Замполит в отставке, будущим замполитам

С желанием помочь,избежать ошибок,перенять всё лучшее,быть достойным,уважаемым офицером политработником.

Жизнь твоя сплошная череда тревог, запахи костров, полигонов пыль...

Для иных судьба твоя
Как знак беды
Только жизнь назад
Уже не повернуть
Ты не первый здесь
И не последний ты
Выбираешь этот
Трудный путь
Авторская песня выпускника СВВПТАУ

Хочу стать зачинателем передачи опыта воспитательной работы .Надеюсь ,что меня поддержат и другие политрабочие запаса и в отставке.На благо нашей любимой  армии.Всё что могу.Не во славу себе, а как пример одного из замполитов СА.Пользы для.
Это будет черновая запись.Я буду её корректировать. Дополнять,исправлять.Додумывать.
                Характеристика
                на ученика 10 класса Б средней школы №25 г.Липецк
                Епифанцева Ивана Николаевича
Учиться на 3,4,5.Особый интерес проявляет к истории, литературе.Много читает по разным вопросам,а больше читает исторической литературы.Физически хорошо сложен.
Серьёзный, собранный ученик.Хорошо играет на баяне, хорошо поёт, хорошо читает. Занимается спортом в секции самбо.Ученик пользуется уважением у товарищей.Почтителен с учителями.
                Классный руководитель    Пахманова Н.А.
Почему я поступил в политическое училище? В начале я хотел стать летчиком, потом военным моряком, но меня укачивало в трамвае.С математикой у меня не ладилось, при всей старательности.Я изначально гуманитарий.Повлияла на меня книга Вершигоры(командовал партизанским соединением после Ковпака)"Люди с чистой совестью".Комиссаром там был генерал-майор, Герой Советского Союза Руднев Семен Васильевич.Пользовался огромным авторитетом у партизан , на ровне с командиром. Считаю его отцом в выборе профессии.Это был правильный выбор по моим данным и способностям.Хотя я считался отличным артиллеристом,но водить колоны не смог бы.Мечтал стать танкистом, отец воевал в 183 танковой бригаде 10 танкового корпуса, но определили меня в артиллеристы.Не сразу но я полюбил артиллерию.Прохождение службы в ВС СССР.
Курсант Сввптау( Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище 1970-1974)
Зам. по политчасти ком-ра батареи1974-1976
Пом. начальника политотдела по комсомольской работе 1976-1977
Старший инструктор  отделения комсомольской работы политотдела армии 1977-1978
Зам. по политчасти командира дивизиона1978-1983
Слушатель ВПА( Военно- политической академии)Сегодня военный университет1983-1986
Зам.командира полка по  политчасти 1986-1990
Был в годичной командировке на БАМе,один раз на целине.За молодым пополнением  ездил в Курск, Ташкент, Хабаровск. Три месяца учился на курсах политсостава в Киеве.
Уволился по собственному желанию ,в связи с сокращением.Учился в УРВО,служил МВО( Мулино),ЗАБВО( Улан-Удэ, Борзя,ст.Мирная), ГСВГ( Розенкруг),академия( Москва),ПРИБВО( Вильнюс).
Награждён орденом " За службу Родине в ВС СССР 3 степени".

"Иван, скажу честно.Сложно не было.Труднее было в теории, но не на практике.Хотя все мерили меня пропуская через тебя.Я это чувствовал.Спасибо командиру.Благодаря ему вошёл в полк легко.Через год стрелял показную стрельбу на сборах( я изначально танкист)."Стреляй ,как Иван"-говорил командир.Я старался.У меня тоже хорошая школа была до Академии-сложный путь.Только сильный мог выстоять в той обстановке..В общем почерк у тебя был ,и довольно хороший.А вообще командир тебя ценил.Первые полгода всегда вспоминал, как бы ненароком..Был Иван, всё умел, ты таким должен быть..Ты для меня был как икона, как флаг, как путеводная звезда.. И это искренне.  О.Васильев-замполит 379 Ап 11 МСД ПРИБВО

"О службе в артполку остались самые хорошие воспоминания, а лично о замполите полка без лукавства, могу сказать, как о самом порядочном политработнике за всю мою службу( Это как говориться дорого стоит)"
Начфин полка В.Евтеев.

В разговорах с друзьями , все ругают своих замполитов.Я же говорю:"Вот у нас был замполит полка, которого любили и офицеры и солдаты."
Начальник разведки полка К.Светозарский

