В эпистолярной неспешной манере

                Глава 3

   Когда приезжие задают свой извечный вопрос: "Куда можно сходить в Пятигорске?", а слышать это приходится довольно часто, то обычно предлагаю им безобидный встречный, что конкретно их интересует?

Если современные торгово-развлекательные центры, большие продовольственные и вещевые рынки, кафе с кухнями мира, то просто сообщаю адреса и удобные маршруты.

Если же люди собираются прикоснуться к истории и культуре известного курорта, сразу предлагаю посетить старую часть города у подножия  горы Машук, побывать в музеях, погулять по отрогу Машука - горе Горячей, отдать дань должного уважения памяти великого русского поэта Михаила Лермонтова и многим другим, в разное время побывавшим здесь талантливым знаменитостям, а также подняться на канатке или же кольцевой пешеходной дорогой на самую вершину горы-лакколита почти километровой высоты. И самое главное - не пожалеть на всё это времени. Чтобы в душе и в памяти сохранилось как можно больше из увиденного, услышанного, познанного. Дабы не просто мельком взглянуть, а по-настоящему приобщиться, поближе прикоснуться к тому, что неизменно и вечно - к духовной составляющей своего  народа. К самому важному, во все времена поистине элитному достоянию.

   А ещё, Оля, мне очень нравится вместе со своими гостями гулять по старому Пятигорску, подниматься вместе с ними по каменным ступеням из белого машукского травертина, демонстрировать вполне себе европейский город с каменными заборами и фундаментами домов, коваными воротами и витыми балкончиками, длинными, овальными переходами, совсем по санкт-петербуржски с улиц во дворы, и  ещё клумбами, гротами  и беседками в парке Цветник. А затем неожиданно предложить уважаемым гостям вопрос: "Можно ли поверить, что двести лет назад здесь стояли белёные известью хатки-мазанки, водолечебницей над источниками служила деревянная изба, а на месте Цветника располагалось самое настоящее вонючее болото из избытка стекавшей с горы Горячей минеральной воды?" И с одинаковым последующим восторгом выслушать их недоверчивые и восхищённые "ахи" и "охи".

   Это, так сказать, своего рода фишка, предисловие к тому, чтобы рассказать о первопроходцах в области градостроительства на Минеральных Водах, основателях настоящих европейских курортных городков. И в первую очередь Пятигорска. Значит, речь пойдёт прежде всего о швейцарцах, братьях Джованни и Джузеппе Бернардацци, потомственных зодчих, архитекторе и каменотёсе, приглашённых по обращению А.П. Ермолова в Министерство внутренних дел специально для этой цели и переименованных по моде того времени и для удобства обращения в Иосифа и Иоанна.

Прибыли они в 1822 году из Петербурга, где в течении двух лет участвовали в строительстве Исаакиевского собора. Архитектор Джузеппе с энтузиазмом принялся за градостроительный план в весьма непростой для выполнения практических работ гористой местности. Он проектировал дороги, бульвары, казённые и жилые здания, делал чертежи ванн, терм, питьевых галерей, гротов и беседок, удобных обзорных площадок.

Джованни, как профессиональный каменотёс и каменщик, принял на себя созидательный  труд. Рабочих строительных специальностей катастрофически не хватало. Из Москвы была прислана военно-рабочая рота из двухсот пятидесяти солдат, которых мастер самостоятельно обучал делу и использовал в качестве строителей и своих помощников.

Вместе с высокопрофессиональным наставником солдаты пилили и обтёсывали машукский камень, строили жилые дома и общественные здания, мостили бульвары и дороги, осушали непривлекательный заболоченный пустырь под горой Горячей, а также делали дренаж, добавляли насыпной грунт, разбивали клумбы и аллеи, строя новый курортный город с европейскими пейзажами и Николаевский Цветник, ставший излюбленным местом встреч, прогулок и отдыха водяного общества.

Первых своих посетителей, среди которых был и Александр Сергеевич Пушкин, парк Цветник принял в 1829 году. Вход в него был платным. После принятия лечебных  ванн, члены водяного общества неторопливо пили в галереях нарзан, прогуливались и наслаждались музыкой, ежедневно игравшего здесь оркестра.

   Согласно контракту, подписанному в медицинском департаменте Министерства внутренних дел 21 августа 1822 года братьям Бернардацци в течении шести лет предстояли планировка и обустройство Горячих, Кислых и Железных Вод. Кроме этого они должны были осуществлять непосредственный надзор за строительством зданий, проекты которых разрабатывали столичные архитекторы. То есть, работы было, что называется, непочатый край.

   Трудились Иоганн Карлович и его брат Иосиф Карлович на славу, а верней сказать, на износ. И прожили на Водах до самой своей смерти. Благодаря им, по словам Михаила Юрьевича Лермонтова, прибывшего сюда в 1837 году, возник тот "чистенький, новенький городок", который поразил его своей уникальной красотой и прелестью.

   Но особенно ярко и образно в своих первоначальных набросках к произведению "Путешествие в Арзрум" написал 15 мая 1829 года Александр Сергеевич Пушкин. Как  о наглядных положительных переменах в Горячих Водах, так и о своём знакомстве с братьями Бернардацци.

