Весна

      Весна… Когда о ней думаешь, то, что бы ни происходило  в жизни в конкретный момент,   в голове всплывает пробуждение природы,  тепло наступающего времени, надежда на облегчение жизни и состояния души.  Если позволить  себе философствовать дальше, то весна – это нежность, прозрачность, свежесть и, пожалуй, главное, - это  возрождение всего живого после зимнего сна.  Возрождение постепенное,  сопровождаемое новым спектром солнца, под которым тает снег и расцветают подснежники и другие весенние первоцветы.   Весна для многих— это любимое время года, поскольку оно обещающее, ласкающее, влекущее к появлению наиболее светлых и тонких чувств. Она всегда ожидаема, каждый знает, что весна придет, и каждый готов уже ее встретить.  Весенние птицы с раннего утра напоминают  о весне своим чириканьем и щебетаньем, прячась в молодой, изумрудной  зелени  деревьев и кустов.  Если  лето часто связано с жарой, накаленностью  домов  и ее преодолением,  особенно в городе, то весна притягивает к себе свежестью, чистым дыханием, приятным  ветерком и сменой одежды с тяжелой на более легкую.
Искупаться в весне и почувствовать в себе пробуждение и обновление  бывает возможным, если заглянуть в стихи Пушкина, Блока, Бальмонта, Плещеева и многих других русских поэтов.  Весна ручьем отправляет им свое вдохновение,  шлет озарение композиторам, всплеск души живописцам, заполняя собой создание ими произведений о ней.  Чудо весны преображает литературу, музыку,  живопись, проникает в самые сокровенные сферы человеческой души, позволяет ощутить  благодать тайн мироздания,  очиститься,  исцелиться, прозреть.
        Примеры поглощения весной человеческого сознания безбрежны, но приведем лишь некоторые из них. Несмотря на восторженность встречи весны каждым человеком,  отражение ее у создателей творческих произведений всегда уникально.  Приведем лишь некоторые из них.  Пушкинские  строфы из «Евгения Онегина» раскрывают  красочную картину пробуждения  природы весной и множество разнообразных живых впечатлений, наполняющих ее:

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

1828 г.

      Тяга к весне, отражение и ожидание ее прослеживается  во множестве стихотворений Афанасия Фета.  Отношение к ней и надежда на нее  ярко выражено в заключительной строфе стихотворения «Учись у них – у дуба, у березы» :

Но верь весне. Ее промчится гений,
 Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
 Переболит скорбящая душа.

31 декабря 1883

Федор Тютчев  воспринимает  весну как « Любовь и прелесть года» и видит в ней божественное начало:

Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран,
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены, –
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!

Весна… Она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.

1838 г. («Весна»)

Константин Бальмонт  ощущает весну в своих мечтах как счастие и свидание :

И войдет в твои мечтанья
Свежесть пышной новизны.
Это — счастие, свиданье,
Праздник Солнца и Весны!
   
            1905 г.(«Весна»)

    Весенний всплеск души и  облегчение тяжестей жизни  пронзительно звучат в строках Алексея Плещеева:

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!» — читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

1872 г. («Весна»)

      И только юный Лермонтов воспринимает весну иначе, как будто предвидит свой ранний уход из жизни.  В свои 16 лет он насторожен и мрачен при описании картины весны:

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля, —
Мечтанье злое грусть лелеет
В душе неопытной моей.
Гляжу — природа молодеет,
Но молодеть лишь только ей:
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет.

1830 г. («Весна»)

        Вхождение весны в человеческую жизнь  и вознесение весеннего духа над бытовой обыденностью  открывается  в первых строках  романа  Л.Н.Толстого « Воскресенье»:
     Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди — большие, взрослые люди — не переставали обманывать и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, — красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что; они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.
        1899 год.