Когда обучаешься  в училище , считай что знание военных предметов, основа твоего авторитета в войсках.Должен быть в этом отношении профессионально подготовлен.На примере артиллерии. Уметь работать командиром орудия, наводчиком и за других номеров расчёта. В совершенстве знать матчасть.Практически находясь на огневой способен вникать и помогать в обучении личного состава.Правильно оценивать и предметно подводить итоги .В боевой обстановке быть способным заменить старшего офицера на огневой позиции, командира огневого взвода.В дальнейшем и уметь работать за начальника штаба дивизиона.Конечно стремится отлично выполнять  огневые задачи.В основном это 3 и 4 задачи, но быть способным и к более сложным.Для чего это? Да что бы не считали тебя балаболом, способным только языком молоть.Плюс ко всему должен быть юристом,психологом,политологом.Была определённая не любовь к замполитам.С одной стороны побаивались огласки и наказания за проступки.Выступали некоторые как надсмотрщиками.Шаг влево, шаг в право.Были политотделы не чета нынешним(Гроза и молнии).Партийная организация имела спрос с коммунистов.Не партийные не могли занять должность ротного.С другой стороны раздражало формалистское отношение к делу. Оформление ленинской комнаты, наглядная агитация...И многие политработники считали это главным в своей работе.Ротный встречая прибывшего замполита говорил ему:Сделай ленкомнату, больше от тебя ничего не надо.Не предупреждали нарушения дисциплины, за то гневно обрушивались на провинившихся.Дедовщина при наличии замполита это нонсенс, хлеб зря ел.Зачем он тогда ?Об этом подробнее в дальнейшем.
Главное оружие замполита СЛОВО.Слово,слову рознь.Не что,а как. Так в школе и тогда ,и подавно сейчас говорить не учат.Тесты, тесты.В институтах по хорошему то же не учат. В военных училищах?? А это наука и искусство, которое не только учит правильной убедительной речи,но и воспитывает человека. Надо много знать и уметь.Я преподаю ораторское искусство четверть века, а знаком с курсантской скамьи.Уже тогда критически относился к своей речи.Малый словарный запас,невыразительность речи.Записался в городскую школу лекторов.Хотя мало чему научили.Находкой стала книга Апресяна"Советское ораторское искусство". Сегодня у меня самая большая библиотека по риторике в городе.Я был зачинателем преподавания этого предмета в Липецке.Многим обязан риторике, да же смыслом жизни.Веду сайт"Выступай! Как надо и как лучше!". "Словом можно убить,словом можно спасти, словом можно полки за собой повести."" Изменяя речь, мы изменяем свою жизнь". Речевой фронт на котором вы должны быть победителем,ключевой фигурой. Успехи в службе, а затем в педагогической работе, я связываю именно с тем , что я знаю и умею как достойно донести мысли в хорошей упаковке.Приходилось готовить выступающих для различного уровня мероприятий.Они были лучшими. Мою школу прошли сотни учеников ,это и дети и взрослые.Они стали другими.Раскованными,с развитыми лидерскими качествами.
Займитесь изучением теории риторики и практикуйтесь.Всё достигается тренировкой.Как говорят,что практика без теории слепа, а теория без практики мертва.Для вас это основное, жизненно необходимое и самое мощное оружие.Все великие ,были замечательными ораторами и потому стали великими.Учебного материала в интернете и письменного, и видео выше крыши.Важно ещё и потому, что вы должны научить подчинённых офицеров профессионально владеть речью.Это повысит действенность воспитательной работы и эффективность учебного процесса.Желательно ещё в училище пройти курсы ораторского искусства в городе.

"Буквально  не мог связать двух слов. Всё в прошлом.Разнообразие задач, компетентность преподавателя, душевная, позитивная атмосфера, всё это вместе поставило моё умение выступать, да и просто общаться на хороший уровень.К каждому ответственному выступлению или переговорам теперь готовлюсь, и готовлюсь серьёзно.Иван Николаевич искренне благодарен Вам за всё".
   Евгений-городской департамент 22.04.2013

"Я начал заниматься в декабре.Сказать, что я в восторге от занятий- это ничего не сказать, сколько я всего узнал, услышал, увидел .Главное это всё нужно во многих ситуациях и будет пригождаться всю жизнь.Иван Николаевич очень ответственный, образованный, интересный, энергичный, да и просто замечательный человек! Всем советую посетить эти курсы".
     Иван- помощник судьи 17.042014
"Мой самый любимый учитель-учитель истории Епифанцев Иван Николаевич.Его уроки проходят в уютной обстановке, знания сами приходят в голову.На каждом уроке узнаём много нового о нашей Родине.Иван Николаевич может легко найти подход к каждому из учеников"
Колесникова А.9Б ( школьная газета)

 Это не для красного словца,а для осознания того насколько важно стать профессионалом слова.Я не славлю себя.Показываю к чему надо стремиться на примере других.

Постоянно учиться это стезя замполита.Поддержание широкого кругозора по различным знаниям.Политика, экономика, психология, военные знания. Постоянно  в поиске опыта работы, использовать самому и учить подчинённых.В газетах, журналах в интернете.В ПХД , в субботу находил время почитать периодику в полковой библиотеке.Особенно то, что касается воспитательной работы.Это тоже составляющая вашего авторитета.Не из пустого в порожное,а дельное.


Отношение с командиром, подчёркнуто уважительное.Работой своей утверждать авторитет.Работа которая даёт результат в укреплении дисциплины,особенно в жестокой борьбе с неуставщиной.Командир видит, что ты не сидишь на попе, не изображаешь из себя начальника.Постоянно общаешься  с коллективом, живёшь в гуще проблем. Не надоедаешь ему.Обращаешься когда действительно есть в этом необходимость.Дружить не дружить с командиром, это как получиться.На людях официальные отношения.Дистанция должна соблюдаться.Если поведение командира не ахти, такое  бывает.Нужно по товарищески объясниться.Есть верхние начальники, они должны воспитывать нижестоящего командира.У меня было семь командиров.Не многие из них вникали в вопросы дисциплины, тем более воспитания.Приходилось восполнять пробелы в командирской деятельности.

Из служебной характеристики
Епифанцев И.Н.зарекомендовал себя грамотным,инициативным принципиальным и высококультурным офицером -политработником.Формы и методы его работы с людьми выгодно отличались не стандартным подходом,самостоятельностью, оригинальностью мышления и действий.Постоянное разностороннее пополнение знаний, незаурядное ораторское искусство.Личным примером, как человек разносторонних увлечений, он( музыкант и исполнитель песен, любитель кинооператор и фотограф).Хорошо знает военное дело, пользуется заслуженным авторитетом у старших начальников, равных и подчинённых.
Начальник политического отдела В/ч22238 Подполковник  В.Смокорев

Командиров можно поделить на три типа.Первый -это  сродни Аракчееву.Он прославился при Павле, Александре Первом ,как жестокий военноначальник.( Правда надо отдать должное за развитие русской артиллерии)Держать всех и всё в страхе Для многих он стал примером.Подробнее , почитайте о нём.Последователей такого стиля всегда было достаточно.Г.К.Жуков при всё его величии полководства,был жесток до хамства.Чуйков, Ватутин и ...Мода была ходить с палкой, которую пользовали несмотря на чины и заслуги..В недалёком прошлом. Маршал Язов беспредельно мог быть грубым.Методы соответствующие.С приходом к власти установил всем офицерам до обеда не снимать портупеи.Посчитал что портупея наведёт порядок в войсках. Иногда мелочи о многом говорят.( Хотя по слухам читал наизусть "Евгения Онегина").Одного командующего округом называли фотографом.Легко снимал с должностей.На военных советах, приходилось быть, дежурила санитарная машина.Так свирепость доводила до потери сознания отчитываемых офицеров..Для таких офицеры были букашками,объектами для истязаний.Правда иногда заслужено, но зачем так то.Необузданность, низкая человеческая культура.Да же не хочется называть таких офицерами, в полном значении этого слова.Так звездоносители.И таких было не мало в советской армии.Чувствовать себя заместо бога.Такие нравились,таких выдвигали.С подчинёнными грубы, с начальниками льстивы.Других считали мягкотелыми, не требовательными. В присутствии начальников надо было орат на подчинённых, отыграть роль.Паскудство это.

