Партия 2017 г. Кроненберг. Философия Канта. 3

Партия 2017 г. Кроненберг. Философия Канта. 3

Первая ступень: Чувственное познание. Его содержание: ощущение; его форма: пространство и время.

Напоминаю читателю, что в данном материале рассматривается работа Кроненберга «Философия Канта и её  значение в истории развития человеческой мысли», хотя сам Кроненберг остаётся для меня личностью неизвестной, а сама книга, по которой ведётся работ, изданная  в переводе О.Н. Поповой, не называет  даже имени Кроненберга,  не говоря при этом ни слова о нём вообще. Бывает же такое.

Вероятно, что в том есть какая то причина. Возможно она в самом тексте или в цели его использования. Пока непонятно, но работать с текстом продолжаю. Иногда возникает ощущение некоторой путаницы, что может идти и от перевода.

Сам текст по своему замыслу претендует на высокий стиль, при этом ощущения Кроненберга  переплетаются с позицией Канта. Придётся соответствующие части  просто игнорировать. Отодвину в сторону тяжёлые мысли, которые возникли от самого названия этого параграфа. Но не могут быть формой чувственного познания  пространство и время – это другие категории. Одна представляет собой реальность существующего мира, а вторая – искусственная: идеальная ошибка априори, когда математические исчисление представили ка физический процесс. Так и появилось на свете то, чего не может быть. Важнейший же элемент бытия просто игнорируется  всей философией, а это движение, преобразование, обновление и развитие. Познание и необходимо самому этому процессу. «Так природа захотела, почему - не наше дело, отчего – не нам судить» (Окуджава).

Мы же, следуя закону природы, должны не только познавать то, что есть, но и формировать , содействовать развитию самой природы, сути её состояния и вещей, но и работать в направлении их революционного развития. Познание в этом процессе занимает ключевое место – оно как ключ к самой природе развития. из примитивизма приматов надо выходить, пришло время.  Автор и заставил говорить о совершенно другом, показал пример. Ладно давайте смотреть на рассуждения о чувственном познании дальше.

Надо отметить наличие теории возникновения мира, его физической организации, возникающей как- будто из хаоса, за который мв принимаем неизвестный на м порядок взаимодействия глобальных природных сил, хоть для человека непонятных, но создавших условия для возникновения биологической жизни.

Итак, мы пришли по тексту к вопросу: «Что же такое пространство и время».
«Пространство принимается за нечто содержащее в себе все предметы, за вместилище вещей».

Другое раскрытие: «Пространство есть не что иное, как понятие, отвлекаемое нами от предметов, не конкретное понятие, то есть такое, которое объединяет ряд предметов, но абстрактное,  обозначающее совокупность общих свойств предметов», но как утверждает  и сам Кроненберг, что простое рассуждение показывает ошибочность такого определения. Скажу так, оно  было сформировано  для одной цели, чтобы затем было указано на его ошибочность.

Еще интереснее: «пространство никак не может считаться понятием, оно есть наше созерцание, при том чувственное созерцание». Скажу так, не просто созерцания, а объективного восприятие существующего мира, всех условий его существования и бытия человека. Как говорится, от Бога.

«Созерцание же пространства сопровождает человека всюду и непрестанно». Только оно человека не сопровождает а является фактором связи живого существа с окружающей природой,  и со всем социальным миром.

Новый странный вывод: «Пространство принадлежит не внешнему миру. а нам самим; это созерцание  не имеет внешнего объекта, оно есть чистое созерцание». Из данного суждения следует, что созерцание создаёт внешний мир, но только как созерцание разных людей создаёт сам мир, не прилагая к тому никаких усилий.
И далее: «Чувственное созерцание, невозможно без пространственного созерцания, так что пространство есть форма нашего созерцания. Без негр все впечатления нашей чувственности представляли бы только хаос. … Мы сами вносим пространство в реальный мир. Вещи в себе, недоступные нашему созерцанию, а поэтому и нашему познанию, могут быть и без пространства – но об этом мы ничего не знаем». Добавлю : и знать не будем. Надо сказать, что есть чувственное пространство, есть мыслимое пространство, процессы в котором  могут замыкаться в себе, замыкаться в чувственных формах, но когда они замыкаются на волю и действие человека, то становятся причиной и основой внешних отношений человека с окружающим миром. Чувства формируют волю, воля замысел и активность человека, раскрывающаяся  через действие – поступок, в совокупности , через деятельность. Реальный мир и внутри человека и снаружи.