   "Я нашёл на Водах большую перемену. В моё время ванны находились в бедных лачужках, наскоро построенных. Посетители жили кто в землянках, кто в балаганах.
Источники, по большей части в первобытном своём виде, били, дымились и стекали с гор по разным направлениям, оставляя по себе серные и селитровые следы. У целебных ключей старый инвалид подавал ковшик из коры или разбитую бутылку. Нынче
выстроены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведён по склонению Машука. Везде чистенькие дорожки, зелёные лавочки, правильные партеры, мостики, павильоны. Ключи отделаны, выложены камнем и на стенах ванн прибиты полицейские предписания. Везде порядок, чистота, красивость...
С неизъяснимой грустью пробыл я три часа на водах; с полнотою чувства разговаривал я с любезными Же и Жи, и старался передать им мои сердечные впечатления. Они меня поняли, по-дружески проводили до тележки, и я поехал обратно в Георгиевск берегом быстрой Подкумки."

   По окончании шестилетнего контракта братьев Бернардацци, российским императором Николаем Первым была осуществлена в поездке по Югу России инспекция, в ходе которой царь ознакомился с результатом деятельности трудолюбивых и талантливых зодчих из Швейцарии, превзошедшей все его лучшие ожидания.

   В мае 1828 года главного архитектора Строительной комиссии Иосифа Карловича Бернардацци вызвали в Санкт-Петербург, где он получил от императора в качестве награды за свои труды золотую табакерку, украшенную живописью и бриллиантами.

   Оба зодчие после напряжённой, крайне тяжёлой и ответственной работы хотели возвратиться в российскую столицу, чтобы там продолжить свою деятельность, однако виды на них были другие - редко кто из строителей высокой квалификации мог так успешно работать с машукским белым травертином, красивым и сложным в обработке природным камнем. И братья продолжили созидать курортные городки на Водах. И не только. Они разрабатывали и реализовали свои проекты в городах: Георгиевске, Ставрополе, шотландском поселении Каррасе, в Тифлисе. В рапорте Иосифа Карловича от 14 сентября 1839 года упоминается о 147 строительных объектах, однако указывается, что это не полный перечень выполненных ими работ.

   Покинули этот мир братья сравнительно молодыми: Джузеппе - архитектор в 1840 году, а Джованни - каменных дел мастер в 1842. Похоронены в Некрополе - на старом и самом первом пятигорском кладбище. Совсем недалеко от первоначального захоронения поэта и их современника Михаила Лермонтова.

   Когда от трамвайной линии поднимаюсь наверх к парку Цветник улицей Братьев Бернардацци, похожей на закоулок, протяжённостью всего лишь в двести метров, который я мысленно называю Подслеповатым, потому как с правой стороны дороги расположено  единственное здание - городской ЗАГС, а с левой - боком булочная и кинотеатр "Родина", напрочь лишённый окон, то всякий раз думаю, как же много чести оказали отцы города Пятигорска его созидателям! Прямо-таки облагодетельствовали. И в почётные граждане до сей поры не произвели. И ни одного памятника в городе славным проектировщикам и труженикам не поставили. Пусть символического. Потому как говорят, что даже достоверных портретов знаменитых братьев не существует. Возможно, не сохранились. То ли они где-то имеются, но до сих пор не найдены.

Однако, будем справедливы, памятных досок, особенно в курортной зоне, достаточно много и они посвящены не только первым зодчим. Музейные работники и экскурсоводы интересно и подробно делятся с отдыхающими своими историческими познаниями о становлении курорта и его общепризнанных героях. Но всё же обидно, что об одних прославленных личностях известно всё до мелочей, едва ли не до последнего чиха, а других даже внешности никто из наших современников не знает. И уж тем более неизвестны подробности их насыщенной, богатой событиями и свершениями жизни.

                Курортная романтика

                Романтичные наши предки
                С благородством, присущем веку,
                Называли под стать человеку
                Гроты, парки, мосты, беседки.

                Изменились время и нравы,
                Но в названьях своя харизма -
                Утончённость аристократизма
                Неизменна, как русской славы.

                Грот Дианы, Эолова Арфа,
                Замок вечной Любви и Коварства -
                Островочки курортного царства,
                Так и ждёшь здесь княжну или графа.

                Преломляемым солнечным светом
                Восхитят облака в лёгкой стае,
                Что неспешно наш край облетают,
                Многократно воспетый поэтом.

                Мне близки его горы и реки,
                Европейская архитектура,
                И народных традиций культура -
                Всё впечаталось в сердце навеки.


Рецензии
Мария, прочитала с удовольствием, представила как мы гуляем по старому городу. Люблю такие атмосферные места, с особым колоритом, хранящим историю. Может быть поэтому, бывая в разных городах стараюсь уйти с оживлённых улиц на окраины или в исторические центры. Спасибо за экскурсию! Жду продолжения и по традиции - стихи. С уральским теплом (у нас уже несколько дней выше +20) 𝓞𝓵𝔂𝓪 𝓢𝓱𝓮𝓵𝓹𝔂𝓪𝓴𝓸𝓿𝓪

Ольга Шельпякова   20.04.2024 18:11     Заявить о нарушении
Оля, сегодня "добила" главу. Официоз закончился. Далее - на своё усмотрение. Хочу рассказать тебе несколько городских баек. Стихотворение, как обычно, из старых, нового ничего не пишу.

Мария Панина Кавминводы   21.04.2024 14:18   Заявить о нарушении