Другой тип ,назовём его суворовский.По отечески с любовью относиться к солдату, с уважением к офицеру.Требовательность без унижения, наказание без истязания.Таким пишут был маршал Рокоссовский.Встречал и таких.Таким был у меня комбриг Б.П.Крупенин.Если наказывал то с юмором. В последствии генерал лейтенант , командующий ракетными войсками и артиллерий МВО.Примером для нас служил наш командир батареи лейтенант А.Корякин, в последствии генерал, начальник РВиА 40 армии  в Афганистане, последняя должность начальник артиллерийского кадетского корпуса в  Ленинграде.Очень был уважаемым кадетами.Жаль не пережил пандемию.Достойно выглядел мой командир полка в Вильнюсе.Известный многим в будущем,историческая личность ,но как говоря из политкорректности.. не буду озвучивать.Профессионал в не сомнений, методист,суров в меру.Несмотря ни на что, сгубила его политика,мы дорожим памятью о нём.
Нам курсантам повезло на училищных командиров и преподавателей.Позднее у меня сложилось стихотворение:

 Старшина Юртаев - это нечто.
 Мы были злы но по истеченью многих лет.
 В глазах теплеет образ Петьки ,
 За те уроки давних лет.
( Ох он на с доставал полтора года)

Комбат Корякин суховат
Дистанцию умел держать.
Но уважаем  за выправку и строгость.
Одни перчатки  в летний зной.
Чего нибудь , да стоят.

Полковник Скородумов был суров
Надменен как вершины гор.
Но с шуткою дружил.
Тем и запомнился
Наш "Папа волк " комдив.
( Волком  мы его накликали по мультфильму " Волк и заяц")
Один наш курсант подслушал воспитательную беседу комдива с командиром взвода:Ты знаешь, как тебя курсанты прозвали?:" Зяблик" ,а меня  Волк".Он спокойно относился  к тому ,что на его приветствие батарея отвечала:" Здравия желаем товаришь волк!"
Выступала на совещании заведующая библиотекой в Мулино.Запомнилось её фраза:Чем выше начальники, тем меньше они читают.Видимо и прошедшее выветривается. Остаётся ходячий устав.Замечу, что бы не обидеть, не всех это касается.Запомнилась фраза моего командира" Офицер может быть или хорошим офицером или хорошим семьянином, третьего не дано." Ещё поучительная мысль"Зашёл в часть забудь на время о доме, вышел за КПП забудь на время о службе."Вот последнее ,ну никак не получалось.Конечно жертвуешь семьёй, особенно обделены твоим вниманием дети.Как по другому?
Утвердить себя волевым офицером.Твёрдым, настойчивым порой жестким к проявлению недисциплинированности.
Припоминаю такой случай.Я на контроле  с  подъема.Ранее я определил, что с момента команды подъём , за 3 минуты проделать положенное и встать в строй.В казарме размещались подразделения управления и обеспечения дивизиона.Народ не шатко , не валко встали в строй.Я говорю: Так не пойдёт.Командую: Отбой.Бойцы молча запротестовали.Я говорю: Это определяется как групповое неповиновение.Надо сообщить в прокуратуру.Чтобы не было это пустой угрозой, выходим строимся и идём к дежурному по бригаде. Я возьму с собой двоих и позвоню в военную прокуратуру.Построились и под моей командой пошли в направлении дежурного.Слышу в строю началось волнение.Я остановил строй.Вообщем бойцы попросили меня вернуть их в казарму.Произвёл отбой. Всё нормально.Я конечно с одной стороны блефовал с другой пришлось бы звонить.
Другой пример.Нужно было заменить дежурного по батарее. Вызываю в канцелярию старшего сержанта.Приказываю заступить на дежурство. Он отвечает  отказом.Я вызвал курсанта  и попросил повторить отказ.Старший сержант( надо сказать хороший парень)заступил на дежурство.Конечно строго  это неповиновение , и заслуживает достойного наказания.Крайности нужно по возможности избегать.

