Он сам умер

   Как давно это было!
Наталья Ивановна тогда была ещё маленькой. Относительно.
Лет десяти. Почти всё лето она проводила у бабушки в большом
и очень красивом селе.

   Там была большая, величавая река. Тихие и спокойные воды
она незаметно несла в большую реку, пополняя её своей "чистой
и свежей кровью", как говорила бабушка.

   У Наташи было развитое воображение и она побаивалась, когда
бабушка так говорила. А иногда, купаясь в реке, она вспоминала
про кровь и пулей вылетала из воды. Бабушка была в воде или
на берегу (она никому внучку не доверяла сводить на речку) и
видела такое неожиданное поведение девочки.
   - Ты чего испугалась? Ужика увидела или трава коснулась ножки? -
бабушка и сама до старости содрогалась от касания её тела
водорослей.

   - Нет, не водоросли и не ужик. Я вспомнила про кровь и мне
стало страшно, - передёрнув плечиками, отвечает девочка.

   Бабушка улыбнулась:
   - Посмотри на мою руку. Видишь, какие жилки на ней?
   - Да такие аккуратненькие, синенькие.
   - Они тебе что-то напоминают? - спросила бабушка.
Девочка подумала-подумала:
   - Если рассматривать несколько жилок, то какое-то зимнее дерево.
   - Очень хорошо. А если одну?
   - Не знаю... Может... речку? Она тоже синяя!
   - Умница! Быстро сообразила. Я даже не ожидала. В жилках - кровь.
В дереве течёт сок. А в реке - вода. Сок и вода, в переносном смысле,
кровь.
   - Я поняла,- обрадовалась Наташа! - И теперь мне не страшно!

   У Наташи с бабушкой дружба особая, доверительная.
И они хорошо понимали друг друга. Много говорили,
советовались, находили какие-то решения в затруднительных
или самых простых, необычных вопросах.

   Время приятно и быстро бежало. Вдруг случилась беда:
умер кто-то из бабушкиных знакомых. Бабушка собралась на похороны.
   - Наташа! Ты побудешь дома одна часа два... может... три.
   - Бабушка, я хочу с тобой пойти, - запросилась внучка.
   - Я не уверена, что тебе можно пойти. Это не развлечение.
Будут слёзы. Это очень тяжело. И мёртвый человек будет.
Ты видела покойников?

   Наташа вздрогнула, но ей не хотелось оставаться одной дома
и... интересно стало, как это происходит, что это такое - похороны?
   - Бабушка! Я не маленькая! Я всё понимаю. Похорон я не видела,
но мёртвого воробья мы в сквере хоронили...
   - Человек - не воробей.

   Бабушка была очень расстроена и, к тому же, торопилась. Некогда было
убеждать, поэтому она велела собираться поскорее, сменить сарафанчик
на спокойное однотонное платьице.

   У дома, к которому они торопились было много людей.
Бабушка с внучкой прошли мимо них, вошли в комнату, где стоял... гроб.
Рука девочки в бабушкиной руке задрожала, но Наташа держалась стойко.
Бабушка отвела внучку в сторону, сказала, чтобы она там стояла,
а сама подошла к гробу.

   Тут возникло движение: пришли новые люди с венками, цветами,
девочку отодвинули с её места и она оказалась близко к гробу,
прямо напротив головы мёртвого мужчины.

   Закаменев, она стояла и смотрела на его лицо, верхнюю часть груди.
Ей явственно виделось, как человек в гробу... дышит! 

   Не в силах сдвинуться с места, она вдруг заметила, что пол
и потолок меняются местами. Но в это время бабушка оглянулась
и, увидев совсем рядом бледное, как полотно лицо внучки, подхватила
её и почти вынесла на улицу.

   Там она усадила девочку на лавочку под дерево, достала из сумки
бутылочку с водой, напоила девочку, успокоила и поспешила уйти
с ребёнком домой.

   Пришло время укладываться спать. Наташа вдруг занервничала.
   - Бабушка, а можно у меня свет не выключать?
   - В чём дело? При свете, как можно спать?
   - Я... боюсь...
   - Кого?!!
   - Того... мёртвого...

   Бабушка в душе ругнула себя: Ну, зачем взяла девочку с собой и стала
думать, что делать? Надумав, заговорила почти весело:

   - О! Это так и должно быть!
   - Что должно быть? - удивилась Наташа.
   - Что боишься. Ты же трусишка. Вся в меня!
   - Ты тоже боишься? - глаза Наташи округлились,- а как же мы
теперь? Вместе будем бояться?
   - Ну, уж нет! Это я когда маленькая была, как ты сейчас, боялась.
И тоже мёртвых...

   Наташа ушам не верила:
   - А зачем же ты сегодня пошла? Я больше никогда в жизни не пойду!

   Бабушка посадила внучку на свою постель, посмотрела на неё ласково:
   - Ну, слушай, как это со мной произошло!

   Когда-то и я была девочкой, как и ты. У нас умер сосед. Люди шли
проститься. И мы, ребятня, зашли. Постояли, посмотрели. Мне очень
понравилось: читают толстую книгу, поют очень красиво. Я бы ещё стояла,
но одна тётя подошла к нам и сказала, чтобы мы шли на улицу.

   - Мне тоже понравилось, как читают,- говорит Наташа. - И все такие
тихие, печальные...

   - Да. Печальные.- подтвердила бабушка.- И вот наступил вечер.
Папа, двое моих старших братьев и сестра ушли спать, а я поняла,
что боюсь! До жути и сказала маме, твоей прабабушке, об этом.
А моя мама не была сентиментальной. Она только спросила,
чего я боюсь-то.

   - Соседа нашего.
   - А что ты ему сделала, что теперь боишься его?
   - Ничего я не сделала. Он сам умер.
   - Мёртвого боишься?!!  Да это на раз лечится! Сейчас
я погашу свет, а ты иди к печке и в трубу кричи:
   - Не я тебя боюсь, а ты меня бойся! И так три раза - громко
и отчётливо!

   Наши услышали этот разговор, и все, даже папа, встали и подошли
к дверям. Мне делать было нечего - пошла к печке, подняла голову
и заорала в трубу: "НЕ Я ТЕБЯ БОЮСЬ, А ТЫ МЕНЯ БОЙСЯ!"

   И тут тааакое случилось! На тёплых кирпичах лежала кошка.
В темноте её не было видною. Тоооолько я закричала, кошка дико
взвизгнула и метнулась из печки.

   Все наши захохотали, а кошка заметалась по комнате!
Мне стало смешно и я тоже засмеялась. Вот с тех пор и не боюсь.
Может... и тебя полечить, Наташа?

   Наташа всё представила и тоже засмеялась. Спала она без света,
но бабушка переживала и зареклась брать с собой девочку на вредные
для психики мероприятия.


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.