С Днём космонавтики!

Сегодня наша страна, Россия, празднует День космонавтики!

В этот день, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил свой легендарный полёт в космос! Он произнёс своё знаменитое "поехали!", и 108 минут в околоземном пространстве открыли новую эру исследований и сделали нашу страну (СССР) лидером отрасли.

...Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур, расположенного в Кызыл-Ординской области Казахстана. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса.
 
Мама моя тогда ещё, кажется, не ходила в школу, но помнила всё. Она рассказывала мне, как все люди в Москве тогда высыпали на улицы, обнимались, как родные и ликовали. Говорят, подобное было только в день Победы 9 мая 1945 года.   

А великий наш человек, Поэт Владимир Высоцкий написал своё замечательное посвящение первому человеку в космосе, Юрию Гагарину.

Я так понимаю, что здешние правила не позволяют цитировать полностью чужие стихи. Но публиковать кусочками Высоцкого я не могу. Рука не поднимается. Впрочем, можно спросить позволения автора. Итак...

Дорогой Владимир Семёнович, разрешите, пожалуйста, воспользоваться Вашим прекрасным произведением не корысти ради, а исключительно для просвещения почтенной публики! 

Владимир ВЫСОЦКИЙ — Космонавту Ю.ГАГАРИНУ

Я первый смерил жизнь обратным счётом,
Я буду беспристрастен и правдив:
Сначала кожа выстрелила потом
И задымилась, поры разрядив.

Я затаился и затих. И замер.
Мне показалось – я вернулся вдруг
В бездушье безвоздушных барокамер
И в замкнутые петли центрифуг.

Сейчас я стану недвижим и грузен,
И погружён в молчанье. А пока
Меха и горны всех газетных кузен
Раздуют это дело на века.

Хлестнула память, как кнутом, по нервам,
В ней каждый образ был неповторим:
Вот мой дублёр, который мог быть первым,
Который смог впервые стать вторым.

Пока что на него не тратят шрифта:
Запас заглавных букв – на одного.
Мы вместе с ним прошли весь путь до лифта,
Но дальше я поднялся без него.

Вот тот, который прочертил орбиту,
При мне его в лицо не знал никто.
Всё мыслимое было им открыто
И брошено горстями в решето.

И словно из-за дымовой завесы,
Друзей явились лица и семьи.
Они все скоро на страницах прессы
Расскажут биографии свои.

Их всех, с кем вёл я доброе соседство,
Свидетелями выведут на суд.
Обычное моё босое детство
Обуют и в скрижали занесут.

Чудное слово «Пуск!» – подобье вопля –
Возникло и нависло надо мной.
Недобро, глухо заворчали сопла
И сплюнули расплавленной слюной.

И пламя мыслей вихрем чувств задуло,
И я не смел или забыл дышать.
Планета напоследок притянула,
Прижала, не желая отпускать.

И килограммы превратились в тонны,
Глаза, казалось, вышли из орбит,
И правый глаз впервые удивлённо
Взглянул на левый, веком не прикрыт.

Мне рот заткнул – не помню – крик ли? Кляп ли?
Я рос из кресла, как с корнями пень.
Вот сожрала всё топливо до капли
И отвалилась первая ступень.

Там надо мной сирены голосили
Не знаю – хороня или храня.
А здесь надсадно двигатели взвыли
И из объятий вырвали меня.

Приборы на земле угомонились,
Вновь чередом своим пошла весна.
Глаза мои на место возвратились,
Исчезли перегрузки. Тишина.

Эксперимент вошёл в другую фазу, –
Пульс начал реже в датчики стучать.
Я в ночь влетел, минуя вечер, сразу –
И получил команду отдыхать.

Я шлем скафандра положил на локоть,
Изрёк про самочувствие своё.
Пришла такая приторная лёгкость,
Что даже затошнило от неё.

Шнур микрофона словно в петли свился,
Стучались в рёбра лёгкие, звеня.
Я на мгновенье сердцем подавился, –
Оно застряло в горле у меня.

Я отдал рапорт весело, на совесть,
Разборчиво и очень делово.
Я думал: вот она и невесомость,
Я вешу нуль – так мало, ничего!..

И стало тесно голосам в эфире,
Но Левитан ворвался, как в спортзал,
И я узнал, что я впервые в мире
В Историю «поехали!» сказал.

Так мог написать только Владимир Семёнович, словно сам побывал "в шкуре" первопроходца! Удивительное качество...

В общем, с Днём космонавтики, друзья!

 


Рецензии
Высоцкий - супервтему! Спасибо за напоминание. 8+
только извиняться надо было перед модераторами - они банят, а даже не Никита Высоцкий..)

Петр Кондратьев   14.04.2024 18:52     Заявить о нарушении
Огромное спасибо, Пётр! А то некоторым тут не понравилось, что я Высоцкого "приплел". А я как раз для этого и написал, чтобы все знали!

Ну, там в правилах что-то вроде того, что нужно просить разрешения у автора. Вот я и попросил. В следующий раз могу и у Александра Сергеича!

С уважением,

Фома Неверующий   14.04.2024 18:54   Заявить о нарушении
Да у меня так ВИзбора зарубили - надо было письменное его согласие..))

Петр Кондратьев   14.04.2024 19:00   Заявить о нарушении
Я офигеваю! Будем просить разрешения у покойников!

Фома Неверующий   14.04.2024 20:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.