1958 1963 гг. Математика и дядя Миша
Учеба мной воспринималась как «необходимое зло». В школе было мало предметов, которые бы меня интересовали, уроки дома я делал только письменные, да и то – лишь бы сделать, а устные – не учил вплоть до 10 класса. Я увлекался радиотехникой, читал регулярно журналы «Юный натуралист», «Юный техник», «Знания-сила», «Техника молодежи», «Наука и жизнь», читал много художественной литературы.
Но учительница математики что-то во мне заметила. Хотя почему «что-то»? Да, я не был отличником, и даже хорошистом – не каждую четверть, да и восьмилетку закончил с тройками. Но в шестом классе я, изучая от любопытства «Справочник по элементарной математике» М.Я. Выгодского, самостоятельно разобрался с логарифмами, радианной мерой, синусами и прочими функциями. В школе это все мы изучали на 1–2 года позже. Мама как-то принесла с работы арифмометр «Феликс» и я его успешно освоил (потом эти навыки пригодились, когда меня просили в 10-м классе помочь обучать ребят). Освоил логарифмическую линейку (и опять я основы работы на ней старшеклассникам в средней школе).
После торжественного вручения свидетельства об окончании восьмилетки ко мне подошла учительница математики и сообщила, что в городе открывается первый математический класс, и она рекомендует мне туда поступить. Рядом со мной оказался мой школьный друг Володя Донченко, который был круглым отличником. Он робко спросил, а нельзя ли и ему в математический класс. В последующем Владимир Донченко станет заведующим кафедрой Прикладной статистики Киевского государственного университета, доктором физмат наук, профессором (см. http://www.unicyb.kiev.ua/Site_Ukr/deps/ps.html).
К сожалению, не было у нас в школе математического кружка, а дома со мной никто не занимался, кроме дяди Миши. Мог бы заниматься отец, который любил математику, покупал мне популярные книги по математике, иногда помогал решить трудные арифметические задачи, помог освоить арифмометр и логарифмическую линейку, но он не занимался со мной в силу своего характера (стеснительного) и вредной привычки – к выпивке. Да и не было тогда в нашем в окружении традиции – заниматься целенаправленно с детьми. Исключением был дядя Миша (см. «Дядя Миша» http://proza.ru/2008/03/29/624 ).
Ко мне он всегда хорошо относился – до самой смерти, благодаря чему я и стал его единственным наследником (см. «Квартира в Харькове» http://proza.ru/2008/01/07/468 ). Он видел мою тягу к математике, привозил различные сложные задачи, которые мы с ним решали. Но, в тоже время он был и недоволен, что я, по его мнению, мало занимаюсь математикой. Он все грозился написать в «Пионерскую правду» жалобу о том, что у него есть внук, способный к математике, но который ее мало занимается. Я же был увлечен радиотехникой, и заниматься такой абстракцией как математика мне было уже не очень интересно.
Конечно, занятия с дядюшкой оказали определенное влияние на мое развитие, но надо сказать честно, не решающее. Математиком я не стал, но математическая подготовка пригодилась в дальнейшем.
Еще дядя Миша научил меня играть в преферанс. Я был где-то в классе в пятом, когда осенью приехал дядюшка и стал учить нас с отцом этой игре. Помню, что мы первое время играли до 2–3 часов ночи, а утром надо было идти в школу. Игроманом я не стал, но иногда в командировке играл. Последний раз большие баталии разворачивались в командировках в Нижнем Тагиле в начале 70-х годов, когда проигравший покупал на всех кефир к ужину или билеты в местный театр.
Свидетельство о публикации №224041101379