Домик на назаркиной горе

«Русь… Россия…   Да, она огромна и неизмерима. Но постигнуть её можно даже в малом.
 Для этого памятью и сердцем нужно вернуться к той земле, которая накормила тебя первым хлебом, напоила тебя первой ключевой водой. Где было всё изначально и молодо. Для меня такая земля -  это небольшая сибирская деревня – Марьевка,» - размышляет В. Д. Фёдоров, поэт, родившийся на земле Кузнецкой.

Через работу в объединении "Литературный поиск "краеведческого направления мои воспитанники, участники данной группы, сближаются с творческими людьми (поэтами, писателями, журналистами, работниками библиотек, музеев). Интересная встреча - это всегда событие. Очень важно, когда в событиях принимают участие референтные, значимые для подростков люди. Движение "вслед за кумиром" - верный способ понять своё предназначение в жизни, поверить в себя, раскрыть в дальнейшем свой творческий потенциал.

Поездка на родину поэта В.Д.Фёдорова оставляет неизгладимый след в памяти подростков. Побывать в Марьевке,  постоять у дома на Назаркиной горе, с высоты птичьего полёта обозреть прелесть лугов и подышать воздухом, исполненном поэтической благодати – это ли не путь к познанию, пониманию того, что любимый край и есть начало, исток, откуда человек делает свой первый шаг в большой мир.

Посещение дома-музея В.Д. Фёдорова в Марьевке убеждает кружковцев в том, что поэты –это люди, по-особенному относящиеся к жизни. Вот на столе писателя фигурка, напоминающая коня-скакуна. Рядом шкатулка с разноцветными камнями. На подвесной полке книги о лекарственных растениях. В прихожей, вместо красивой подставки, обыкновенный пенёк. Стены обиты природным материалом, пол не крашен. Во всём ощущается духовная связь поэта с природой. Подростки захотят развить в себе такие же творческие способности: видеть мир по-своему. Они попробуют выразить свой внутренний мир в поделках, стихах, сочинениях…

«…Там, в музее звучал настоящий голос поэта В.Д. Фёдорова:
Понимаешь, на берёзах белых
Золотые яблоки растут…

Это – об осенних  марьевских берёзах  так сказано поэтом. Мне казалось, что поэт живой, рядом с нами. Берёзовые рощи в Марьевке я увидел наяву. Сколько света от них!»
(из сочинения А. Романа,  7 класс)

Как важно педагогу-наставнику вовремя поддержать этот творческий порыв (вдохновение), не дать заглохнуть, направить, развить. Ведь в творчестве подросток освобождается от «медузности», беспомощности – обретает индивидуальную основу, осознаёт себя среди окружающих как неслучайную, созидающую личность. И верно, кружковцы, изучая жизнь и творчество поэтов-земляков, невольно сравнивают себя с ними.

Оказывается, выдающийся российский поэт В. Д. Фёдоров во многом был таким же, как они: рос в многодетной семье, жилось туго, четырнадцатилетним подростком заменил отца в доме. Это не помешало ему стать глубоко образованным человеком, большим поэтом.

Ребята учатся у мастеров художественного слова проявлять себя творчески: подыскивают выразительное  слово, чтобы отобразить свои впечатления об увиденном, услышанном.


***
 
Домик  на Назаркиной горе,
С видом на бескрайние  снежные просторы - залюбуешься...
               
  С высоты хотелось птицей взлететь вне всякого запрета,
А внизу - застывшее озеро Кайдор,
Так воспетое в стихах поэта.

Пригласили в домик, состоящий  из трёх крохотных комнат.
    Слушали гида - все взволнованны,
Разместившись на широких лавках  веранды,
Читали  полюбившиеся строки,-
Творчеством поэта околдованы…

Вид из окна – необозримые марьевские луга,
Вот бы побывать здесь летом!
Честно сказать, раньше о знаменитом земляке  я  ничего не слыхал…
Надо знать!
«Литературный поиск» познакомил меня с поэтом!

(С. Павел, 7 класс, сб. стих. «Сигнальные звоночки»)



***
Дорогие ребята!
Вы занимаетесь удивительно прекрасным делом! Ваша группа называется "Литературный поиск". Ищите! Дерзайте! Познавайте через поэзию родного края разнообразный мир красок любви и добра! Спасибо за встречу и знакомство с вами..."

(Из письма Н.И. Ветошкиной, дир. музея В.Д. Фёдорова. Май, 2009 год)


Рецензии
Спасибо за рассказ, уважаемая Валентина. Моё знакомство с поэтом тоже началось с тоненького голубого сборника, если не ошибаюсь, "Библиотека избранной лирики". Поразили горькие и пронзительные стихи о любви.
"А я когда-то думал,
Что седые
Не любят,
Не тоскуют,
Не грустят.
Я думал, что седые,
Как святые,
На женщин
И на девушек глядят...
..................
О, как меня подводит седина,
Не избавляя
От земного чувства!"
Но где жил поэт, как-то даже не задумывалась. Интересно, что вы свозили туда детей, подростков... Седьмой класс - наверное, самый сложный подростковый возраст. Очень понравились отклики ребят.
Хотя поэзия живёт везде...

Мария Купчинова   23.04.2024 09:52     Заявить о нарушении
Дорогая Мария! Большое спасибо и за внимание к поэту В.Д.Фёдорову, творчество которого нами с ребятами изучено. Работала я свыше 40 лет с трудными подростками (мальчики от 11 до 16 лет). Увлекала детей творчеством. Составила программу по литературному краеведению, а также программу "Строчим вирши" - по ним и работала не один год. Результаты были. На родине поэта В.Д. Фёдорова были четыре раза. Поездка в Марьевку - это кульминация всей нашей работы (плюс творчество детей-стихи, творчество учителя- миниатюры). Об этом можно долго рассказывать (на СТИХИ.ру собран целый сборник под названием "СТРОЧИМ ВИРШИ,"где я пробую изложить свою работу в системе. Благодарю Вас за интерес к публикации, с благодарностью , уважением,

Валентина Будникова   23.04.2024 10:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.