Шир-Локк Холмс - сыщик каменного века Глава 8

Начало здесь http://proza.ru/2024/04/19/1015

- Колокольчик, как это не печально сознавать, оказался не очень интересным, - сетовала Катюша Дубова. – Я-то надеялась, что в Каменной Атлантиде всё-таки были какие-то отдельные мастера по металлу, ведь железной руды, серебра и бронзы в местных горах предостаточно. Но нет, нет… Всё объяснилось гораздо прозаичней. Колокольчик оказался работы, примерно века VIII-IX, венецианских мастеров. Тут уж никаких сомнений: характерные геральдические изображения, символы декоративные, узоры, гравировки с инициалами члена одной известной аристократической фамилии, семейной эмблемой и даже подписью изготовителя. И выполнен колокольчик вовсе не из железа, а из серебра и бронзы, просто практиканты сразу не разобрались. Он был, вероятней всего, удачной находкой аборигенов – артефактом, случайно попавшим к ним с какого-то погибшего корабля.

- А откуда мог быть корабль? – спрашивали Катюшу, окружившие её практиканты.

- Боцман, откуда мог быть корабль? - переадресовала Дубова свой вопрос Матвею Кудрявцеву – специалисту по парусному кораблестроению, называя его так, как было принято в их среде. 

- В VIII-IX веках (а как раз к этому времени относится находка) морскими державами были Византия, Арабский халифат, Скандинавские страны. Они имели сильные флоты, вели активную торговлю и колонизацию, а также участвовали в военных действиях на море. В Венеции и Генуе в IX веке был морской флот. Венецианский флот был одним из первых, который установил на своих кораблях пороховое оружие, и благодаря системе военно-морских верфей и оружейных складов морской республике удавалось контролировать торговые пути и политику. В IX веке Венеция была островным городом и центром Венецианской республики. В то время она уже была известна как Серениссима (Светлейшая) — «королева Адриатики», контролирующая торговлю между Востоком и Западом. Венеция играла важную роль как морской, политический и коммерческий центр. Она также управляла многочисленными колониями в Средиземном море. В IX веке также Генуя была островным городом и центром Венецианской республики. Она начала своё расширение во время Крестовых походов, предоставив свой флот для перевозок, и захватила несколько территорий на Ближнем Востоке, развернув там активную торговлю. Не знаю уж, откуда был тот корабль, но колокольчик был венецианским.

- А может быть корабль из Альбиона?

- Из Туманного Альбиона вряд ли. Англия в этот период только начинала свое становление как государство, и ее интересы были сосредоточены на внутренних делах и защите от внешних угроз. Это только в последующие века с развитием торговли и мореплавания она стала одной из ведущих морских держав мира. Но это было уже после здешней катастрофы.

- Так как же сюда попал колокольчик? – настаивали любопытные практиканты.

- Всё это легко объяснимо, - заявила Катюша. - Я же и говорю, просто на этот неизвестный остров посреди океана некоторые предметы, в небольших, конечно, количествах, изредка попадали из перечисленных Боцманом стран, перевозимые на кораблях. В те времена в цивилизованной части планеты уже имелись такие или сходные металлические колокольчики. Они использовались как дверные и оконные звонки, а также как сигналы тревоги в замках и монастырях. Они оказывались более надежными и долговечными по сравнению с керамическими или деревянными колокольчиками, поэтому быстро стали популярными в своё время и активно распространялись по земле. Этот точно сделан венецианскими мастерами, а какими путями путешествовал по миру, это нам неведомо.
 
- Так может, именно на этом корабле, что доставил сюда колокольчик, здешние жители и покинули вовремя эти места, когда разразилась трагедия, раз массово погибших людей здесь не было пока обнаружено? – подключилась к разговору Василиса, впечатлённая рассказами мужа   

- Но это вряд ли, - засомневалась Катюша. - Ни один корабль прошлого не решился бы, наверное, даже подойти к этому острову, страшась его неприступных скал, даже если предположить, что он вообще мог бы сюда добраться. Даже в наше время мы и то предпочитаем вести сообщение вертолётами. Потом одного корабля для спасения всех здешних людей, терпящих бедствие, было бы недостаточно, ведь местное население, судя по количеству поселений и построек, было не менее десяти тысяч человек. А сам остров, который почти уже теперь принял свои докатастрофические очертания, по своей площади сравним с остром Мадагаскар, потому совсем не мал. Нет, случайный корабль, как бы это не хотелось, не мог спасти всех здешних жителей.
 
- А сколько пассажиров мог вместить в себя парусный корабль прошлого?

- Количество пассажиров, которых мог перевозить парусный корабль прошлого, зависело от размера и типа корабля. Например, большие торговые суда, такие как галеоны, могли перевозить несколько сотен пассажиров. С другой стороны, военные фрегаты или шхуны имели меньший размер и могли вмещать только несколько десятков человек. Некоторые малые суда, такие как шлюпы или яхты, были еще меньше и вмещали только несколько человек, - снова пояснил Боцман. 

- И так получается, что даже при самом лучшем раскладе, чтобы спасти всё население острова от грозящей катастрофы, понадобилось бы не менее сотни лучших и вместительных кораблей, - быстро подсчитала Василиса, поднаторевшая в математике.

- И это при самых скромных подсчётах. Однако стоит отметить, что в эпоху парусных кораблей перевозка пассажиров не была их основной функцией. Они использовались, в основном, для перевозки грузов, таких как товары, сырье или золото. Пассажиры, если и были на борту, то обычно являлись частью команды или знатными персонами, путешествующими со свитой. А потом, очень маловероятно, что корабли сами по себе прибывали на этот остров в целости и сохранности. В те времена судоходство ещё не до такой степени было развито. Хороших кораблей было слишком мало. Да, скорее всего где-то далеко некоторые корабли терпели кораблекрушение, потом их долго носило по морям и океанам. И в конце концов их обломки могло вынести к берегам этого острова. А островитяне подбирали интересные корабельные трофеи, считая их, наверное, подарками морей.

Продолжение здесь http://proza.ru/2024/04/23/1705 


Рецензии
А Англия в те времена, оказывается, подкачала. Не тянула на сильную морскую державу:-)))

Мила Полосухина   06.05.2024 07:11     Заявить о нарушении
В те времена государства были гораздо круче Англии:-))))))

Мария Васильева 6   06.05.2024 19:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.