Партия 2017 г. Кроненберг. Философия Канта. 2

Партия 2017 г.Кроненберг. Философия Канта. 2

Учение о познании.

Кроненберг  в своей работе отмечает, что результатом работы Канта на определённом этапе  стало его творческое состояние сообразное сократовскому  признанию своего неведения и то, что напрасно высказывать равнодушие к предмету, который по природе человека не может быть для него равнодушен. Вопросы метафизики  - это философские определения о начале и соотношении вещей, о прошлом, настоящем и будущем  назначении , о смысле жизни человека. Все эти вопросы встают перед каждым философом и Кант конечно же не мог их игнорировать, более того, как показало творчество Канта: «судьба его – быть влюблённым в метафизику».

Кроненберг даёт объяснение  поиску Канта: «Богатство заключается  не только в том, что есть, сколько в том, от чего человек может отказаться с достоинством. Человечество обогатилось бы, - обеднев, выиграло бы потеряв». Вот и Кант отказывается от голого отрицания ради поиска новых устоев для познания. Исходной точкой является задача о человеке, выраженная в вопросах: Что я могу знать? Что должен делать? На что смею надеяться?

И Кант начинает с первого вопроса. По другому он выглядит так:  существует ли человеческое познание, если да, то какова его сущность, происхождение, содержание и границы. И на этот вопрос, по мнению Кроненберга  отвечает «Критика чистого разума».

Кант пользуется новым методом. Кант отказывается от догматизма, не занимает позицию скептика, а исследует познание. Прежде чем приступить к критике Кант стремится выяснить, что такое «чистое познание « и «Чистый разум». Критически же разбор познаний начинается с понимания того, что: Всякое познание состоит в суждении. Только суждения, которые расчленяют сложное представление на его части или выделяют из него главные признаки, называются разъяснительными или аналитическими суждениями. Но они ещё не дают знания, которые появляются при установлении в данном суждении некоторой связи между различными представлениями входящими в него. Суждение же , содержащее познание,  принадлежит не  к числу разъясняющих, а к составу расширяющих представлений, связывающих несколько различных представлений – синтетическим суждениям. Надо учесть, что не всякое синтетическое включает в себя познание. Познание должно быть всеобщим. Отсюда следует, что познание заключается в синтетическом суждении, которое связывает отдельно стоящие представления, при чём эта связь должна иметь  общий характер, чтобы сужение было априорное, справедливое в каждом частном случае раньше всякого опыта. Задача «Критики чистого разума» : как возможно познание, или иначе, как возможно, что разум создаёт законченную и связанную картину мира, выраженную в синтетических суждениях априори?

(Определённо и то, что вопрос познания всегда опирается на усвоенный мышлением исследователя накопленный общественный интеллект.)


Рецензии