Фильм Мастер и Маргарита 2024. После просмотра
Чтобы обезопасить себя от критики дотошных и придирчивых булгаковедов, знающих роман до каждой строки, авторы прикрылись определением "по мотивам". И, действительно, изложить за два с небольшим часа все, что хотел сказать автор, просто невозможно. Многим пришлось пожертвовать и кое что изменить. Получилось краткое ознакомление - это как если у вас, к примеру, нет ни времени, ни желания читать толстую книгу, а содержание знать хочется, то можно просто погуглить и найти в сети "содержание за десять минут". К сожалению, миллионы, отученных читать серьезную литературу соотечественников, удовлетворятся этой поделкой и примут ее за великий роман Михаила Афанасьевича Булгакова.
Да и сам я полвека назад, впервые читая это произведение в сравнительно юном возрасте, более всего обращал внимание на блестящую сатиру и непревзойденный юмор автора и, лишь позднее, меня заинтересовали диалоги Понтия Пилата и Иешауа. По мнению писателя Дмитрия Быкова книга предназначалась для прочтения и самому Сталину. Посыл к библейскому сюжету предлагал читателю увидеть в Га-Ноцри не только проповедника, а исцелителя, cвободного художника каким был и сам Булгаков. Конечно, Сталин это зло, но иначе с народом нельзя. Делай, дорогой вождь, с нами все что хочешь, только не трогай свободного писателя, проповедника! Он исцеляет людей, поэтому Га-Ноцри надо спасти. А Иуду наказать и делает это Афраний, читай тайная полиция, по негласному, замаскированному в разговоре, приказу Пилата. Роман можно перечитывать несколько раз и всегда откроешь что-то для себя новое.
А теперь, о предлагаемой зрителям очередной киноверсии. Фильм начинается чуть ли не с середины романа - разгрома квартиры Латунского, затем зритель видит Мастера в психбольнице, пишущего новый роман после запрета его пьесы "Пилат". Далее зрителя возвращают на год назад. Главный герой направляется в театр, где все готово для премьеры спектакля по его произведению, но спектакля не будет. Он отменяется как порочный и вредный, антисоветский. Не собираюсь пересказывать весь фильм, в котором есть и находки, например сцена диспута - собрания, где выступающие -коллеги клеймят автора пьесы:
- религиозное мракобесие, критика советской власти, политически опасное произведение, реакционная пьеса. Насмехаются, "на безрыбье Пилат-рыба!" Удаляют из продажи тираж журнала, напечатавший выкладки пьесы, клянутся исправить ошибку. Это настоящее чистилище!
Автору предлагают писать о передовиках производства и героях труда.
Мне это напомнило, как в 1960 году партийная комиссия принимала в Большом драматическом театре Ленинграда спектакль "Римская комедия", поставленный Георгием Александровичем Товстоноговым. После просмотра на генеральной репетиции в зале стояла гнетущая тишина, а затем начались прения:
ЧЛЕН КОМИССИИ - Рабочие Выборгской стороны после просмотра этого спектакля вас, актеров, шапками закидают! Товарищ Товстоногов! Вы когда последний раз были на Кировском заводе?
ТОВСТОНОГОВ - Никогда...
ЧЛЕН КОМИССИИ - Оно и видно по спектаклю! На сцене собрались люди и расшатывают!
ТОВСТОНОГОВ - Эти десять артистов способны расшатать?
/ по воспоминаниям нар. арт. З. Шарко /
Все рассказанное выше отсутствует в книге, но довольно гармонично укладывается в сюжет фильма, создаваемого режиссером Локшиным.
Далее происходит случайная встреча автора с Воландом, прибывшим взглянуть на новую Москву и москвичей. Тот и предлагает сюжет о дьяволе, посетившем Москву.
Изгнанный отовсюду автор, идет по праздничной Москве и знакомится с Маргаритой, своей музой, рассказывает о задуманной книге. Теперь они вместе.
Cюжет фильма строится дальше как роман в романе - это чередование двух параллельно развивающихся повествований / Москва 30-х годов и изложение Евангелия, суда над Христом и его казни/. Москва представлена в фильме городом грандиозной советской стройки, а линия Ершалаима и Понтия Пилата максимально урезана и выглядит куцо. Хронометраж, однако! Поневоле вспомнишь, как в телесериале у Бортко играли эти сцены Кирилл Лавров и Сергей Безруков. День и ночь! И зачем звать иностранцев? Посудите сами и вспомните диалог Пилата и Га-Ноцри: - "Я знаю только, что у вас, игемон, сейчас сильно болит голова!". В этот момент зритель крупным планом видит Пилата, на лице которого никакой боли не читается. Что это за артист без эмоций? Как такой план мог попасть в картину? Как его пропустили? Чистой воды актерский непрофессионализм! Зачем приглашать подобных актеров?
