понимание логического мышления и навыков рассуждения. Они становятся более искусными в абстрактном мышлении, что позволяет выйти за пределы непосредственного опыта. Например, они могут использовать гипотетические рассуждения, думать о вещах, которых нет в данный момент, исследовать и взвешивать сложные альтернативы для принятия более обоснованных решений, прогнозировать будущем.

Уровень развития технологий, доступ к качественному образованию и информации оказывают глубокое влияние на когнитивное и социокультурное развитие общества. По мере того, как люди получают доступ к более широкому культурному опыту, разнообразным точкам зрения, качественному изучению языка, широта и глубина мышления также расширяется.

Развитие языка и культуры, ликвидация невежества играют решающую роль в развитии навыков критического мышления личности и общества. Доступ к качественному и системному образованию, знаниям и разнообразным идеям позволяет людям развивать свои способности к рассуждению, лучше ориентироваться в сложностях современной жизни, целостно участвовать в развитии общества, быть более последовательными в реализации метабиологических ценностей и отношений.

Диверсия слов.

В последние полвека русский язык вобрал в себя множество англицизмов, которые можно встретить в различных контекстах от специализированной лексики до разговорного сленга. Небольшая часть лингвистов спорит об этом явлении с теми, кто указывает на то, что некоторые иностранные слова изначально казались чужими, но со временем ассимилировались и интегрировались в русский язык.

Основной проблемой здесь является не заимствование самих слов, а потенциальное искажение мировоззрения или повествования, которое они могут принести с собой, особенно когда такие термины связаны с культурными, политическими или идеологическими конструкциями.

Здесь же возникает отдельная проблема — импорт ценностной, идеологически нагруженной и манипулятивной лексики, которая неизбежно, а зачастую и намеренно искажает восприятие действительности. Джордж Оруэлл в своем знаменитом романе-антиутопии «1984» описывает «новояз». Такой «новояз» создаёт языковую матрицу, заданные шаблоны смыслов и реакций, ментальную пещеру. По сути, Оруэлл обозначает идею о том, что паразитарные элиты создают и внедряют специальный язык для распространения определенной «языковой игры» и картины мира. В результате простое общение на этом языке усиливает именно заданное восприятие действительности, делает практически невозможным формулирование мыслей, противоречащих ей.

Язык и культура речи задают определённые правила, представления, ориентиры, установки для изображения и переживания реальности. Используя определённый язык, человек погружается в некое обозначенное мировоззрение, систему ценностей и отношений. Каждый язык проводит и отражает культуру, историю, контексты и сложные нюансы общества, и представляют собой уникальную линзу, через которую интерпретируется и меняется действительность.

Многообразные языки отражают различные аспекты реальности, и это влияет на то, как носители этих языков думают, чувствуют, относятся и действуют в окружающем мире. Лингвистическая относительность, также известная как гипотеза Сепира-Уорфа, постулирует, что языковая структура влияет на то, как люди воспринимают и классифицируют свой опыт.

Сокращение интереса к народной культуре и языку приводит к размытию цивилизационной идентичности, обеднению смыслов и словарного запаса, нивелированию оснований и ценностей русской цивилизации. Внедрение искусственных иностранных слов, которые нередко несут деструктивные, искажающие или неопределённые смыслы, самым разрушительным образом сказывается на социокультурном мировоззрении людей, примитивизирует их общение и интерпретации, цели и образ жизни. И, как следствие, люди становятся более уязвимыми, внушаемыми и манипулируемыми.

По сути, язык, который мы используем, глубоко переплетен с особенностями нашего мозга, мыслями и эмоциями, а также с тем, как мы воспринимаем и интерпретируем мир. Сохранение богатства и разнообразия языков имеет важное значение не только по культурным причинам, но и для поддержания огромного разнообразия точек зрения, социокультурных и интеллектуальных возможностей, которые во многом формируют разные уникальные языки.


Рецензии