Далее идёт переход к категории времени.
И снова о созерцании. Но категория сменилась , о чём уже говорил, давайте смотреть.

«То же самое,  что сказано о пространстве, относится и ко времени. … оно(время есть ничто иное, как чистое созерцание, или форма созерцания». Здесь можно сказать о чрезмерном увлечении Канта и Кроненберга  созерцанием человека – оно ставится во главу угла. «Не от предметов или явлений отвлечено представление о времени, а напротив оно привлечено человеческим сознанием в созерцании  вещей». 
 Мало того что саму категорию не можем понять, так ещё и усугубляем ситуацию с познанием, утверждая время функцией сознания. Нет физического представления времени, но счётное, математическое время есть – оно в соразмерности процессов.

Итак, у нас есть пространство и физические  процессы в нём, кстати и мышление  тоже модно отнести к физическим процессам, так вот они и представляю две основные категории существующего мира, тогда как категории  времени или физического процесса времени просто нет. И здесь  человека  вводит в заблуждение именно созерцание его, биологическое восприятие процесса преобразования как процесса времени.

«Установив твёрдо, что пространство и время суть чистые созерцания, кант совершил блестящее дело. … Это дело Канта представляет  образец научной строгости и научного метода. Шопенгауэр сказал, что оно является лучшим алмазом в венце славы Канта» Добавлю только одно: венцом славы в деле совершенствования путаницы в деле познания. Получается, что действительно, философ может попытаться перевернуть мир, ставя его с ног на голову, но не для того создан мир, чтобы ему переворачиваться и подстраиваться по  под каждое частное созерцание.

Продолжаем читать.
«Картина действительности принимает  теперь новый смысл. Прежде безграничность пространства и времени удивляла, поражала человеческий ум и невольно приводили к мысли о ничтожности человека. Теперь же вечность и бесконечность потеряли это значение, они оказались заключёнными в нас самих». Действительно, как показали данные рассуждения, что такое восприятие пространства и времени может возникнуть у отдельного философа, или у нескольких, но это не измерит суть вещей и отношений – объективного характера этих отношений и процесса, состояния и развития материи и отношений. Созерцание же - это объективный процесс подключения  отдельного живого организма к  пониманию процессов окружающего мира и основа для его мышления, а также волевого реагирования человека на внешние обстоятельства, на изменение условий внешней среды.

Интересное допущение: «Может быть, есть  существа, созерцание которых свободно от пространства и времени, но как они видят и представляют себе предметы – нам совершенно неизвестно и даже недоступно нашему воображению». Увы, сама природа, биологическая организация человека показала формы своего биологического развития, а поэтому и можно предположить, что в сходных  физических условиях, жизнь будет развиваться по земному варианту.

«На первой ступени познания уже обнаруживается, что оно в значительной степени зависит от природы человеческого разума. Не только формы чувственных восприятий, то есть пространство и время, присущи человеку, но и сам материал этих восприятий тоже обуславливается организацией и психическими свойствами людей». Похоже, что так и возникает философский антимир.

Подытоживая данную главу,  автор написал» «Ощущение, очевидно вызывается вещами, находящимися вне человека, но каковы эти вещи в себе, нам неизвестно. Мир, в котором мы живём, доступная нам действительность – есть наше создание. Он построен с помощью человеческого познания, то есть он мир идеальный».

Это заключение сложно охарактеризовать, но придётся, необходимо.

Ощущения как раз находятся в человеке – отражают природу самого человека, они и позволяют объективно взаимодействовать с внешним миром: видеть его как есть, видеть все людям одинаково, что является  совершенно точным и достоверным  видением и пониманием  окружающего мира и процессов в нём, как и собственного реагирования человека на внешние изменения, в чём немаловажную роль несёт познание человека, которое призвано лучше согласовывать деятельность людей между собой и в деле развития условий жизни на планете, а в будущем и за пределами её. А вот создание мира, всех планетарных условий жизни и бытия  - дело рук природы и Бога.

Обустройство планеты и приспособление её для своей жизни  - это дело рук человеческих, наряду со стремлением к его разрушению. Так и появился мир присвоения, балансирующий  на грани выживания, на которую попал вследствие  искусственной задержки революционных процессов, и в частности, в сверх длительном нахождении человечества в рамках  такого организационно-цивилизационного состояния ка властное уложение, которое накопило в себе условия, несовместимые с требованием природы  к развитию жизни, самого саморазвивающегося природного процесса.


Рецензии