Шир-Локк Холмс - сыщик каменного века Глава 4

Начало здесь http://proza.ru/2024/04/19/1015

- Так вот про каменный быт, царивший некогда здесь, - попытался отвлечь от скорбных мыслей свою жену Тимофей, подводя жену к палатке и располагаясь. – Исследования и раскопки на юго-западе установили, что быт людей, обитавших здесь, был совсем не благоустроенным. Жилища не всегда соответствовали удобствам и климату и строились в основном из сподручных ресурсов, а последних было, в сущности, не так уж и много. Потому в большинстве случаев люди использовали пещеры в качестве убежища, где входы закрывались огромными каменными глыбами для защиты от непогоды и диких животных. Летом охотники, следуя за стадами четвероногих парнокопытных, строили укрытия из веток и листьев, а также хижины из костей и бивней мамонтов, которые здесь, кстати, обитали до потопа. А вот северо-восточные жители действительно уже научились делать каменные дома, обкладывая их дёрном и укрепляя деревом. Разумеется, такие постройки уже не покидались так легко, как временные сооружения юго-западных диких охотников-кочевников или блуждающих с места на место рыболовов и собирателей моллюсков. А то есть жители северо-востока вели оседлый образ жизни. И это весьма сочеталось с их бытом, так как эти люди уже постепенно переходили от охоты к земледелию и даже фермерскому скотоводству.

- А что островитяне ели? – спросила у мужа Василиса, потому что изрядно проголодалась, - Я имею ввиду местные кулинарные предпочтения и особенности кухни.

-  Что касается меню юго-западных людей, - продолжал заботливой супруг, протягивая своей жене бутерброд с колбасой и пластиковую бутылку с водой, - оно отличалось примитивностью, но вместе с тем и разнообразием из-за обилия продуктов. Хотя кулинарной культуры не было ровным счётом никакой. Если охота была удачной, то на костре жарили мясо. Но огонь был дефицитом и большой ценностью. Это не то, что у нас – чиркнул спичкой или зажигалкой. Здешние поселенцы добывали огонь трудными способами.

- Бедненькие! – пожалела дикарей прошлого его грустная и голодная супруга, - И что же они делали?

- Один из самых ранних методов получения огня – трение двух кусков дерева друг о друга, чтобы создать достаточное количество тепла для возгорания трута (легко воспламеняющегося материала), который затем использовался для разжигания костров. В некоторых регионах использовались камни, в частности кремни, которые при ударе друг о друга могли создать искры, способные зажечь трут. Ещё островитяне могли использовать два куска стекла или обсидиана, чтобы сфокусировать солнечный свет и зажечь сподручный материал. Но иногда для получения огня приходилось даже рисковать жизнью. Очень опасный, но иногда используемый метод – это пойманный огненный шар молнии, зажигающий трут… Хотя конкретно в данной местности с получением огня было бы меньше проблем (ведь здесь же много вулканов), если бы аборигены так не страшились этих «огненных гор», они реально очень не любили к ним приближаться. Однако многие вулканические продукты вполне могли бы использоваться ими для разведения костров, кстати, вулканическая лава хорошо горит, но пемза хуже, поскольку пористая. Только вот вулканы были для туземцев чем-то пугающим. Это видно из того, что все большие посёлки в большинстве своём оказывались расположенными на правом берегу главной реки острова (которую археологи прозвали теперь Древней рекой, она ныне иссякла).
На правобережье не было вулканов, а в опасных местах на левом берегу существовали только пещерные общины, строившие иногда небольшие временные поселения, как я уже говорил. Да, вулканы внушали островитянам ужас. Оно и понятно – реальная опасность плюс первобытный суеверный страх. Потому, возможно, в разжигании костров вулканы здешним аборигенам действительно не очень помогали. Однако, если бы они смогли бы освоить всё, что способны дать здешние горы, то сильно бы шагнули в своём развитии вперёд. Говорят, что среди местных горных пород очень много полезных ископаемых. Здешние вулканы являлись и являются теперь непосредственными источниками важных веществ, таких как сера, редкие металлы и минеральные. А ещё тут есть термальные воды.

- А можно в них искупаться?

- Пока не выяснял. Но на чём я остановился… так вот, островитяне не понимали и не могли понимать ещё ценности полезных ископаемых. Особенно им бы пригодились железная руда и медь. Если бы местные жители поняли их ценность, то их каменный век быстро бы превратился в медный и железный. Ещё здесь имеется всё необходимое для получения стекла: обсидиан, смоляной камень (пехштейн), перлит, пемза, тахилит и сордавалитит и прочие. Но аборигены, повторюсь, не смогли всего этого освоить, очень уж боялись «огненных гор», потому никаких изделий из стекла здесь тоже пока не обнаружено.
Но вернёмся к первобытному быту юго-западных окраин. В общем, с приготовлением горячего ужина у допотопных обитателей были большие проблемы. Огонь был такой великой ценностью, что в некоторых культурах он передавался от одного сообщества к другому, от поколения к поколению, и его сохранение было очень важно, просто жизненно необходимо. А находящимся далеко от крупных поселений, к примеру, охотникам и воинам, его просто негде было взять в своих походах, потому неприхотливая братия нередко ела свою добычу сырой, и не только мягкие мышечные ткани, но и внутренние органы убитых животных вполне шли в ход, звучно хрустя на зубах диких гурманов.

- Ужас какой!!! – всё-таки всплакнув, утирая рукавом слёзы, Василиса больше, конечно, жалела не древних, жизнь которых была до предела трудна и опасна, а саму себя, вдруг попавшую почти в такие же условия. Но сознаться в этом окружающим, тем более собственному мужу, которого она подбила, как оказалось, на сомнительную авантюру, она не хотела, потому сделала вид, что плачет над судьбой дикарей.

- Нередко употребляли и растительные корма, балуя свои организмы витаминами, - продолжал тем временем Тимофей, стараясь, чтобы его голос звучал по возможности, как можно более весело, чтобы не водить жену в депрессию. - Иногда сдаивали молоко у парнокопытных травоядных, пойманных на охоте или прикормленных и загнанных в загоны. Есть основания полагать, что в рационе этих людей активно использовались бобовые растения, которые постепенно не просто стали собирать, но даже и высаживать. В Европе-то подобное началось уже после ледникового периода, когда случилось массовое вымирание живности. