Слово и понятие
Слово как и развитый язык нации – рефлексия сущности и социального бытия. Под сущностью в предельно обобщенном варианте понимается материя в движении, под бытием – всё, что есть в действительности, то есть материя и то, что существует в бытии высшей материи не веществом, а социальным материальным феноменом высокоорганизованного движения - сознанием, культурой мышления, культурой речи, культурой общения, культурой чувств и эмоций, культурой поведения. Таким образом, посредством отражения язык со всем его словарным запасом включает в себя всё великолепие и чрезвычайную сложность содержания и формы общественного бытия.
Сущность является в бытие содержанием и формой. Содержание – материя в движении. Содержанием социального бытия следует считать социальную материю – человеческую цивилизацию с соответствующим ей высоким уровнем движения развития. Великий немецкий философ говорил, что материя – это оформленная сущность, то есть такая субстанция (вещество), которая уже в форме - в форме определённого, в том числе, социального движения. Так что, форма – это движение материи. Содержания без формы не бывает – нечему развивать. Формы без содержания не бывает тоже – нечему развиваться. «В форме всё содержание сидит» - проф. М.В. Попов.
Понятие – это бытие, через которое просвечивает сущность. – Г. Гегель. Понятие – высший продукт мозга высшего продукта материи. – В.И. Ленин. Понятие – не материя, а материальный феномен. Не смотря на то, что слово, состоящее из символов необходимо для выражения определенного смысла, слово и понятие – не одно и то же. Одно слово может иметь множество смыслов (простых понятий), а сложное понятие выражаться множеством слов.
Слова формируются и закрепляются в сознании преимущественно первой (работы академика И.П. Павлова) сигнальной системой, а наделяются смыслом с возникновением понятия второй сигнальной системой. Однако, в итоге, слово и понятие интегрируются в единое целое уже в качестве психоэмоционального (седьмого) чувства. Слово придаёт определённость понятию, обозначая границу его смысла, что позволяет сознанию фиксировать понятие в строгой и вполне определённой (научной) форме, дисциплинируя мышление, соответственно, эмоции и чувства. Согласно известному философскому принципу «тождества различия», слово – то же понятие, но и отличается от него.
Мышление – ассоциативный психический процесс, в котором восприятие, представление, память могут быть субъективно управляемыми непосредственно, благодаря волевой концентрации внимания, или опосредованно, согласно ранее сформированным установкам. Каждый человек активно познаёт окружающий мир, приобретая знание о нём. Так появляется сознание – жизнь со знанием.
В сознании, где важная для существования и жизни человека информация содержится в форме слов-понятий, диалектически взаимодействуют моменты (противоположности) биологический и социальный, вследствие чего возникает и развивается «седьмое чувство» как в высшей степени обобщённая психоэмоциональная функция мозга. В результате длительного эволюционного процесса становления (развития, филогенеза) современного человека сформировались анатомически и функционально новые отделы мозга, к примеру, неокортекс - кора больших полушарий мозга. Эти новые образования, в которых находятся слова и понятия, контролируют и регулируют работу всех, более ранних по времени возникновения структур мозга.
Информационная теория эмоций (психоэмоциональных реакций и чувств) органично и жёстко связывает интенсивность эмоций с потребностями и имеющейся в наличии информации, необходимой для их удовлетворения. Вся человеческая жизнь, по-существу, это один непрерывный процесс перманентного удовлетворения биологических и социальных потребностей.
Такие потребности, от удовлетворения которых зависит существование человека и качество его жизни, могут быть биологическими (насущные физиологические потребности, к примеру, утоление жажды, голода и проч., они же бывают императивными, то есть неотложными) или социальными экзистенциальными, утверждающими главные условия человеческого благосостояния (к примеру, потребность в познании, эмоциональном контакте, в общении, в любви и смысле жизни).
Обобщение.
1. Эмоция - элементарная оценочная реакция – простой и очень сложный психоэмоциональный феномен, формирующийся взаимодействием биологических и социальных моментов. Общий (преобладающий) эмоциональный фон с положительным или отрицательным значением складывается из множества этих моментов как пазл из составляющих его фрагментов.
2. Образование слов и понятий – главное условие и психофизиологический механизм мозга, организующий познавательный процесс и правильное (саногенное) мышление.
