Враги полны отваги

     Заканчивался декабрь 1944 года. Советские войска продолжали наступательные действия по всему фронту, в том числе и в Прибалтике. Ожесточенные бои ежедневно велись на земле, на море и в воздухе.

     Не стал исключением и день 21 декабря. Утром войска 1-го Прибалтийского фронта силами 4-й Ударной армии перешли в наступление в направлении на латышский город Салдус. Противник в течение дня на правом фланге Либавского направления под воздействием наших войск и авиации был выбит с занимаемых позиций и с ожесточенными боями медленно отходил в северном направлении, а в районе Мемель и на Тильзитском направлении оборонял прежние рубежи.
 
     Тяжелым выдался этот день для авиаторов советской 3-й воздушной армии: авиационные части произвели 1.839 самолетовылетов и провели 38 воздушных боев, в которых по докладам летчиков было сбито 46 немецких самолетов «ФВ-190». При этом понесли большие потери и наши авиаполки: с боевых заданий не вернулось 26 самолетов, многие из которых были сбиты зенитным огнем и вражескими истребителями.

     Я не буду проводить утомительный разбор всех воздушных боев, расскажу лишь об одном из них, который считаю наиболее драматическим. Произошел бой примерно в 11 часов, а описан он в «Журнале боевых действий 3-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии».    

     Итак, группа из двух девяток самолетов «Пе-2» из состава 119-го гвардейского бомбардировочного авиаполка получила задание на бомбардировку вражеских артиллерийско-миномётных позиций в районе посёлка Пампали (юго-западнее Салдуса). Прикрывать 18 этих бомбардировщиков должны были 16 истребителей «Аэрокобра» 28-го гвардейского истребительного авиаполка.

     Ведущим первой девятки «пешек» был майор Ф. Т. Андреев, второй – капитан С. В. Барсуков. Как только группа бомбардировщиков собралась в воздухе, по радио был дан предварительный сигнал истребителям прикрытия, а при подходе к аэродрому базирования истребителей дали также две условные зеленые ракеты.

     От истребителей был получен ответ, однако сами истребители, почему-то долго не поднимались. Группа стала кружить над аэродромом истребителей, поджидая их. На втором круге к «пешкам» пристроились два истребителя и на третьем – ещё два.

     Так и получилось, что группа из двух девяток «Пе-2» пошла выполнять боевое задание под прикрытием всего четырех «Аэрокобр», вместо запланированных шестнадцати. Мало того, при подходе к линии фронта эти четыре истребителя ушли куда-то в сторону и экипажи бомбардировщиков их больше не видели. Дальше группа пошла выполнять боевое задание вообще без прикрытия истребителей.

     Первой девятке майора Андреева повезло: ведущий вывел свою девятку точно на цель, экипажи удачно отбомбились и благополучно ушли на свою территорию, не встретив истребителей противника.

     Второй девятке капитана Барсукова пришлось гораздо хуже. Она отклонилась влево, прошла цель и вышла в район города Салдус, прямо на аэродром, где базировались немецкие истребители «Фокке-Вульф-190». Это был просто неожиданный подарок для противника! С аэродрома немедленно стали взлетать истребители.

     Наши летчики едва успели сбросить бомбы юго-западнее Салдуса, как тут же были атакованы истребителями противника. Немецкие летчики с ходу набросились на «пешки», шедшие без прикрытия. Атаки «фоккеров» следовали непрерывно, в основном сзади снизу.

     Свою первую атаку немцы произвели парами на левое и правое ведомые звенья. Загорелись и упали «пешки» старшины Л. Н. Виноградова (в составе экипажа были также штурман лейтенант И. А. Червяткин и стрелок-радист сержант Коровкин) и командира звена лейтенанта Ф. Г. Янова (на борту находились также штурман лейтенант Е. М. Кицов и стрелок-радист старший сержант В. К. Лавринович). При этом один из атакующих «ФВ-190» был сбит стрелком-радистом старшим сержантом П. Ф. Калининым. 

     В последующих атаках «фоккеры» подожгли и сбили «пешку» правого ведомого левого звена лейтенанта Д. С. Романенко (в составе экипажа – штурман младший лейтенант А. В. Силкин и стрелок-радист младший сержант Мусин). Самолет левого ведомого младшего лейтенанта А. И. Смольянинова был подбит, отстал и произвел вынужденную посадку на аэродроме Груджай в 20 км севернее Шауляй, летчики не пострадали. В свою очередь, один «ФВ-190» был сбит стрелком-радистом сержантом Л. Г. Денисовым, ещё один «фоккер» - другими стрелками-радистами.

     Дальнейшие атаки немецкие летчики стали производить на ведущее звено в основном снизу сзади из-за шайбы и три атаки произвели сверху. Во время первой атаки было сбито два «ФВ-190», атаковавших сверху и снизу. Один был сбит штурманом старшим лейтенантом В. А. Одинцовым и второй – стрелком-радистом старшим сержантом А. Л. Иралиевым.

