К. В. Анохин, Т. В. Черниговская и дзогчен

Эта заметка из проекта 4, коротко обо всех моих проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом из них – в Предисловиях к ним.


Почти год назад академик РАН в третьем поколении К.В. Анохин и профессор Т.В. Черниговская, одни из крупнейших специалистов по мозгу и сознанию, встретились в столице Непала Катманду с известным наставником традиции дзогчен Сангнаком Тензином Ринпоче. Об этой встрече был снят часовой фильм «Основа. Путь к природе ума» (savetibet.ru, youtube.com), который я с большим интересом посмотрел и решил написать эту заметку. Первые 45 минут участники беседуют втроем, затем учёные вдвоем.


Дзогчен – это одно из направлений тибетского буддизма. До сих пор два этих известных российских ученых для меня в той или иной мере были участниками научных исследований тукдама (посмертная медитация), находящихся на стыке науки и тибетского буддизма, за которыми я наблюдаю в рамках проекта 3 (см. предисловие к нему). Традиция дзогчен не имеет прямого отношения к тукдаму: высшим ее достижением считается реализация радужного тела. В отдаленной перспективе эту цель заявляет лама Алан Уоллес, руководитель международного научно-медитационного проекта на стыке науки и тибетского буддизма, за которым я наблюдаю в рамках проекта 4, поэтому эту заметку я поместил здесь. Косвенно тукдам связан с радужным телом сообщениями о редких его случаях продолжительностью около 3 недель, которые заканчиваются реализацией радужного тела. Академик РАН С.В. Медведев, руководитель научных исследований тукдама, рассказывал о том, что характерной его особенностью является то, что практически не меняющееся тело умершего монаха, находящегося в этом состоянии, по выходу из него распадается «лавинообразно», так что окружающие еле успевают собрать остатки. Раньше я этого не знал и когда впервые услышал об этом из лекций С.В. Медведева, то сразу вспомнил о радужном теле, т.к. при его полной реализации от тела адепта остаются только волосы и ногти. (Католический священник Френсис Тизо написал книгу об одном случае реализации радужного тела в Тибете в 1998 г., уже из названия которой видно, что этот опыт сравнивается с воскресением Иисуса Христа. Книга переведена на русский язык.)


Если исследующий тукдам С.В. Медведев неоднократно говорил о том, что они с коллегами занимаются не буддизмом, а конкретным явлением, тукдамом, хотя, конечно, по ходу исследований им нужно знать тонкости соответствующих тантрических практик, то К.В. Анохин и Т.В. Черниговская интересуются именно учением дзогчен, а не эмпирически наблюдаемыми результатами его практик. 


Скучным, спокойным, монотонным голосом, за который я очень благодарен К.В. Анохину, он начал встречу с Сангнаком Ринпоче с констатации двух трудностей в общении буддизма с западной наукой: 1) непереводимость некоторых понятий, концепций с языка одной традиции на язык другой и 2) единственность инструмента исследования западного учёного  - интеллект. Последнее меня настораживает, потому что 7 лет назад, после первой встречи российских учёных с Его Святейшеством Далай Ламой XIV он говорил, что исследования буддийских медитаций могут развиваться по двум сценариям: учёный-практик медитации и монах-исследователь – в результате изучение тукдама, которым руководит С.В. Медведев, идет по второму сценарию, а о первом ничего не слышно.


Резюмируя первую часть обсуждения, академик РАН в третьем поколении увидел напряжение – «что-то тут не то» - в современной науке о человеке и буддизме в схожих проблемах. В очень влиятельной сейчас теории эгоистичного гена, созданной британскими учёными, картина эволюции выглядит так. Есть молекула ДНК, которая умеет производить белки, клетки, размножающиеся многоклеточные организмы. Последние нужны по сути только для того, чтобы продолжалась жизнь молекул ДНК, точнее говоря, соответствующих эгоистичных генов. Чтобы произошел переход от одних генов к другим. Человек в этой теории – это некий промежуточный механизм, нужный только для продолжения жизни молекул ДНК, эгоистичных генов. Аналогично в буддизме: буддисты долго и упорно изучают философию буддизма, практикуют его, а потом в какой-то момент, достигая полной реализации, отбрасывают весь свой человеческий опыт, как что-то не нужное, иллюзорное. По аналогии с эгоистичным геном человек нужен только для того, чтобы развилось еще одно просветление. В обоих случаях человек является неким промежуточным звеном, опыт которого не ценится. (На этой встрече обсуждалась не только эта тема, но я описываю только ее, как наиболее неожиданную и драматическую.)


Для буддиста ответ очевиден, т.к. для него высшей ценностью, конечно же, является просветление, а не иллюзорный человеческий опыт, а этот вопрос возник из-за так сказать завышенной самооценки человека, представления о высокой ценности человеческого опыта относительного уровня.


