За завтраком у Канта
Имя великого немецкого философа упоминается на первых же страницах романа Булгакова, в эпизоде, который служит завязкой, зачином романа. А это значит, что к Канту с точки зрения его места и роли в романе надо присмотреться самым внимательным образом. Что исследователи романа всегда и пытались сделать. Но кое-что до сих пор осталось незамеченным.
Остановлюсь на фактах биографии Канта (кстати, одно время верноподданного Российской империи). Как они отразились в творчестве Булгакова.
Михаил Афанасьевич как человек, получивший гимназическое образование, конечно, был хорошо знаком с биографией Канта. К тому же у него всегда под рукой был словарь Брокгауза и Эфрона - а статью о Канте для словаря написал никто иной, как Владимир Соловьёв, и в ней содержались основные, хрестоматийные, подробности из жизни философа.
Вспомним сцены из «Собачьего сердца», в которых Швондер и компания изводят профессора Преображенского пением революционных песен. Писатель "списал" их с послереволюционной действительности? Да, конечно. Но при этом он явно воспользовался одним известным фактом кантовской биографии.
Рядом с домом, где жил Кант в Кёнигсберге, находилась тюрьма. Начальнику тюрьмы пришла в голову светлая мысль, что пение подействует облагораживающим образом на заключённых. Пение, доносившееся периодически из тюрьмы, очень мешало Канту думать. Правда, по просьбе философа и из уважения к нему начальник тюрьмы отказался от своего воспитательного эксперимента. У читателей «Собачьего сердца», людей, получивший то же самое образование, что и Булгаков, сразу возникала параллель … с тюрьмой. К тому же Ленин и Кант родились в один и тот же день – 22 апреля. А Булгаков был особенно «чуток» к такого рода совпадениям, сатирически их обыгрывая.
В «Мастере и Маргарите» Воланд сообщает Берлиозу и Бездомному, что обсуждал с проблему Бытия Божьего лично с самим «беспокойным стариком Имманиулом» за завтраком у того. Писателя иногда упрекают в ошибке. Что, мол, Кант никогда не завтракал, а известен был своими обедами.
Нет, Булгаков нисколько не погрешил против истины, когда упомянул о завтраке. Вот если бы он написал, что беседа Воланда с Кантом о доказательствах Бытия Божьего, состоялась во время обеда, он допустил бы непростительную ошибку.
Дело в том, что Кант разработал своего рода обеденный «ритуал». Философы расценивают его даже как «социальную утопию» Канта.
Вот «как проходили обеды у Канта»:*
«Столовая — особая комната в доме Канта. Философ не любил трапезничать в одиночестве, ел один раз в день, поэтому осталось немало описаний, посвященных распорядку такого обеда. Застолья Канта в Кенигсберге, на которые он приглашал своих друзей в обед, были такими же легендарными, как и круглые столы Фридриха Великого в Потсдаме.
Согласно чертежам, столовая комната находилась на втором этаже. Гости прибывали незадолго в гостиную или в кабинет. Трапеза начиналась в час
и продолжалась до четырех-пяти часов дня. С ударом колокола башни замка,
слуга Мартин Лампе входил в гостевую комнату и сообщал гостям: «Суп на столе». На свои обеды Кант никогда не приглашал женщин, и разговоры в этой застольной компании никогда не касались философии. Это всегда была беседа о городе и университете. Ну и, конечно, так как все они были пожилые люди, рассказы о болезнях тоже подробно обсуждались. Именно поэтому самыми популярными гостями на этом званом обеде были врачи.
Заботясь о том, чтобы компания за столом не распадалась, Кант сформулировал полезное для всех правило — число гостей за столом не должно быть меньше числа граций, но ни в коем случае не больше числа муз. Наиболее распространенные варианты утверждают, что это три или четыре. Кант, без сомнения, имел в виду эти числа, отчего получалось, что вместе с хозяином за столом должно быть не меньше 4-5 человек, в противном случае, беседа не получит нужного разнообразия и может оказаться скучной. Основное правило собравшихся было таково: беседовать о чем угодно, но только не о философии.
Еда всегда начиналась с супа с раскрошенной говядиной, который Кант ел вместе с приготовленной самостоятельно английской горчицей. Завершал трапезу фрукт или легкий десерт в зависимости от сезона. На маленьком столике всегда стояли масло и английский сыр.
Среди любимых блюд Канта упоминались: треска, репа из Тельтова, горох со свиными ножками, вино из Грюнштдата или Медок из Бордо; он ненавидел пиво.»
Кант ко всему подходил академично и методично. Он был автором диететики - науки, что и как следует есть. Нетрудно заметить, как похожи на кантовские обеды на застолья у профессора Преображенского, требующего «не читать советских газет» до обеда и настоятельно рекомендующего, чем нужно закусывать.
"Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть нужно уметь, и, представьте себе, большинство людей вовсе этого не умеет. Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как. (Филипп Филиппович многозначительно потряс ложкой.) И что при этом говорить. Да-с. Если вы заботитесь о своем пищеварении, вот добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет". Преображенский был врачом, и поэтому не хотел за столом говорить о своей профессии, как и Кант - о своей.
Итак, за обедом у Канта категорически запрещались философские разговоры. Ну, а что же завтрак? Утро Канта тоже было подчинено неизменному ритуалу. Философ вставал очень рано, отправлялся, не снимая пижамы и своего знаменитого ночного колпака (отсюда и «философский колпак", ставший символом Канта, философа вообще; также, как чёрная шапочка, - символом Мастера)**, в рабочий кабинет, где тот же слуга (Мартин Лампе) готовил ему чашку слабого зелёного чая (кофе Кант считал вредным и не пил) и курительную трубку. Кант медленно пил чай и курил трубку, предаваясь размышлениям. В рабочем кабинете он проводил, как минимум, два часа. Если в этот день у него были лекции, то второй час уходил на подготовку к ним. Но первый был отдан чаю, курению трубки и философским размышлениям, - это было самое радостное время для Канта. И если уж Воланд и пожаловал бы к нему, чтобы поспорить, то именно в этот час. Кант завтракал так, как это делают очень многие люди - пил один чай.
Что касается философских идей Канта, их влияния на роман «Мастер и Маргарита», то для понимания их первостепенной важности достаточно сказать одно: уже сама по себе структура романа является отражением самого известного высказывания Канта (являющегося плодом двух первых его критик - «Критики теоретического разума» и «Критики практического разума»):
«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования».
Воланд - олицетворение кантовского звездного неба, Иешуа – кантовского морального закона, «идеала человечности» (кантовский термин применительно к Христу). И Мастер как "точка приложения" космических и божественных сил. (Неслучайно же в том виде, какой Мастер обретает в самом конце романа, после своего преображения в лунном свете, некоторые исследователи обнаруживают черты именно Канта). Но… со всеми теми существенными критическими поправками, которые были сделаны к Канту, к его трактовке теоретического (прежде всего) и практического разума в русской философии Серебряного века. А она, эта философия, была к Канту очень пристрастна, то есть особенно неравнодушна. Как пристрастны в своём неравнодушии были к нему и великие русские писатели Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой.
*http://kant300.kantiana.ru/facts/kak-prokhodili-obedy-u-kanta/
** у Канта была "странная особенность"- поверх ночного колпака надевать ещё и треуголку. Возможно эта странность объясняется просто - желанием философа согреть голову, чтобы лучше думалось.
Свидетельство о публикации №224042301300
Огромных Вам успехов.
Александр
П.С. Кстати, сейчас размещаю большой очерк о времени действия романа, однако там столько небольших глав, что, боюсь, дело затянется ).
А у Вас ещё основательно поброжу.
Фима Жиганец 04.06.2024 14:13 Заявить о нарушении
Елена Котелевская 04.06.2024 15:37 Заявить о нарушении
Хотя... "И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим".
Фима Жиганец 04.06.2024 16:08 Заявить о нарушении
Смысл эссе сводится к тому, что именно за завтраком Кант обдумывал серьёзнейшие философские проблемы, положения своих "Критик", тех самых, которые совершили переворот в философии. И которые имеют самое прямое отношение к роману. И к пониманию творчества и того, что есть истина и как она даётся. Учитывая, что Воланд беседовал о высоких материях именно за завтраком у Канта и на балконе Пилата... Впрочем, по Вашей логике, какая к бесу (или к Воланду), разница, смысла-то особого нету... )
Елена Котелевская 06.06.2024 13:40 Заявить о нарушении
Кант, конечно, был великим философом, но зачем же стулья ломать? )))
О влиянии "лунных стихов" Сталина на образ луны у Булгакова даже не упоминаю.
По поводу палаток с газированной водой. О повсеместной смене их на тележки писал не я - вспоминали коренные москвичи. Кстати, можете посмотреть фильмы тех лет - того же "Подкидыша" и другие. Да, на ВДНХ в 1939 году (!) установили киоски с газированной водой (ВДНХ тогда ещё называлась выставкой сельскохозяйственных достижений), но совсем не такие, как "будочка" в романе Булгакова. Они были с застеклёнными витринами и созданными специально "под выставку". Позднее такие же киоски появились от Мосвинвода, Кавминрозлива, Ижевской воды, Главпивпрома. Но в основном фруктовая и минеральная вода в середине - конце 1930-х продавалась с тележек-сепараторов. Это просто было удобнее. И более гигиенично: ведь до того, как и вспоминал Федосюк, кружки мыли не из водяных фонтанчиков, а в вёдрах. Кстати, в ранних редакциях МиМ Булгаков особо подчёркивал хамски-пренебрежительное отношение продавщицы к своим покупателям. Когда Берлиоз и Бездомный подошли к будке "Всевозможные прохладительные напитки", Берлиоз обратился "к женским босым ногам, стоящим на прилавке" ). Можете спорить по поводу будок и тележек, но все претензии - к коренным москвичам (и не только к москвичам).