Ещё пример. В командировке на БАМе.Солдатик с юга отказался без особых причин выполнять работу.Тайга- медведь хозяин.Я перед строем приказал связать его и поместить в лагерную палатку.Лежит он там некоторое время. Земляки пришли ко мне делегацией с просьбой освободить его.Солдат признал свою вину перед строем.
Нельзя давать себе слабинку и показывать себя таковым перед личным составом.
Мне повезло за всю службу у меня один осуждённый за оставление части в ГСВГ и одно ЧП.
Замполит не просто говорящая голова, ты заместитель командира , прямой начальник личного состава и должен этому соответствовать.Сам должен быть образцом, не на словах ,а на деле.То что иногда другие могут себе позволить, для тебя недопустимо.Вот такая участь замполита.Выпил, за сто вёрст обходишь часть.Ты конечно не батюшка, но ты призван насаждать нормы морали и естественно обязан быть примером.Если по другому, какое ты имеешь право быть нравоучителем.Можно конечно сказать, что к сожалению сам я грешен , но каков грех....Одна из причин негатива к замполитам, что они вещают одно, а сами  творят неугодное.Как говориться, если что то делаешь,то делай хотя бы под одеялом. " О человеке судят по тому, что он делает и что он не делает".Как говорят :" Нет лучше образца, как пример отца" Читай замполита.Не потерять морального права воспитателя.
Конечно нельзя игнорировать совместные мероприятия.Нельзя ставит себя  вне коллектива.Да же если совсем трезвенник , никто тебя не будет осуждать,но быть надо.Как у нас говорили:" Пьянка с замполитом не пьянка, а мероприятие".
Уметь быть строгим и в то же время доступным, доброжелательным.В постоянном общении с подчинёнными.Но чувствовать определённую грань.
Знать все , что происходит в твоём подразделении.Это то же одна из основ замполитовской службы.Быть не сторонним наблюдателем , жить жизнью личного состава.Особенно, что касается взаимоотношений.Научный подход.Как мне повезло, что я познакомился  с социально- психологическим делением коллектива.Лидеры, предпочитаемые( большинство), пренебрегаемые( немного),изолированные.Уже не обще а конкретно работаешь.Особенно с лидерами, они задают тон жизни.Опекаешь тех кто по разным причинам неугоден большинству.Слабенькие физически, морально униженные.О них забота ежедневная.Темпераменты учитывать, особенно холериков.Они могут совершать неожиданные поступки.Народ должен постоянно чувствовать твоё внимание.Следи за настроением в поведении, многое считывается с мимики лица.На разводе я внимательно обходил строй.Тех кто вызывал подозрение оставлял для беседы.Со слабенькими показательно" дружил".Важно знать на какие микрогруппы делится личный состав.Кто в них лидер.Взаимоотношения между группами.Захожу после отбоя в расположение. Нет бойца. Поднимаю друзей.Найти.Они всегда знают где? Находят.
Дедовщина.Раковая опухоль в армейском организме.Превращала службу для молодых солдат в АД.Постоянный страх, в ожидании издевательств, унижений.Уродовало школьное,книжное, ожидаемое, представление об нашей славной армии .Какие политбеседы, политзанятия .Всё уродует если есть в роте дедовщина.Сержанты как класс ничего не значали.Побеги, самоубийства.Помню у нас в 36 армии бегало одновременно до 70 человек.
Вызывает меня старшего лейтенанта ЧВС( член военного совета), он же начальник политотдела армии.Поезжай говорит в отдельный армейский батальон связи и выясни почему сбежали у них десять солдат.УАЗ.Приезжаю . Комбат и замполит в один голос утверждают, солдаты нарушители дисциплины...Пошёл по территории, нашёл земляка с Липецкой области. Сели на скамейку и он мне всё порассказал. С уходом офицеров , начинался кошмар." Старички" каждый раз придумывали для себя увеселения.Устраивали  танцы.Сидели как зрители, заставляя молодых изображать танцы.Это самое безобидное.Устраивать поединки. Ползание под кроватями на скорость ...Сложились традиции из  способов издевательств.Вобщем выяснил ,что к чему. Вернулся,доложил генералу.Он повёл меня к начальнику штаба армии.Я повторил услышанное уже перед двумя генералами.Меня отпустили и я представляю как мой генерал утюжил начальника штаба.Бойцов нашли, они отсиделись в лесной полосе.Дедовщина ломала уставную градацию.Солдат,сержант,офицер.Вместо это го молодой, черпак, старик, дед.Можно сравнить с тюремными порядками.Всё это говорят началось в 70 годы.Я школьником в 60е не слышал об этом, никто нас этим не пугал. А почему? Порядок был.Армия была такой, какой должна быть.Формализм сожрал если не всё, так многое, и страну под названием СССР.В место учебных подразделений в частях,где командир заботливо готовил сержантский состав, образовали учебные бригады, дивизии.Качество сержантов снизилось в разы.Отбора достойных не стало.В полку выбирали способных, обладавших лидерскими качествами ,образованных,дисциплинированных.Ротный отбирал для себя и получал потом обученных младших командиров.В учебные части приходили с военкоматов.Раньше ни какого тестирования не было. Я два года был замполитом учебной батареи.Учебные занятия были вторичны, постоянно ,что то строили.Кое как учили, потом накрывали поляну для проверяющих и в перёд недоученных в войска.Главное многие просто не способны были быть командирами.В частях доучивали.Мне лейтенанту стыдно было за всё это. Поэтому я и сбежал в ЗАБВО, хотя меня не отпускали ,обещали к осени майорскую должность.На этих сержантом можно было смотреть ,только сквозь слезы.Старички издевались над ними, наравне с остальными.
Основная вина офицерского состава.Одним нравилось , старослужащие поддерживают квази дисциплину.Мирились с дедовщиной, на флоте с годковщиной.Стали жить не по уставу и закону а по понятиям..Вообще горько об это говорить и писать.Главная беда в том, заставляли скрывать преступления ,под угрозой наказания.Безнаказанность порождает преступления.В такую армию стало уже опасно отправлять сыновей.Я не знаю как складывались отношения в ракетных частях, авиации,говорю о пехоте, где пришлось служить.Хочется верить ,что  всё таки были части где дедовщины не было или сведена к минимуму.Там где командиры вытравляли это явление.Прочитал книгу о том как в английской армии поддерживали дисциплину.Нарушителям вешали на грудь табличку"Нарушитель".Это конечно с лишком, а вот  иметь штрафной взвод для дополнительных занятий с нарушителями дисциплины , мне понравилось.Во первых когда я знакомился с личным составом, я заявлял"Если я услышу, увижу проявление дедовщины , у меня срывает крышу и я перестаю себя контролировать, Окажется под рукой табуретка, она будет на голове " Деда".Два деда есть, командир и я.Пока в здравом уме , заранее прошу извинения."Во взвод зачислял нарушителей грубо нарушивших дисциплину.Грозил поднимать ночью для дополнительных занятий( правда это осталось угрозой), после обеда нарушители строились на плацу, где я напоминал статьи устава, затем отработка строевого шага, затем на стадион. Несколько кругов, пробежка. Бегал вместе с ними.По разному можно это оценить.Здесь больше психологического давления.Молодые солдаты сидят в беседке ,так называемые старики маршируют на плацу.Не помню  сколько раз я держал нарушителей в этом нештатном взводе.Желание стариковать пропадало.Конечно порой я изощрялся.Не ставил нарушителей в общий строй, за недостойное поведение.Строй священное место для военнослужащего.Они не были этого достойны.Хотя это помогало мне искоренять, но   всё таки это специфично.Командир не возражал.Да как правило командиры особо не вникали.Верхние начальники не знали.Считаю что эти упражнения второстепенными.Вызывает меня командир: Иван Николаевич жалуются на вас, молодёжь борзеет.Я говорю:О.А. это же хорошо.Это лучше, чем они будут ходить побитыми,бегать...При выносе тела(так у нас называли прощальный вечер) один офицер произнёс фразу:Если бы все замполиты были как Епифанцев в армии не было бы дедовщины.Эти слова дорогого стоят.
Запомните! То что может позволить себе командир(определённые вольности), замполиту ( образно) моральная смерть.В этом большое различие.Можно сохранить форму, но потерять способность быт примером.Некоторые ребята из курсантской батареи в последствии на этом погорели.
Главное это воздействовать на ум и чувства.Постоянно внушать,убеждать.Все формы воспитательной работы.Постоянно  и действенно, как говорят капать на мозги.Особо правовое воспитание.Доведение приказов, разбор судебных решений.Я не позволял себе иметь доносчиков.Может это и ошибка.Надеялся на то, что постоянно жил, можно сказать в казарме,в постоянном общении.Доверенные люди , может они и нужны? У народа создавалось впечатление,что замполит знает всё.Ещё один момент.Заметили у кого синяк, обязательно дожмите до правды.Отмазки, что налетели незнакомые, упал с перекладины...Бряхня...Мужской коллектив , иногда могли быть стычки , выяснение отношений.Обговорить, помирить.Всё зависит от ситуации.Следите особо за денежным содержанием.Особо.Здесь может быть и вымогательство и не чистые на руку начальники, поборы под благовидными предлогами.Держать на контроле.Это очень ответственно.
Ещё раз о системе наказаний.Объявлено и практически должно соблюдаться.Замечание и так далее согласно дисциплинарному уставу.Один момент добавляю.Когда военнослужащий становиться критически трудно управляемым, необходимо связаться с родственниками.О том ,что это может быть все должны знать.Было несколько случаев когда приезд родителей решал проблему. Мы не настаивали, просто информировали о том , что сын может быть привлечён к уголовной ответственности.
Вообще по прибытию солдата, сержанта в часть, отправлялись письма родственникам, с рассказом о части, быте...Сейчас не тогда, связь может быть по каналам по необходимости.Ещё опыт который не следует принимать.И всё же.Были у нас солдатики неадекватного поведения.Меры воздействия не помогали.По инициативе командира решили их отправить в госпиталь в неврологическое отделение.Полковой врач собрал необходимые свидетельства и отправили родненьких в Ригу.