     «Фоккерам» удалось поджечь правый мотор самолет правого ведомого лейтенанта Ф. И. Цибульского, который отстал от группы и пытался уйти на большой скорости. При этом пилот был ранен в лицо и левую ногу, а стрелок-радист младший сержант Н. М. Чекушин ранен в обе ноги. Заметив горящий мотор самолета «Пе-2» истребители атаки прекратили. Экипаж принял решение перетянуть линию фронта и произвести посадку на фюзеляж на своей территории. Приземлив горящий самолет в районе Вегеряй (6 км южнее Ауце) экипаж выскочил из машины. Самолет сгорел, а пилот и стрелок-радист были направлены в лазарет ближайшего аэродрома. Об этом доложил штурман самолета лейтенант Е. И. Филиппов, который невредимым прибыл в часть.

     Позже стало известно также, что старший сержант Лавринович с «пешки» лейтенанта Янова спасся на парашюте, но попал в плен. К счастью, ему вскоре удалось бежать и 1 января 1945 года прибыть в свой полк.

     Лейтенант Романенко тоже попал в плен, бежал и в конце войны продолжил воевать.

     Остальные члены экипажей сбитых «пешек» погибли или пропали без вести.

     Всего в результате воздушного боя было сбито 4 самолета «Пе-2» и ещё 1 поначалу считался не вернувшимся с задания, но позже судьба его разъяснилась. Так закончился этот драматический бой.

     Драматичным бой оказался и для противника, по крайней мере для одного летчика. Этим летчиком был обер-фельдфебель Ганс-Йоахим Крошински, которого товарищи звали просто «Кроши». Так вот, этот «Кроши» был одним из лучших асов 54-й истребительной эскадры «Зеленое сердце» - на его счету был уже 71 сбитый самолет. 

     Напористо и умело действовал «Кроши» и в бою 21 декабря. Сначала он атаковал и сбил правую крайнюю «пешку». Затем одного за другим он сбил еще четыре бомбардировщика «Пе-2». Однако и его истребитель был поражен метким огнём обороняющихся. В результате прямых попаданий в топливный бак, «Фокке-Вульф» вспыхнул ярким пламенем. Раненый в правое колено пилот с большим трудом выбрался из кабины и раскрыл парашют. На месте приземления его подобрали немецкие солдаты и доставили в лазарет. Однако из-за сильных ожогов лица Крошински навсегда потерял зрение, вдобавок ему ампутировали правую ногу. Позже, за 76 воздушных побед, а также за незаурядное мужество и героизм, «Кроши» удостоили Рыцарского креста, который он получил, находясь в госпитале.

     В общем, с трагедиями, мужеством и героизмом летчиков обеих сторон мы разобрались. Одно меня смущает – описание событий 21 декабря в «Журнале боевых действий 28-го гвардейского истребительного авиационного полка».

     Как записано в «Журнале», первым заданием полка в этот день было «Сопровождение 16 самолетов Пе-2 с задачей обеспечения бомбардировочного удара по арт-минометным позициям противника в районе Салдус».

     С этой целью вылетели 8 летчиков полка (Пасько, Баранов, Анисимов, Гаркавенко, Мазурин, Горбань, Бородин, Дельнецкий).

     Далее в «Журнале» зафиксирован итог этого боевого вылета:   
     «Задание выполнено. 10.40-11.45. Высота 3.000 метров. Самолеты Пе-2 одним заходом с горизонтального полета нанесли бомбардировочный удар по арт-минометным позициям в районе Салдус.
     В результате бомбометания наблюдали до 4-х больших взрывов. В районе цели были обстреляны огнем ЗА до 4-х батарей.
     Встреч с истребителями противника не было. Сопровождаемая группа бомбардировщиков Пе-2 и наши истребители вернулись без потерь. Расхода боекомплекта нет.
     Погода: ясно, видимость до 15 км».

     Ну, и как всё это прокомментировать? Откровенно говоря, даже не знаю…


Рецензии
Очень поучительный материал. Поучительный и мучительный. Сколько жертв, какие лётчики погибли! Вспоминается мне давно прочитанная история о несчастном крымском наступлении Кулика (?). Это была попытка помочь Севастополю. Подробностей уже не помню, но воспоминание осталось. Не расскажете ли, Олег? Спасибо за Ваш неустанный интерес к нашей военной истории. С дружеским приветом
Маргарита

Маргарита Головатенко   23.04.2024 18:56     Заявить о нарушении
Спасибо за очередную рецензию, уважаемая Маргарита!
Да, жертв было много. Например, весной 1942 года произошла ужасная катастрофа Крымского фронта. Член Военного совета Черноморского флота Николай Михайлович Кулаков привел свои личные впечатления о негативном влиянии представителя Ставки Л.З.Мехлиса на руководство Крымским фронтом: дивизионный комиссар Ф.А.Шаманин в откровенной беседе признался ему в чрезмерной опеке и давлении на Военный совет со стороны Л.З.Мехлиса, а командующий Крымфронтом Д.Т.Козлов выслушал его просьбы незаинтересованно и открыто перенаправил к Л.З.Мехлису. Примечателен и тот факт в воспоминаниях Н.М.Кулакова, что командующий Черноморским фронтом Ф.С.Октябрьский в конце апреля предоставлял разведданные об интенсивной подготовке гитлеровцев к наступлению против войск Крымфронта Д.Т.Козлову, но к ним отнеслись недоверчиво...
С дружеским приветом,

Олег Каминский   23.04.2024 10:08   Заявить о нарушении
Мехлис был злым гением фронтовиков. Что за человек, на чём возвысился?
М.

Маргарита Головатенко   23.04.2024 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.