А одна из любимых сцен на Патриарших прудах! Явление Воланда Берлиозу и Бездомному. Если приглашенный на роль Аугуст Диль, пожалуй, вписывался в образ, то Берлиоз - Князев явно сыграл слабее респектабельного Адабашьяна из сериала Бортко и напоминает придурковатого очкарика, а про поэта Бездомного я забыл еще во время просмотра фильма. К тому же меня отвлекала громада ленинградского Дома Советов на заднем плане; какие это Патриаршие пруды?
Если говорить о главных героях Мастере и Маргарите, то история любви их пролистана мельком; хмурый, недовольный мужчина идет по Тверской, наспех знакомиться с красивой девушкой, чувств особенно не выражает /исключение -танец и сексуальная сцена/, вечно курит. Цыганов играет самого себя, но где харизма? Это ленивый флегматик с презрительным взглядом. Снигирь хороша, вопросов особых нет. Вроде бы и отношения были, но любовь осталась не сыграна между актерами, на мой взгляд, не просматривалась.
Вернусь к сериалу Бортко. В нем Маргарита - Анна Ковальчук с живыми глазами, верит в талант Мастера, поддерживает его, готова сражаться, быть в нищете, лишь бы рядом со своим Мастером. Настоящая женщина!
Аугуст Диль, думаю, со своей ролью справился. Может быть и такой Воланд - зловещий и веселый, торжественный, холодное существо со злой ухмылкой. А вот его свита это полный провал и жалкое подобие! Азазелло - бандит из американского боевика, второразрядный гангстер, а Фагот - Колокольников ничем примечательным не отметился. Куда там до саркастического Абдулова! Про кота и говорить не хочется! Кукла для мультика! А ведь у Булгакова коту отводится немало внимания.
Cцены в психлечебнице с участием Ярмольника откровенно слабые. Беседы Безродного-Галкина и врача Ливанова -украшение сериала Владимира Бортко. У Локшина сцены в театре Варьете и особенно Бал Сатаны напоминают местечковые посиделки. Все крохотно и без размаха. А ведь бюджет фильма 1 200 000 000 рублей! Куда ушли деньги Зин?
Смотрел фильм Локшина и ловил себя на том, что постоянно сравниваю с сериалом Бортко. Cкомкана сцена в театре Варьете, нет приезда дяди из Киева, сдавал ли валюту Босой, а диалог Воланда с буфетчиком? Осетрина второй свежести! Это же классика! Где булгаковский юмор, ирония? Куда пропали чудеса?
Когда в прокате нет ничего достойного, а сходить в кино хочется, то зритель на фильм с таким названием пойдет, но по факту получилась тоска и печаль. Скорее это развлекательный продукт, не претендующий на разглядывание в нем особых смыслов, оставляющий тягостное и мрачное впечатление.
Допускаю, что фильм может понравиться тем, кто роман не читал, но нельзя забывать, что это лишь фантазии автора на тему трагедии несвободного творца в социалистической реальности.
P.S. Некто Ждан Тихонов проводит аналогии между некоторыми сценами, описанными в романе и событиями сегодняшних дней:
- пожар в Театре Сатиры, расположенном на месте театра Варьете
- как кота Твикса проводница выбрасывает из вагона поезда /у Булгакова - Брысь из трамвая! Котам нельзя! Слезай, а то милицию позову!/
- голая вечеринка у Ивлеевой. Ну чем не Бал Сатаны?
- нынешние "иностранные агенты". Ну чем не "консультант" Воланд?
После просмотра фильма "Мастер и Маргарита", я снова перечитал замечательный роман Михаила Булгакова и с удовольствием потратил несколько вечеров на просмотр сериала Владимира Бортко. Что всем и рекомендую! Ну а вам, уважаемые читатели, могу посоветовать перед просмотром этой новой картины обязательно прочитать, если это до сих пор не сделали, замечательный роман. Так как фильм нашпигован событиями, а с сюжетом перемудрили, многое упростили и упустили, то в голове может остаться каша.
Свидетельство о публикации №224040600889
а мудрят из-за отсутствия мыслей.
С уважением, Валерий
Валерий Павлович Гаврилов 10.04.2024 20:11 Заявить о нарушении