Организация соревнования.Важный аспект работы замполита.Живого, не формального.В первую очередь нацеливать на соревнования с самим собой, со стремлением постоянного улучшения личных показателей.Соревнования между расчётами, подразделениями.С детальным подведением итогов.Переходящее знамя, вымпелы..Наглядное представление результатов.
Ввести культ физической подготовки.Стартовые позиции каждого.Определение целевых задач на месяц...Соревнование по различным видам спорта.Мы проводили соревнования по регби, упростив правила до того, что донести мяч до линии соперника.Боксёрские поединки на сцене клуба.Определять рекордсменов по видам спорта.Соответственно торжественно чествовать.Фотографии на видном месте.

Замполит самый заботливый, не смотря на других ответственных лиц.Из личного опыта.С утра зайти в столовую. На обед уходил на час раньше, что бы проконтролировать обед.Сейчас изменился порядок приёма пищи,но убедиться всё положенное имеет место быть.Естественно дисциплина. Положено идти с барабаном в столовую, значит так.Дивизион один выполнял это.Обратно с песней. Проследить , что бы все покушали.Если кто то по разным причинам не смог, обязательно накормить, вплоть до того дать денежку для магазина.Баня.Обязательно присутствовать.Первое что бы все помылись.Смена белья.Если кто то не смог, вплоть ..увольнительную. в городскую баню.Сегодня в казарме можно помыться, но всё может быть.
Возвращаюсь из отпуска(всегда выходил на службу на два, три дня раньше). Полк стоит на плацу, командир перед строем. Слышу командир увидев меня говорит: Ну всё теперь всё будет в порядке.Из строя донеслось:Всё будет в порядке и с баней..Для меня это выше любой награды.
Следить за тем , что положено должно своевременно выдано.Всё , что положено по закону.В ГСВГ пришла телеграмма о смерти матери солдата. Пришла с опозданием, и решили не отправлять в положенный отпуск. . Пришлось идти к комбригу и добиться . Всё это передаётся в коллективе .Личный состав должен видеть в вас и заботливого замполита и защитника его прав.Следить за здоровьем .Высочайшая требовательность и всесторонняя забота.Иногда приходилось и с командиром не соглашаться по отношению к офицерам.Не поставил свою подпись в представлении об увольнении.Он исправился ,и да же был повышен в должности.Пришлось выслушать нелицеприятное в свой адрес.Два таких случая.Крут иногда был командир.Кавказский характер .Офицеры подошли ко мне.Пришлось идти  переубеждать. Командир уже остыл, пошёл мне на встречу.Но это исключительный случай.Всё таки замполит создаёт видимые берега.
Как недостаток у себя и вас предостерегаю, нужно организовывать работу , а не только самому пахать.Уже с роты, батареи учить и заставлять работать старшин ,взводных.Это важнейшее качество руководителя.Ладно ещё в роте можно самому брать на себя весь груз воспитательной работы. В дивизионе, батальоне нужно уже становиться дирижёром.Знать как работают, учить, поправлять,помогать, поощрять , наказывать нерадивых.Думаю, что благожелательное отношение офицеров ко мне за то, что работал и за себя и за них.Вообще не вникал в их работу.Недостаток этот осознал уже позже на гражданке.
Особое внимание к сержантскому составу.Они непосредственные начальники и воспитатели.Анализировать, поправлять, учить, подводить итоги .Особенно жёстко следить за выполнением приказов сержантов.Делать упор на это в работе с личным составом.Помните, как говорил маршал Жуков: Армией командую я и сержанты.В ЗАБВО  в 36 ОА было принято присваивать звания по должности.Все замкомвзводы должны быть старшими сержантами, старшины  иметь звание старшины.Эту практику с командиром распространили и в полку( Вильнюс).
Поговорим о мате.Это чума,это культура ниже плинтуса.Офицеров относят к интеллигенции...На нем разговаривают бол шинство не зависимо от должности и званий.Процветал и в курсантской казарме.Наш командир взвода да же написал поэму о мате и читал публично.Сквернословие или сниженная лексика ...повсеместно.Надо искоренять? Или это родимое наше пятно.Надо.Признаюсь , что сам хоть редко но допускал.Не мастер я в этом красноречии.Почитайте книгу"Капитан первого ранга".Там комиссар корабля показал пример,как отучить ругаться матом.По закону это считается мелким хулиганством.Принимал как данное.Считаю это грубой ошибкой .Вообще это процветает у нас в народе..
Запомните, никто вас не будет учить как работать.Требовать, ругать будут ,учить нет.По крайней мере, ни один верхний начальник со мной не беседовал, за всю службу.Главное ,что бы не мешали.Такие были.Сколько нервов потрепали  по мелочам. Как говорят на то и щука , что бы карась не дремал.Одному начальнику политотдела полковнику К.высказал: Что вам надо. Полк лучший в округе, переходящее красное знамя, лучший в округе расчёт, командир батареи стал вторым на всеармейских соревнованиях по стрельбе и управлению огнём ,а вы цепляетесь за каждую мелочь.(Командир всегда говорил, 50% успеха полка работа замполита.Правда по прошествии нескольких лет я напомнил ему эти слова. Он сказал: Что правда я это говорил?).У солдата на груди не оказалось комсомольского значка.Конфликт был шумный.Получил партийное взыскание за неуважительное отношение.Как награду воспринял я слова, сказанные им в последствии: Епифанцева я всё таки не сломал. В окружной газете в ПРИБВО затеяли целую полосу посвящать " выдающимся политработникам.Приехал корреспондент и к нам.Побеседовал со мной, потом с другими. Статья не вышла.