3. Слово – то же понятие, но и отличается от него. Понять, значит, уметь выразить в понятиях (определениях, категориях, дефинициях). Кроме того, слово – мощный физиологический и лечебный фактор.
Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить. – Вадим Шефнер (1958 год)
О слово, как ты много значишь,
А на бумаге ты простой значок.
Но в жизни от тебя нередко плачешь.
И слово мудрости даёт урок. – Неизвестный мне автор.
Я повторяю много раз и говорю об этом снова. Очеловечивает нас умение пользоваться словом. – автор, А. Зуев.
4. Самообладание – умение властвовать собой - естественная способность хорошо организованной психики, воспитанием и самовоспитанием подготовленного ума.
5. Тот, кто не умеет правильно и грамотно выражать свои мысли, тот и мыслит так же бессистемно и хаотично. – И.В. Сталин. Мысли, речь, эмоции и поведение такого человека не поддаются должному самоконтролю.
6. Гармония мыслей и чувств обеспечивается диалектическим компромиссом: все биологическое в человеке должно социализироваться, всё социальное должно уважительно относится к биологической человеческой природе. Что естественно – то не безобразно. Главная причина дисгармонии чувств и эмоций состоит в отсутствии знания и умения пользоваться таким компромиссом.
7. Невежество (недостаточное знание и небольшой словарный запас) очень часто приводит к крайностям в мышлении (в суждениях, умозаключениях), в логике, в психоэмоциональных реакциях, в поведении. Всякая крайность (здесь, абсолютизм – отсутствие всяких границ), даже если она кажется и объявляется добром, непременно становится своей противоположностью, то есть страшным злом.
Непсихотические нарушения мышления и психоэмоционального реагирования, связанного с понятием.
1. Алекситимия – эмоциональная безграмотность, отсутствие в словарном запасе слов-понятий, фиксирующих в сознании особенности переживаемых психоэмоциональных состояний и, следовательно, возможности управлять ими.
2. Конкретизм – архаичный (устаревший) вариант донаучного мышления, которое жёстко привязано к слишком конкретному восприятию окружающего мира всецело зависящему от непосредственно переживаемых эмоций и ощущений. Конкретизм – это ограниченная способность к логическому (научному) абстрагированию, умению постигать главное, отталкиваясь от всего второстепенного, что сопровождается вязкостью эмоций с сомнительной возможностью отвлечься от них.
3. Абсолютизм – здесь, результат догматического мышления, перерастающего в фанатизм, и предполагающего отсутствие границ или намёк на их отсутствие в мыслительном и практическом действии.
3.1. Радикализм – абсолютизм как религиозный (сектантский) фундаментализм и воинствующее невежество, часто сочетающееся с догматизмом и фанатизмом.
3.2. Абстракционизм – здесь, крайний (безграничный) вариант формально-логического отвлечения мышления от конкретной действительности вплоть до полной потери связи с ней.
3.3. Агностицизм и релятивизм – абсолютное отрицание возможности познания истины.
3.4. Прочие проявления абсолютизма, в том числе идеализм, субъективизм, объективизм, волюнтаризм, тоталитаризм (не путать с диктатурой) скептицизм, цинизм и проч.
Абстрактные (всеобщие) и конкретные рекомендации в овладении основами психологической саморегуляции.
1. Правильное и комплексное использование управляемых психических процессов, в особенности мышления и сознания, с целью создания устойчивого и положительного эмоционального фона в качестве принципиальной жизненной установки.
Установка – предварительный настрой восприятия ощущений и эмоционального отклика с помощью высших и управляемых функций мозга: сознания, мышления, представления, памяти и мышечного движения. Для этого необходимо что-то важное знать, уметь себя убедить, уговорить истинными суждениями строгого мышления, используя слова и понятия с положительным эмоциональным значением, мышечную релаксацию. Речь идёт, в том числе, об аутогенной тренировке, самогипнозе и самовнушении.
Несколько примеров использования установок из жизни автора.
•Повышение порога болевой чувствительности физической и психоэмоциональной.
В моей памяти навсегда зафиксировалась физическая боль чрезвычайной интенсивности. Мне было 12 лет, когда случился оскольчатый перелом костей правой голени. Обе кости голени сломались в четырёх местах. Первая помощь мне была оказана в высшей степени непрофессионально. Я бы сказал, что со стороны медперсонала была проявлена преступная халатность. При транспортировке никто не сделал иммобилизацию конечности. Острые осколки кости могли повредить нервы и сосуды.
То, что этого не случилось и я не стал инвалидом, само по себе, можно считать большим везением. В приёмном отделении вместо того, чтобы разрезать сапог и освободить ногу, санитарка начала сдирать его с ноги, за пятку которой зацепился отслоившийся подклад. Женщина применила значительное усилие. Такой жуткой боли я, к счастью, в жизни больше не испытывал никогда. Это печальное обстоятельство имело неожиданное последствие. Я перестал бояться боли.
Все болевые ощущения, испытанные мною в течение всей моей дальнейшей, можно уже сказать, продолжительной жизни не шли ни в какое сравнение с той болью. Я категорически отказывался от обезболивающих лекарств после всех последующих оперативных вмешательств, чем всегда удивлял медсестёр и вызывал недоумение врачей. Я не могу сказать, что не испытывал боли вовсе, особенно тогда, когда мне удаляли аппендикс под недостаточной местной анестезией.
Пик болевых ощущений пришёлся на момент выворачивания слепой кишки в операционную рану для наложения кисетного шва. Этот непродолжительный период оперативного вмешательства из-за боли сопровождался обильным холодным потом, после чего, наложение швов на операционную рану, конечно, сопровождалось болевыми ощущениями, но, на контрасте, даже с расслаблением и удовольствием. Это пример формирования психоэмоциональной устойчивости к боли, своего рода, закаливания нервной системы. Всё, что не убивает, делает нас сильнее. Если, иной раз, вам кажется, что всё в вашей жизни совсем плохо, помните, могло быть ещё хуже.
• Самозапрет на гневливость и раздражительность.
У многих людей есть вредная привычка раздражаться и нервничать по всяким пустякам. Жить с постоянным ощущением недовольства очень тяжело. Всё время раздражаясь и придираясь к чему-либо, человек сам загоняет себя в состояние хронического стресса с последующим возникновением психосоматических заболеваний. Находиться с такими людьми рядом длительное время совсем непросто.
Они заражают отрицательными эмоциями окружающих людей, высасывают из них энергию. Про них так и говорят: «Энергетические вампиры». Надо раз и навсегда запретить себе жить с постоянным ощущением недовольства и никогда не начинать хорошие дела в плохом настроении. Нужно вырабатывать в себе самом привычку контролировать и сохранять в центре внимания механизм постоянного возврата в зону психоэмоционального комфорта.
• Самозапрет на обидчивость.
В какой-то момент своей жизни я принципиально запретил себе обижаться на других людей, поскольку осознал, что это вредная для меня самого стратегия поведения, нарушающая мой внутренний эмоциональный комфорт вязкими и продолжительными переживаниями. Просто с возрастом пришло понимание того, что никогда не бывает полного взаимопонимания и гармонии в отношениях даже с близкими мне людьми. Никто мне ничего не должен и я никому ничем не обязан. Все конфликтные ситуации при доброй воле с обеих сторон легко разрешаются диалектическим компромиссом.
В процессе межличностных разборок с чрезмерными и длительными эмоциональными аффектами, которые навсегда фиксируются в эмоциональной памяти, резко снижается уровень интеллекта. При сильном психоэмоциональном напряжении начинает преобладать эмоциональный компонент, утрачивается способность к рациональному мышлению и осознанному разрешению проблемной ситуации. Говорят: «Спорили так громко, что вспугнули истину». Принципиально ни на кого не обижаясь, я не всем всё прощаю. Встречаются люди, с которыми необходимо прекращать отношения сразу и навсегда. Личность таких людей изменить невозможно – токсичные люди. Как известно: «Горбатого могила исправит».
• Установка на принятие всего того, что никогда невозможно изменить.
В таких безысходных ситуациях надо перестать беспокоиться и начать жить, то есть вопреки трудным обстоятельствам упорно возвращаться в состояние психоэмоционального комфорта. Нужно набраться сил и изменить в своей жизни к лучшему то, что можно изменить. Было бы совсем неплохо ещё иметь светлую голову, чтобы отличить одно от другого. Самыми важными качествами счастливого человека следует считать умение рассчитывать свои силы на долгой жизненной дистанции, выдержку, мужество и терпение.
• Установка на критичное восприятие социальной действительности.
Никогда нельзя вполне доверять средствам массовой информации. Они врут всегда, даже тогда, когда молчат. Молчат, значит не договаривают. В выступлениях государственных чиновников любого ранга всегда присутствует популизм. Это не хорошо и не плохо, а просто часто употребляемый риторический приём. Кроме того, никогда не надо забывать о том, что есть ложь, наглая ложь и государственная статистика.
• Установка на безусловное принятие объективной противоречивости окружающей нас действительности, к примеру, необходимость защищать государство и защищаться от него.
Государство – машина насилия над личностью. Это определение относится к любому государству и, тем более, к буржуазному с его парадигмой (догмой) свободной рыночной экономики и бюрократической вертикалью власти. Лучший способ сосуществования с ним – максимально, насколько возможно, дистанцироваться от него, то есть жить по принципу: «Не давать, не брать, не иметь, не делать». С другой стороны, жизнь в сильном и социально ориентированном государстве имеет много существенных преимуществ. В таком случае разумнее быть истинным патриотом своей страны.
• Установка на использование в полной мере права, данного человеку естественным образом самой человеческой (социальной) природой: «Стремление и умение думать самостоятельно».
Никогда не надо забывать простую истину: «Тот, кто за нас думает, тот за нас и живёт». Осуществление права думать самостоятельно – лучшая защита от манипулирования нашим сознанием и поведением, полная гарантия от ловушек для простаков. Стремление думать самостоятельно предполагает в состоявшейся личности высокую самодисциплину и высокую ответственность перед собой и обществом за решения и действия.
2. Принцип регулярных и достаточных физических нагрузок. Посеешь хорошую привычку – пожнёшь счастливую судьбу.
Ни одно лекарство не способно заменить пользу правильно организованного движения, в то время как, движение может заменить любое лекарство. Чем больше (без фанатизма) биологическая система работает, тем дольше она живёт. Известно, что здоровье за деньги не купишь. «За здоровье надо платить иную цену: отказ от привычного стремления понежиться, покейфовать. И тогда каждый сможет убедиться в том, что физическая культура, здоровый образ жизни - дело не только полезное, но и приятное».
Физической культурой нельзя заниматься полчаса или даже час в день. Физической культурой должна быть пронизана вся наша жизнь. Физическая культура, здоровый образ жизни – это принцип жизни, жизненная позиция, мировоззрение, это система жизненных ценностей, психология, философия и идеология здоровья. Речь идёт о саногенном мышлении – мышлении, рождающем здоровье. «Дух здоровый в здоровом теле» - утверждает дословно переведённая древнегреческая поговорка. Здоровье физическое и психическое начинается с порядка в голове, то есть с хорошо организованного мышления - со слова и понятия.
• К саногенным жизненным установкам относится осознание необходимости режима ограничений и нагрузок, что вполне соответствует определению личной свободы как осознанному подчинению необходимости, то есть к господству над обстоятельствами со знанием дела (Маркс и Энгельс).
О СВОБОДЕ
Что не так в моей свободе? Я же с нею счастлив вроде.
Утром два часа хожу,
Радость в этом нахожу.
Что-то жизнь мою ведёт,
Спать спокойно не даёт.
У меня - пенсионера,
Есть ещё в свободу вера.
Что же, в самом деле бдит,
Жёстко мной руководит?
Просыпаюсь в пять часов,
Слышу голос: «Будь готов.
Чтоб была живее пластика,
Здесь нужна ещё гимнастика».
Иногда, жена – отрада,
Бдению раннему не рада:
«Спал бы ночи напролёт…
Что ли совесть не даёт?».
Я от счастья не бежу -
Сам собой руковожу.
Я свободный человек,
И насилие отверг.
Эта страсть сильнее боли
И живу я как в неволе.
Видно я попал в беду,
Подчиняюсь и иду,
Иду - хочу, иль не хочу,
Зато не жалуюсь врачу.
Автор А. Зуев.
07.04.24 г., г. Пермь
Свидетельство о публикации №224040701004