Препятствование приходить
Поводом (и правом) так считать взрослые, конечно же, выбрали то, что сами выросли из детей. И их не смущает то, почему в старости взрослым хочется общаться с детьми, почему в душе у них ноет ностальгия по детскому мировоззрению.
Детскость – это, увы, не только незрелость в чем-то, но и, - что гораздо важнее, - еще не утраченная простота души. Это свежий и еще не замутненный знаниями, привычками и опытом взгляд на вещи. Это способность радоваться простому, способность быть такими, как есть, без притворства – то есть то самое, что так тщетно мы, взрослые, сегодня стараемся вернуть с помощью разного рода «знатоков души», специалистов-психологов. Взрослых, понятно, специалистов. На деле чаще всего часовое пребывание в общении с детьми восстанавливает утраченное больше, чем модный месячный курс у подобных знахарей, заодно исцеляя и от последствий таких курсов. Бесплатно – как прилично для всякой благодати. Вы не задумывались, почему у нас нет понятия «детотерапия»?
Детскость - это умение высказать то, что думаешь, без заботы о последствиях. Это свобода от этических норм, сковывающих желание выражать свои настроения, свою радость или отчаяние. Это способность плакать и смеяться искренне. Просто задумайтесь: у детей это все есть. Они этим обладают, в отличие от психологов-коучей, бойко вещающих вам, как вам стать самими собой. Вы же не ходите в продовольственный магазин, скажем,.. за ботинками? Ну, дык, и что же тогда?
Детство – это еще не утраченный абонемент доступа к престолу Небесному. Это еще не утраченное то, чему в последствии часто так и не удается научиться снова, что бы «быть как дети». Это образ, помогающий взрослому человеку понимать, что он Божий ребенок. И вести себя соответствующе, обращаясь за помощью к Родителю, прежде, а… «не это, вот, все».
И вот, утратив все перечисленное, мы определяем, что такое детство, очерчивая своим закостенелым представлением границы «детских тем».
Что же является границей детских тем на самом деле? Собственно, как и взрослым человеком, детьми по жизни движет интерес (желания), производимые свыше (или скажем иначе: «внутри нас есть»). Поэтому граница детских тем и проходит там, где этот интерес заканчивается. Их нескончаемые «почемучки» прекращаются там, где наши ответы начинают вызывать у них зевоту. Мы так боимся открыть им что-то преждевременно, тогда как они естественным образом прекращают слушать наши сбивчивые разъяснения как раз на том рубеже, где интерес их к теме пропадает. Нет иных границ. Дети сами прекратят смотреть-наблюдать то, что их более не интересует.
Собственно, это касается и взрослых. Каждый сосуд наполняется в какой-то момент, и мы чувствуем, что уже «льем через край», что-то объясняя или показывая.
А как же тогда быть с тем, что может их шокировать, испугать? Это, к сожалению есть в мире сем, но подобное вряд ли дети выбирают сами, интересуясь. Скорее, подобное на них обрушивается в виде катастроф, войн и т.п. проявлений мирского неустройства. Что интересно, не все юные свидетели шокирующего становятся злыми, ущербными (или от чего там еще мы их стараемся уберечь, расставляя «границы тем») из-за увиденного зла…? Многие дети войны дадут фору по внутренней стабильности тем, которые детство провели в искусственной резервации «детство». Наверное многие из ныне живущих имеют перед собой примеры из своих бабушек-дедушек, прошедших многое «недетское» в детстве на контрасте с кем-то из выращенных в «резервации».
Что-то другое определяет процесс становления личности человека - скорее, уж, настрой воспитателей, чем «недетские темы», что были доступны детям для изучения. Иначе в одних и тех же условиях не возникали бы совершенно разные характеры людей.
«Дети – цветы жизни», - говорим мы, тут же забывая о том, что растения растут сами, а люди лишь могут поспособствовать этому, правильно подкармливая и поливая. Взращивает же их Та же жизненная сила, что поддерживает жизнь и во взрослых. Та сила, Которая нам неведома, а если и ведома, то не подконтрольна. И если мы не замечаем, что Эта сила направляет нас в развитии естественными способами, с помощью интереса, желания, то мы идем против самих же себя, пытаясь «границами тем» заглушить интерес в тех, кем мы утратили способность оставаться, взрослея.
Свидетельство о публикации №224040501033
Молодость - это вся жизнь, не мною сказано. Это скорее про детство.
Увы, но приходилось видеть таких детей и подростков, что тут не цветами пахло.
Тема очень острая и важная.
Наталья Кремлева 12.03.2025 06:33 Заявить о нарушении
Взять ту же фразу "если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6:53), повергшую слышавших в шок, или эдемскую ситуацию, где люди должны были "смертью умереть", вкусив "запретного", но вроде бы жили и далее...
Не всё, что именуется как-то в миру, такое и есть. Поэтому и детскость с молодостью существуют еще и в образах, а не только в сути. Образы же немощны перед искушениями, поэтому в мире возможны иллюзии и "оптический обман зрения"(с))), когда нам показывают испорченного "зависимостью от взрослых" человека, внешне выглядящего ребёнком, но исповедующего уже далеко не то, что "видели у Отца своего" и говорят: "И что, мы должны быть, как ЭТО?".
Тем не менее, у детей даже с испорченным от внешнего влияния мировосприятием остаётся что-то своё - в той степени, в которой они еще смотрят на всё своими глазами, и в этой своей наивности-простоте они лучше навострившихся "жить" взрослых. Даже то, как они открыто выражают чувства или выражают желания хотя бы, как не скрывают слёз, если в отчаянии, как дерутся сразу, а не держат в себе обиду годами, вынашивая месть.
Христос говорил именно о детях, а не о том, чем наполнили их образы взрослые, "воспитывая".
Поэтому, если дети утратили "цветочный запах", это "уже не цветочки", так сказать. Именно гибрид детской оболочки и несоответствующего ей содержимого из опытности в злых делах и ужасает контрастом, который во взрослых телах более ожидаем и так не шокирует.
Истина разделяет детскость в смысле развития мудрости и детскость в развитии хитрости, коварства и т. п. Это разные природы, лишь одна из которых поистине человеческая. Ведь Спаситель, говоря "будьте, как дети", не добавлял "...диавола".)
Слова Лихачёва о молодости, насколько я понял, повествуют о периоде созревания личности человека. Действительно, дорастая до плодоношения дерево просто зацикливается в своих процессах, начиная прожитое копировать вновь и вновь, вплоть до оставления мира. То есть качественно уже не изменяется, как и человек, по сути. Всё им написанное в этом контексте не противоречит тому, что важно оставаться ребёнком, взрослея, а, как раз, подтверждает. Ведь уделение Лихачёвым важности раннему развитию человека, если подумать, как раз и является стремлением предостеречь взрослых от ошибок при воспитании, которые они сами когда-то обрели таким же путем, перепутав глупость с взрослостью.
Если продолжать это исследование к корням генеалогического древа человечества, мы окажемся там, где это началось, и увидим двух Божьих детей в Эдеме, которые поддались на соблазн "повзрослеть", оставив естественную живую простоту.
Признателен Вам за развернутый отзыв-размышление!
Давний Собеседник 12.03.2025 11:27 Заявить о нарушении