Умер сравнительно молодым от рака,а жаждал стать генералом.Прощаясь просил передать свои извинения за прошлое .Он следовал тогда царившей модели поведения.Жёсткий, диктаторский стиль руководства.Этот стиль приветствовался верхними начальниками.
Не надо прогибаться , льстить-это потерять ,то что называется честь офицера.
Уже после службы оказался в департаменте образования.Смотрю очередь из директоров школ к кабинету начальника. Пришли поздравить с Днём рождения.Не ошибусь, подозреваю, что он ставил галочки напротив каждого.О Господи!.Помните"Жизнь Родине, честь никому".
Не знаю на сколько я может быть ошибаюсь,надо работать в первую очередь на уважение подчинённых а не начальников.Вот ещё один пример.На полигоне в Розенкруге смотрю  на огневую позицию подъехал комбриг полковник Л.Достойный командир ,но аракчеевской школы.Старший офицер на батареи старший лейтенант Герасименко(в будущем полковник), как положено доложил.Я был где то в 100 метрах.Полковник конечно ждал, что я рысью побегу с докладом.Я умеренным шагом подошёл доложил и отхватил порцию комбриговского гнева.Почему я подсовываю ему лейтенанта.Конечно на прохождение моей службы влияло  такое поведение.Думайте, может где то надо проглотить???Старшим лейтенантом уже мог поступить в академию, но задержался на пять лет. Всё из за этого .Честно я в этом плане доволен собой.Кто может читал" Как закалялась сталь" Николая Островского.Там были слова , которые знал каждый школьник моего поколения" Надо прожить жизнь так ,что бы не было больно за бесцельно прожитые годы, что бы не жёг огонь...Мы читали  как говорилось в одной из песен В.Высоцкого " Правильные книги", Честь это не пустое, формальное слово.За это уважают и подчинённые и некоторые начальники.
Не могу вспомнить ,что бы в училище нам говорили об этом, а это то же надо воспитывать,внедрят в ум, сердце каждого будущего офицера.Став большим начальником помнить о своей чести и чести подчинённых.Сколько погорело генералов на воровстве, коррупции разве это офицеры? Слышали слова песни" Офицер -это честь, офицер не становиться бывшим, и по жизни несёт этот избранный чин до конца. Офицер он всегда, офицер пока дышит, и не важно какого размера звезда". Помимо того что читали,что слышали ,нужно самому создать и даже написать кодекс чести.Что должно и что нельзя.
Кабинет и замполит.Конечно иметь место для работы необходимо.У меня кабинет появился с должности замполита полка.Однако часто приходилось уступать его для проживания прибывшим в часть офицерам с семьёй.Уже позже  я задумался, что за всё время я ни одного подчинённого  не вызвал в кабинет.Кто мне был нужен ,я ножками находил.Использовал только для работы с документами.Не надо быть кабинетным замполитом.Быть и жить в гуще народа.
Планирование работы.Это необходимое,творческое, интересное дело.Принцип перспективности.На период определить цели, задачи, основные мероприятия.План должен отражать требования приказов МО,директив, плана боевой подготовки , исходя из уставных обязанностей замполита.Мы обязаны все обозначенные направления, требования отразить в планировании.Только не утонуть, не измельчиться ,видеть главное.План должен быть реалистичным.Исходить из временных возможностей. В течении месяца возможно провести определённое количество мероприятий. Должно быть резервное время.Планировать разнообразные мероприятия.Определить самооценку выполнения плана.Требуется настойчивость  и хорошая подготовка мероприятий.Главное результативность, а просто суета и видимость.
Помниться один случай.Что меня понесло не знаю.Комплексная окружная проверка .Я был уже оборзевшим подполковником.Позади всё, впереди уже ничего не светило.Вызывает меня в кабинет командира полковник из политуправления округа,с планированием ППР.Я ему говорю: Тов.полковник.Вы приехали в полк, пообщайтесь с офицерами, солдатами.Узнайте какая работа проводиться.Как они относятся к замполиту полка.Как он вспылил: Будешь ещё меня учить.Когда я остыл.Думаю: Ну Ваня опять ты кашу заварил.И что , на подведении итогов отметил меня в лучшую сторону.На сборах в округе: Слово представляется самому грамотному замполиту артиллеристу.
Говорят всё гениальное приходит во время сна.Вот и мне вспомнилось, очень важное.Главное заставить себя встать и записать нужное.Ибо потом будите очень жалеть, что этого не сделали.Ещё курсантом перед тем как заснуть ,я моделировал варианты будущей работы.Живо представлял различные варианты и мои действия.Учась а академии,я представлял себя уже в должности замполита полка.Психологи утверждают полезность моделирования.Если мы будем представлять, что вы делаете подъём переворотом, то мышцы будут проделывать свою работу.Многое уже не будет неожиданностью.Вот так.