     Подходя к окончанию  данного эссе о весне  в поэзии и прозе, нельзя не коснуться еще двух аспектов  ее отражения, нельзя не вспомнить  о весне в живописи и музыке.   
У русских  художников весна чаще отражена в средней полосе России, и это отличает ее от южной весны в  картинах импрессионистов.
      Ранняя весна  на фоне снега  и водных проталин смотрит на нас с разных картин: «Март» И.Левитана (1895),  «Оттепель» А.Саврасова (1887) , пейзажи С.Жуковского –«Беседка в парке» (1910  ) и «Пробуждение природы» (1898),), « Ранняя весна» И.Остроухова  ( 1891) и  И.Ендогурова  (1890) и  картины других художников. Более поздний паводок изображен в картине И.Левитана «Весна. Большая вода». Природное пробуждение охватывает  деревенскую жизнь, вдали видны затопленные строения, а лодка служит средством передвижения  на поднявшейся воде и связи с окружающим миром.  Голубые оттенки воды и неба сопровождают дыхание весны, деревья тянутся навстречу солнцу. Эта же палитра цветов прослеживается у иконописцев, прозрачность и голубизна простираются на фоне ликов святых.
В картинах разных импрессионистов чаще отражается тепло весны и бурное цветение деревьев, ассоциирующееся с таким же бурным всплеском человеческих эмоций и чувств в это время года. Наиболее ярко южная весна отражена в картинах Клода  Моне: «Весна» (1880), «Весна в Живерни» ( 1886 ), «Цветущие яблони», «Фруктовый сад весной» (1886), «Цветок персика».
       Весна и музыка.  Следует отметить общепризнанное для искусства  наблюдение о самом сильном влиянии  именно  музыки на ум и чувства человека, на его бессмертную душу. Звучание весны в музыке охватывает творчество многих композиторов.  Нежные весенние и духоносные мелодии слышны  в произведениях Моцарта, Бетховена, Шопена,  Свиридова. Среди наиболее известных  русских музыкальных произведений  , отражающих весну, - «Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник»  из фортепианного цикла Чайковского «Времена года». Нельзя забывать при этом, что задолго до Чайковского сезонные зарисовки времен года были созданы итальянским композитором Антонио Вивальди, где,  в отличие от  плавности и нежности наступающей  весны Чайковского ,  в ней слышится торжествующее, победное начало жизни. 
      Хочу закончить настоящее эссе о весне своим стихотворением «Пасха на кладбище» в его начальном варианте:

На кладбище окрестном
Стояла тишина,
В пасхальный день воскресный
Я шла туда одна.
Шла вечером, уставшей,
Уже в шестом часу,
Но не было мне страшно
В кладбищенском лесу.
Все представало новым,
Воскресшим по весне —
Лик ангела суровый
Добрей казался мне,
И лик Христа в закате
Спокойнее смотрел,
Как будто боль распятья
Ушла в иной удел…
Христово Воскресенье
Приветствовала весна,
И в дымке обновленья
Стояли дерева.
И голубой подснежник,
Склонившись предо мной,
Шептал мне что-то нежно,
Качая головой.
Казалось, что деревья,
Подснежник в синеве
Сулили воскресенье
Христа уже во мне…
Казалось, что природа
Шептала мне одной,
Что и Христос, Сын Бога,
Воскрес такой весной.

Пасхальная седмица, суббота,
21 апреля 2001 г.
Воробьи: сборник стихов. -М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016.- С. 69 (Цикл «Скит»)
http://www.stihi.ru/2017/02/14/10669
https://stihi.ru/2018/08/25/4811

12 апреля 2024, Прп. Иоанна Лествичника

 


Рецензии
Не поняла.

Елена Фанталова   15.04.2024 18:45   Заявить о нарушении
Прочитайте Цветаеву Марину Ивановну

Тауберт Альбертович Ортабаев   15.04.2024 20:03   Заявить о нарушении
Ну о Цветаевой я уж никак в своей "Весне" не думала... У нее есть стихи на 8 строчек... Ну да ладно, у каждого из нас свое восприятие... Всего Вам доброго!

Елена Фанталова   16.04.2024 08:01   Заявить о нарушении
Ещё не поздно
а уже рано
вышли с ней из ресторана

Тауберт Альбертович Ортабаев   16.04.2024 08:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.