Однако о киосках ВДНХ я непременно добавлю. Благодарствую за замечание.
Поймите: пока всё то, я прочёл у Вас о МиМ, довольно невразумительно, заумно, уныло и неубедительно до крайности. Как будто вы неспособны выстроить свои мысли в логическую цепь, а просто накидываете всё, что на ум пришло.
Но, повторяю, даже в этом случае должна быть какая-то внятная концепция. Вот в моей "забавной версии" об Иисусе Навине она есть. С ней можно не соглашаться, но она логически выстроена. А что у Вас? Кант был великим философом и вёл с друзьями за обедом умные беседы. И что? Ну если упомянули об этом, то протяните ниточку к роману и растолкуйте Ваше понимание шестого кантовского доказательства бытия Божия. И каким образом его опровергли Шиллер и Штраус (Вы ведь, надеюсь, в курсе, что в ранних редакциях МиМ в качестве ниспровергателя Канта упоминался и Штраус).
Единственное, что меня заинтересовало - указание на 1938 год как год, когда происходили события романа. Конечно, само по себе это абсолютно неверно, но более логично, чем версии других "исследователей". Ведь совершенно очевидны явные противоречия. Достаточно хотя бы вспомнить о великолепной сцене в Торгсине. Вам напомнить, когда торгсины в СССР прекратили своё существование?
Не говоря уже о храме Христа Спасителя, червонцах с водяными знаками, обильных пиршествах в ресторане Грибоедова - которые в 1930-е годы в описанном виде были просто невозможны... Короче, долго перечислять.
Не надо, Елена. Если уж вспоминать о тележках с фруктовой водой - "меньше пены"))) Вы пытаетесь что-то возразить, но получается так невнятно и сумбурно, что мне даже неудобно спорить.
Нелепо всё это. Мне поднадоело порядком. По Вашим изысканиям я ещё погуляю, возможно, что-то разумное удастся извлечь. А вот полемика с Вами - пустое дело.
Успехов.
Фима Жиганец 06.06.2024 16:46 Заявить о нарушении
Елена Котелевская 06.06.2024 18:27 Заявить о нарушении
Будь те здоровы.
Фима Жиганец 06.06.2024 22:18 Заявить о нарушении
Елена Котелевская 07.06.2024 10:09 Заявить о нарушении
Несмотря ни на что, было очень интересно общаться - и полезно. Для меня, по крайней мере.
Искренне желаю Вам счастья и успехов в творчестве.
Фима Жиганец 07.06.2024 10:36 Заявить о нарушении
Елена Котелевская 07.06.2024 12:48 Заявить о нарушении
связанных со "звездным небом"). Но не факт присутствия зв завтраком.Здесь никакой иронии нет. На мой взгляд, конечно.
Елена Котелевская 07.06.2024 17:01 Заявить о нарушении
Фима Жиганец 07.06.2024 18:58 Заявить о нарушении
Елена Котелевская 08.06.2024 14:10 Заявить о нарушении
Это же детский сад, ясельная группа. Всё естественно и логично вытекает из повествования. Отсюда же и диалог Иванушки с Воландом:
— А дьявола тоже нет? <…>
— Нету никакого дьявола! <…>
— Ну, уж это положительно интересно <…> что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет!
Ну и зачем же огород городить? Это о седьмом доказательстве. Шести предыдущих я не касаюсь.
О беседе же Воланда с Кантом за завтраком мы вообще знаем только со слов Воланда. И опять же замечу: сами мимолётные "завтраки" Канта уж точно не располагали к мудрым философским спорам ))). И упомянул о завтраке Воланд не случайно. Повторяю: поясните мне, сущеглупому,, ЗАЧЕМ ВОЛАНД ЗАОСТРИЛ ВНИМАНИЕ БЕРЛИОЗА И БЕЗДОМНОГО ИМЕННО НА ЗАВТРАКЕ, каковых, в строгом понимании этого слова, у Канта действительно не было? Чашка жиденького, разведённого чая - это, конечно, не завтрак. Суть даже не в том, считать это едой или нет). Почему просто не сказал - в беседе с Кантом? Ну ведь что-то же это упоминание значит. Оно не случайно.
Фима Жиганец 08.06.2024 17:39 Заявить о нарушении