Излагая своё представление о своём «я», Т.В. Черниговская по сути следовала теории распределенной личности А. Гелла (см. Литературные дневники): все в ней и она во всех. На столе, за которым сидели участники беседы, рядом с Анохиным лежала книга Чогьяла Намкая Норбу Ринпоче (1938-2018) «Кристалл света» (на русском). Интересно, что ЧННР был учителем международного уровня ветви дзогчен, восходящей к Гарабу Лордже, Сангнак Ринпоче считается реинкарнацией реинкарнации одного из учеников Гуру Падмасамбхавы, это другая ветвь дзогчен. Из чего видно, что академик интересуется дзогчен не только в разговоре с одним из его наставников. В беседе наедине с Черниговской Анохин высказал мнение, которое он неоднократно уже высказывал, что реинкарнация может обрушить научную картину мира, изучать ее трудно, «дай бог» в течение его жизни этого обрушения не произойдет, но идти на контакт с этой цивилизацией надо. «Разговор был содержательным и незаконченным».


Возможно, когда и если они поговорят не только об основе учения дзогчен, но о пути и плоде, то дело дойдет и до радужного тела.


Для меня отмеченное К.В. Анохиным напряжение в современной науке о ДНК и буддизме не представляет трудности. Правда, в негативном, а-биофильном сценарии. Раньше я писал о теории известного в своё время уфолога и исследователя аномальных явлений В.Н. Фоменко (1922-2006) (см. проект "НЛО и другие"), согласно которой в центре Земли вот уже 750 млн лет «сидит» Пришелец-представитель машинной цивилизации, «пасущий» биосферу Земли. Фоменко полагал, что уже тогда этой цивилизации было ясно, что Земля перспективна в плане развития разума и этот представитель тут за тем, чтобы когда этот разум разовьется до космической экспансии, он не увлекался космическими войнами. В негативном, а-биофильном сценарии, который очевидным образом можно связать с теорией эгоистичных генов, основанная на ДНК жизнь – это как опухоль, которая может неограниченно развиваться, если ее не контролировать. Соответственно, для Пришельца Фоменко оптимальный способ контролировать земную жизнь – это, по-моему, «высидеть» из человечества машинную цивилизацию. В.Н. Фоменко видел эту перспективу в том, что чем лучше живут люди, тем меньше они хотят умирать и не за горами то время, когда станет возможным перенос человеческой личности, сознания на цифровой носитель. В результате чего из человечества и разовьется машинная цивилизация.


В том, что касается просветления и святости, то в рамках альтернативной интерпретации Шестоднева (см. предисловие к проекту «Чудеса Солнца и реальность контакта» и соответствующую статью в том проекте) ветхозаветным «инопланетянам», как, предположительно, и другим древним «инопланетянам», породившим по крайней мере некоторые религии мира, нужны размножающиеся люди ("плодитесь и размножайтесь" Бытие 1:28), чтобы количество зачатых человеков превосходило количество умерших. Ответ на вопрос, заданный учителю дзогчен Сангнаку Ринпоче Т.В. Черниговской "кто мы?" (все люди) (см. также мою статью с таким же названием в проекте "НЛО и другие") понятен: в силу размножения людей человечество - это «стиральная машина», которая «перевоспитывает» реинкарнирующих сюда «бандитов» из иных миров в святых и просветленных, что люди, конечно, считают высшим опытом, т.к. приобщаются к более высокоразвитым мирам… 


Портал savetibet.ru представил участников беседы следующим образом: профессор Татьяна Черниговская - директор Института когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург (Россия); профессор Константин Анохин - директор Института перспективных исследований мозга МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва (Россия). Сангнак Ринопче (1970 г.р., Непал) - известный учитель традиции дзогчен международного уровня. В 13 лет он был признан реинкарнацией Кенчена Трултрима Йонтена Гьяцо, который, в свою очередь, был реинкарнацией Шанг На Нам Ещи Дэ – одного из 25 учеников Гуру Ринпоче. Ринпоче учился под руководством таких выдающихся учителей различных духовных традиций буддизма, как Его Святейшество Далай-лама и других учителей тибетского буддизма. К этому можно добавить, что он женат с 2008 г., у него четверо сыновей и (младшая) дочь.


Рецензии
Автокомментарий.

Старшему сыну Ринпоче 15 лет, т.е. скорее всего он еще нужен своим детям в плане материальной поддержки. Следовательно, он вряд ли может говорить то, что лишит его «заказчиков». Поверхностный поиск в сети показал, что у Анохина и Черниговской скорее всего нет детей, я не вижу в сети информацию об их семьях. Если ключевой вопрос в напряжении ДНК/буддизм и в «кто мы?» связан с размножением людей, то стоит ли тем, кто не размножился/находится на вершине локальных социальных пирамид или их дети уже самодостаточны искать ответы у тех кто, размножается, т.е. не только имеет детей, но и они еще не самодостаточны?

Александр Кукаров   23.04.2024 16:36     Заявить о нарушении