Крылатый

Сашка летал во сне. Легко так отрывался от земли и летел, летел...

- И почему остальные люди не летают? Они, наверное, не знают, что это так просто, - думал мальчишка.

Однажды он спросил у отца, почему он летает только во сне?

- Потому что ночью ты растёшь, а днём тебе расти некогда, весь в делах. Крылатый ты мой, не зря у тебя и фамилия Журавлёв, - ответил ему с улыбкой отец.

Вслед за отцом Крылатым стала звать Сашку сестра, а потом и остальные. Так и приклеилось к пацану второе имя, которое со временем почти вытеснило первое.

Новый 1981 год отметили шумно и весело. Всё было хорошо, но после праздника неожиданно заболел всегда здоровый и бодрый отец. Сначала он долго лежал в больнице, потом дома, тоже больше лежал. Отец, как -то весь съёжился, стал тихим и незаметным.

К ним часто приходила бабушка, мать отца. Бабушка была старая и горбатенькая. Деревенские ребятишки немного её побаивались. Они считали, что она похожа на бабу Ягу. Уходя от них, она гладила внука по голове и горестно вздыхала.

Сашка всей своей душой понимал, что назревает в его жизни что-то нехорошее. Мать, женщина строгая и неразговорчивая, совсем замкнулась, ходила печальная, скорбно поджав губы. Отец всё реже поднимался с кровати. Всегда весёлая сестра Валя, старше Сашки на два года, как-то резко повзрослела.

Сашка знал, что и мать, и сестра ему неродные. От него никогда не скрывали, что его настоящая мать умерла во время родов. В деревне такое в тайне не сохранить.
Отец остался с грудным сыном на руках. Через год он женился на своей бывшей однокласснице. Она какое-то время жила в городе. Из города и приехала с маленькой дочкой, никому не докладывая, кто отец девочки.

Отец удочерил Валю, а мать усыновила Сашку. На этом настоял отец, чтобы вся семья была на одной фамилии. Эту женщину Сашка и считал своей матерью. И любил он её сильно, как всякий ребёнок любит свою мать.

Отец понимал, что вряд ли поправится. Однажды он с горечью сказал сыну, - Прости, не успел я тебя поставить на крыло. Ты теперь за мужика, помогай матери. -

Весной перед самой пасхой отца не стало. В скорбных хлопотах помог колхоз. Отец всю жизнь работал в колхозе комбайнером, а мать дояркой. Так Сашка впервые узнал, какое оно горе!

Без отца стало тяжко. Почти всю скотину ликвидировали. Остались только две козы, свинья и куры. И... бескрайний огород. Огород Крылатый с сестрой ненавидели. Попробуй плохо прополоть грядки или пустить в огород куриц, как они только туда просачивались? Взбучка от матери будет нешуточная. А осенью кроме своего картофельного поля ещё и колхозная картошка. Даже от учёбы освобождали, пока все поля не уберут.

Сашка рано стал мужичком. Он умел всё: колол дрова, ловко управлялся с топором, мог подправить забор, сараюшку, вытесать черенок для лопаты. А вот учёба давалась ему с трудом.

После восьмилетки он поступил в ПТУ в районном центре учиться на тракториста - машиниста.

Домой приезжал только на выходные и на праздники. Старался помочь матери и бабушке по хозяйству. Сестра после школы осталась в деревне, жила с матерью. У неё уже и жених появился.

АФГАНИСТАН.

После окончания училища в 1987 году Александра Журавлёва призвали на службу в армию. Попал он в учебку в Среднеазиатском военном округе. Эти 5 месяцев в учебке были самыми тяжёлыми в его жизни. Уж на что он был крепким и закалённым, но даже для него нагрузки были непосильными. А парням послабее было совсем лихо.

Здесь у него появился друг Игорь. Игорь был его земляком из районного города. Они держались всегда вместе. Сашка часто помогал ему. Во время бросков в горы с полной амуницией до 35 кг. ему порой приходилось тащить Игоря чуть ли не на себе.

А потом их посадили в вертолёт и привезли в Афганистан исполнять интернациональный долг. Начались суровые будни в чужой стране, где парни узнали, что значит боевое братство для солдата. Умирать никому не хотелось, но установка у всех была одна: сам погибай, но товарища выручай.

Александр, или, как его звали и здесь, Крылатый, был водителем БТРа, а его друг Игорь - наводчиком. Им оставалось служить полгода, когда их колонна попала в засаду на горной дороге. Духи били в первую очередь по первому и последнему БТРу, остальные, оказавшись в капкане не могли двигаться ни взад ни вперёд.

Крылатого вытащил из подбитой машины Игорь, сам раненый, но друга оттащил в сторону от полыхающего БТРа. Только об этом Александр узнал гораздо позже, и о том, что Игорь не выжил...

А в ту роковую минуту Сашка полетел... Он не летал во сне ни разу после смерти отца. А тут летел, но не вверх, а вниз в глубокую зияющую воронку. Кусочек неба над головой стремительно удалялся.

Он очнулся в госпитале. Хотел в первую очередь ощупать голову, всё ли на месте: глаза, нос, уши? Но не смог, не было рук. Подошла медсестра, сделала ему укол и сказала, что его повезут в союз для дальнейшего лечения. И Александр снова провалился в забытье.

ВОЗВРАЩЕНИЕ.

Вернулся домой Александр только в конце 1989 года. А дома его никто особенно и не ждал. Мать сошлась с недавно овдовевшим соседом. Она объяснила, что без мужика в деревне плохо. Сосед перебрался в их дом, а свой оставил сыну.

С первых минут дома парень почувствовал, что ему здесь не очень и рады. Прибежала сестрёнка, обняла его, заплакала. Одна сестра была ему искренне рада, но даже в гости к себе позвать не могла. Валя с мужем и маленькой дочкой жили со свекрами, и она чувствовала себя в их доме "не в своей тарелке".

Александр поселился у бабушки. Бабушка уже еле ходила и скоро её не стало. Крылатый остался один на один со своими проблемами. Правой руки нет совсем, протез крепить некуда. На левой нет кисти. Протез неизвестно когда будет. Пенсия по инвалидности невеликая.

Но жить надо, ноги есть, рука пусть неполноценная есть. Приспособился понемногу, не он первый, не он последний.

Всё бы ничего, но стал Александр пить, сначала понемногу, потом больше. Собутыльники всегда находились. Все кому негде выпить, шли к нему. Пенсию помогали пропить, а потом он сидел на хлебе и воде, порой на одной воде. Изредка выручала сестра, приносила ему украдкой от мужа и его родственников поесть.

Потом начались лихие 90-е годы. Бывших афганцев считать героями никто не хотел.

- Мы вас туда не отправляли, это была чужая война, - отгораживались от них чиновники.

Пенсию стали платить нерегулярно. Сашка всё больше и больше погружался в пьяное болото. Он был уверен, что однажды сведёт счёты со своей никчёмной жизнью. Он этого не боялся, сколько всего повидал, ему ли бояться?

Но, когда нависла над ним реальная угроза...

Крылатый в сильном подпитии непонятно как оказался на краю деревни. Стояла поздняя осень. На непролазную грязь падал снег.

Сашка стоял и соображал в какую сторону ему податься? Здесь и домов -то не было. Только старые конюшни и медпункт. Вдруг его ноги поехали, и он упал в лужу, подёрнутую первым льдом. Лужа оказалась глубокой. Выбраться никак не получалось. Ноги скользили по грязи. Рука, вернее то, что от неё осталось, тоже не находила опоры.

Вокруг ни души. Стало темнеть. Сашка вмиг протрезвел, - Из Афгана живым вернулся, а теперь в луже утону? Нет. И он закричал что есть силы, помогите! -

К счастью в медпункте в этот вечер задержалась фельдшер. Она с превеликим трудом вытащила"утопающего" и помогла ему доковылять до медпункта. Она же помогла стянуть ему мокрую и грязную одежду, закутала его в одеяло, налила горячего чаю, капнув туда спирта.

- Эх ты, а ещё Крылатый! А сам ползаешь по лужам, как лягушка. Пить надо меньше, - сказала ему фельдшер Виктория.

Сашка посмотрел на неё и очень серьёзно ответил, - Я больше никогда не буду пить. Я сейчас понял, как хочу жить! А ты очень красивая и я на тебе женюсь. -

- Ага, разбежалась за тебя замуж выходить. Я здесь отработаю ещё год и уеду в город. У меня там и жених есть, - ответила она ему со смехом.

Виктория ещё не знала Крылатого, не знала, что он влюбился в неё в эту самую минуту. Влюбился впервые и на всю жизнь.

Так всё и случилось, как он сказал. Александр завязал с пьянством. Отвадил всех собутыльников. Привёл в порядок бабушкин дом. Съездил наконец-то в город за протезом. Протез хоть и дубовый, страшно натирал руку, но для торжественных случаев годился, и через три месяца он женился на Виктории.

Деревенские были в шоке. И чего она в нем нашла? Она молодая, умная, красивая. А он?!!!

Они не знали, что разглядела Виктория в нём добрую и ранимую душу, сильное и надёжное плечо, которое может быть достойной опорой для одинокой девушки.

ЭПИЛОГ.

Дальше всё было хорошо, потому что они были вместе. А когда люди любят друг друга, они вместе могут всё преодолеть.

В 1994 году у них родился сын. Сына назвали Игорем, в память о друге. Каждый год в день своего спасения Александр навещает друга. Долго стоит у могилы, вспоминает их боевое братство.

Александр вполне нормально обходится одной рукой. Да, и протезы стали делать лучше. Они так и живут в деревне. Перестроили бабушкин дом.

Однажды семилетний сын спросил у него, - Папа, почему я летаю во сне? -

- Потому что ты из породы крылатых, а ещё ты во сне растёшь, - ответил ему отец и улыбнулся.

С той поры прошло много лет. Вот и сын уже стал взрослым. Игорь живёт в городе, работает инженером. У Александра с Викторией подрастают две внучки.

Жизнь продолжается...

Другие мои рассказы можно прочитать на моём канале https://dzen.ru/id/5d2ab14cbc228f00aec34ead


Рецензии
-Вот такой он - крылатый! Человек сумел подняться и не пропал. Здесь и Виктория очень поддержала парня.
Жизнь мальчишечки от малолетства. Война. Пробуждение. Ах, если бы не война! Кстати, Вы военную тему не любите... а вот - хороший рассказ не обошёл войну стороной.
Спасибо, Наташенька, - замечательный герой!

Тамара Петровна Москалёва   23.04.2024 22:38     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Тамара! Я военную тему не люблю, но приходится жить в ней. (((

Наталья Грунина   25.04.2024 11:15   Заявить о нарушении