Исповедь Клода

Эмиль Золя после скандального романа "Исповедь Клода " писал Антони Валбергу:
"На меня со всех сторон сыпались удары, я погублен в мнении порядочных людей... Но сегодня я известен, меня опасаются и меня оскорбляют; сегодня я вхожу в число авторов, которых читают с ужасом.
Вот в чем мастерство... Мастерство заключается в том, чтобы, написав произведение, не дожидаться читателя, а идти ему навстречу и заставлять его ласкать или оскорблять себя..."
Он же -ему:
Судите содержание, а не форму, я излагаю свои мысли как придется, наспех..."

Уже здесь писатель предстает исследователем.
Как иллюстрации эмбриона на разных этапах развития к учебнику биологии, в романе представлены образы Марии, Лоранс, Маргаритки.
 Они собираются вместе на пирушке Жака, чтобы постигающий жизнь Клод смог увидеть падшую женщину во временной перспективе.
 Они лишены души: Мария продана "как букетик фиалок", опредмечена, город превратил ее в "чудовищное создание", "не ребенка и не женщину"  ей всего 15 лет, поэтому она представляет собой смесь "бесстыдства и наивности"...
Лоранс и Маргаритку одинаково "состарил разврат" взгляд помутнел от распутства, губы обезображены грубыми поцелуями. Заканчивает продажная женщина в анатомическом театре, где ее "разрежут на четыре части, чтобы узнать, насколько горько и тошнотворно его содержимое".

В сущности это то, что не свойственно настоящему романтическому герою, – страстное желание познать действительность.
Оно выражается не просто в попытке исправить, пробудить и узнать Лоранс, но и в своего рода "переоценке всех ценностей".
Уже в самом начале Клод сознает, что "сооружение, возведенное его мечтами, не имеет больше под собой опоры" и рушится, попытки перевоспитания прекращаются. Поэтому он должен увидеть и узнать все, в том числе "подлинную Лоранс, а затем и самого себя.

"В грубой правде есть удивительная услада для тех, кого мучает проблема жизни".


Рецензии
Хорошо как написано. Интересно.

Золя называл свой стиль "реализм", подразумевая, что он старается эпатировать читателей изнанкой жизни.

Понравилась фраза: "не свойственно настоящему романтическому герою, – страстное желание познать действительность." Да! Романтический герой интересуется только собой, так я понимаю.

Марина Сапир   05.04.2024 18:57     Заявить о нарушении
Марина,Золя такой плодовитый писатель, а его натурализм не вызывает отторжения.

Игорь Мусатов Елецкий   05.04.2024 22:44   Заявить о нарушении