Важно держать слово как в положительном ,так и в отрицательном.В этом то же ваш авторитет.Быть человеком слова.Не все поступки мои были благожелательными.Перед строем заявил:Тому кто будет сидеть в столовой не на своём месте, одену горшок на голову. Вижу один южный сидит во время приёма пищи со своими земляками.Подхожу и горшок с остатками опрокинул на голову.Никто не должен сомневаться в ваших словах.

До всего есть дело.Конечно нужно заставлять в полной мере работать подчинённых, но стараться всё видеть своими глазами.Загашники,каптёрки,аккумуляторные..периодически заглядывать.Парк боевых машин.Где что подправить, подкрасить.

Следить за мерами безопасности.На огневой позиции, при погрузке, разгрузке техники...
Слабым местом у меня была работа с женсоветом.Так стихийно, по случаю.Встречался с жёнами офицеров, прапорщиков в случае конфликтных ситуаций.

Хвалят командира-стань рядом, ругают сделай шаг назад.Из личного опыта, всегда огребал наравне с командиром.В ЗАБВО оставили по тревоге одну гаубицу.Зима.Не завели ЗИЛ-131.Наказали и командира и меня.В Вильнюсе ЧП с гибелью солдата( случайный выстрел).Командира,начштаба и меня(всё правильно).Мне ещё задержали присвоение звания.Так, что майором я ходил больше всего.Однажды только командира сняли с должности,исключили из партии ,за отстранение от выполнения обязанностей по службе и банальное пьянство.В этом отношении меня можно было упрекнуть ,за то что не доложил.Задним числом, это моё чистоплюйство,надо было .

Ещё наряду с командирами следить за внутренним порядком.Это лицо подразделения, части.Служба наряда, еженедельные уборки.Один из показателей соревнования.

Внешний вид офицеров.Ходила такая шутка"Военную форму любит и носит до полного износа".Выглаженные, не застиранные,постриженные...Весь личный состав должен у вас отличаться в лучшую сторону по внешнему виду.

Что ещё?Художественная самодеятельность.Есть потребность петь, танцевать читать.Был такой период когда было важно иметь хор в части, с привлечением жён Праздничные концерты...Поиск и развитие талантов.Разнообразить ратные будни.Помните: Кто сказал, что нету места песни на войне.После боя сердце просит музыки вдвойне.Вспомнились слова К.Ворошилова:Если из казармы доносится звук гармошки , значит там всё нормально.Организация и проведение конкурсов поэтических, музыкальных...Дать возможность реализовать, попробовать себя в искусстве.

Ещё такой вопрос.Научная организация воинского труда.Да есть уставы!Но они организуют внешнюю сторону.Есть много того, что в уставах не найдёшь.Есть научные законы, принципы которым необходимо следовать.
Меня до злости раздражали совещания.На них тратилась масса времени.Как правило вечернее, а порой и ночное.Некоторые командиры и политические работники считали совещания основным средством управления.Всё на ходу, без должной подготовки.В не рамок рабочего времени.Без особой нужды.Потом  это ступенчатость.Командир полка( комбриг), затем командир дивизиона( батальона) с ротными,затем часто уже на коротке ротный со взводными.Солдаты уже спят, взводные ждут ротного.Был у меня такой эпизод.Ждём в канцелярии командира батареи с совещания. Уже проша поверка личного состава.Я набрался храбрости , звоню в кабинет комполка:Тов.подполковник сколько можно сидеть ничего не делать? Он в ответ: А мы здесь делом заняты.Опять думаю ваня  не то сделал.Жду следующего дня. Обошлось.Вообще он был адекватный командир.Встретил его в переходе в Москве. Дружески поговорили.Организация труда,временные затраты.Эффективность.Уровень этого первобытный.Эта наука не является предметом изучения в училищах и академиях.Главное надо дорожить временем.Рационально его использовать.Особенно время подчинённых.Помнить, что у них есть жёны, дети, да и вообще нужен отдых.Слышали выражение" Загнанных коней пристреливают, не правда ли?"Один мой подчинённый командир дивизиона ,высказался с благодарностью обо мне, тогда майор Гетко,что я запретил появляться на службе в воскресенье.И в ПХД задействовать необходимое количество офицеров.Сам я имел в субботу послеобеденное время.В воскресенье с утра на службе.
Разводы то же предмет рассмотрения.Как должно быть.Настолько порой карикатурно.
Карьера.У каждого она складывается по разному.У одних есть первоначальная поддержка.Принципе это нормально.Я то же помогал сыновьям пока было возможно.Возможного было не много.У других больше.Сам шёл за счёт работы поначалу это срабатывало.Трижды меня начальники просили остаться,но я не отказывался от предложений.Я думал только о последующей должности.Сейчас соизмеряя свои способности думаю, что верх моей карьеры это начпо бригады.Вам советую мечтать о более крутой лестнице.Цель определяет средств,создаёт возможности.Единственноё пожелание делать это по честному, по справедливости.Из училищного курса у нас один танкист стал генералом.В роте он был каптёрщиком. Мы ещё шутим, мол надо было быть каптёрщиком ,что бы стать генералом.Из академического курса один Витя Батмазов стал генералом,из моей учебной группы.Был начальником политуправления сухопутных войск.Возможно было бы и больше, но наступил 1991 год.Обидно за рукастых.Нам сирым  нормально.На что настраиваться? По любому добросовестно служить.Стремиться быть лучшим и лично,и выводя подразделение в число передовых.По совести добиваться результата честно и порядочно,совестливо.Знать свои реальные возможности.Способствует удачная женитьба,родственные связи,попечительство начальников, успешные товарищи и случай удачно приглянуться высокому начальству.В академии из моей группы училась треть.Ходила такая шутка"майор для паренька из заводских окраин высшее звание, подполковник уже оборзел".Командиры после училища растут до комбатов( подполковник).Замполиты до заместителей комбатов( майор).Дальше нужна академия.

Есть такое понятие личностный рост.Это неустанная работа над собой.Физические занятия,пополнение профессиональных знаний , развитие речи....Всё течёт, всё изменяется. Надо соответствовать времени и обстоятельствам.

Особенно важно!!Надо быть при всех обстоятельствах ПОЗИТИВНЫМ.Излучать оптимизм, быть всегда энергичным, доступным. Не быть нахохлившимся начальником , не смотреть сверху в низ.Создавать вокруг  атмосферу оптимизма.При встрече не демонстрировать нахмуристость, отстранённость.Быть и в этом примером для всего личного состава.Замполит должен быть артистом, с умением перевоплощаться .
Основные принципы работы:
-живи не одним днем,а перспективой
-рабочий день планируй не часами а минутами
-сказал сделал,добился
-живи в гуще проблем и решаемых задач
-до всего есть дело
-старайся знать все ,что происходит в подразделении
-работай над главным, остальное решай походя
-демонстрируй личный пример, главное средство воздействия
-неустанно учись, бери пример с лучших
-стремись ,что бы подразделение было передовым
-быть значимой фигурой во всех отношениях
-не откладывай на завтра,то что можно сделать сегодня
-все делай хорошо,плохо получиться само собой
-заботься о своём авторитете у подчинённых в первую очередь
-если уверен,что делаешь правильно,не обращай на мнение других
(Собаки лают, караван идёт)
-избегай пустой болтовни и посиделок в служебное время
-находись в постоянной тревоге, что может что то произойти
(Старайся предупредить)
-старайся жить с начальниками по доброму, но без лести и низкопоклонства
-ошибки,неудачи признавай, но с напраслиной не соглашайся
-в работе опирайся на тех кто сопротивляется, имеет свою точку зрения,самостоятелен
-угодники приятны,но в серьезных делах часто подводят.
Неплохо уметь играть на музыкальных инструментах.Я учился в музыкальной школе по классу баян.Всего около трёх лет.Играл в духовом оркестре.В школьные годы зарабатывал уже копейку.Играли на танцах, ходили на жмура( похороны).Летом на каникулах работал режиссёром в сельском клубе.Заработал на мопед.Баян помогал мне учиться в училище.В батарее я был единственным баянистом.Часто собирались  в классе попеть.Где не служил со мной был баян мой верный друг.Участвовал в художественной самодеятельности.Играл на вечерах встреч с немецкими друзьями.В Германии по приезду приобрёл классный баян.Жена шутить : От службы в Германии у нас два памятных подарка,сын и баян. По субботам я отрывался , играл и пел на квартире по два часа,очень хорошо снимает стресс, напряжение,успокаивает. И по сей день играю и пою.Стал победителем нескольких конкурсов.Выступаю на концертах.На БАМе научился играть на гитаре. Много песен пою под этот инструмент.Советую тем у кого есть данные, обязательно как минимум научиться играть на гитаре.Хотя бы 4 аккорда.Будите душой компании, жизнь будет веселее.Поющий и играющий замполит- это нечто.Когда командир получил звание полковника, пригласил всех командиров полков дивизии и меня с баяном.

Одна из задач, наставлять на путь истинный.Правило таково.Сначала отметить положительное  в службе, затем высказать претензии, потом закончит с уверенностью, что он справиться с недостатками.Желательно не касаться его человеческих качеств,а говорить о действиях и поступках.Выражать доверие.Стараться делать это не так как у нас было заведено ,ругать перед строем.Не всегда это полезно.
Не бойтесь быть другим.Сохраняйте свой почерк, особенность.Когда я прощался традиционно с офицерами полка ,подполковник Андрей Паровин- командир дивизиона сказал: На кого вы нас покидаете? Позже через много лет в сетях я спросил его, почему он так сказал? Он ответил: Вы были другим.
Одна из любимых мыслей А.В.Суворова" Не проистекайте чистку оружия до блеска", и другая поговорка" Иногда усердие превозмогает рассудок".В ЗАБВО я одного нарушителя довёл до степени ..Что он мне заявил: Если вы не отстанете я что нибудь с собой  сделаю.
Познакомьтесь с системой Антона Семёновича Макаренко: в чём её суть и как он к ней пришёл.Добрым словом и пистолетом.Я для себя многое почерпнул для практической работы.Приёмы замечательные.Он воспитывал беспризорников.Все по жизни пошли по доброму.
Многое я бы взял из книг генерала армии Варенникова, но появились они уже после моей службы.Вот пример  настоящего офицера.Богатейший практический  опыт для будущих офицеров.Главное он учит как преодолевать трудности.
Если вы человек пишущий, то надо использовать разного уровня газеты.Особенно ценно показать в них своих лучших солдат, офицеров.
Уважать или бояться? По разному.Мне передали что один солдат избегая встречи со мной прыгнул из окна 2 этажа..Были да же угрозы в мой адрес. Это нормально.Армия не "дистелированная" вода, встречались всякие.Так что негодяи должны боятся а большинство уважать.Это как лакмусовая бумажка, при оценке собственного поведения

Курьезные случаи
Службу начинал в Мулино в учебной бригаде.Возвращался вечером, смотрю около дома офицеров в сумроках групповая драка.Я очень громким голосом закричал:А ну разбежались.Неожиданно для себя толпа рассосалась.
В Вильнюсе заставляли сына по утра с собой бегать на стадионе части.Идти надо было через КПП части.Далековато.Мы перелезали через забор.В этот раз, как только я забросил ногу через забор,а там генерал комдив.Пришлось выслушать.Начпо на совещании добавил.


Рецензии
Иван Николаевич!
Прочитал на одном дыхании,.. но "по диагонали". Времени на детальное осмысление пока нет.
Но, в общем, очень правильная и методически верная мораль получилась.

А Вы не только у Андрея Григорьевича, но, наверное, у всех нас,- ваших сослуживцев и товарищей остались НАСТОЯЩИМ ЗАМПОЛИТОМ.
В позапрошлом году встречались в Питере с Костей Светозарским, и вас добрым словом вспоминали.

А слова из песни:" Офицер -это честь, офицер не становиться бывшим, и по жизни несёт этот избранный чин до конца. Офицер он всегда, офицер пока дышит, и не важно какого размера звезда", - это, в том числе и про Вас!

Белов Владимир   03.03.2025 17:15     Заявить о нарушении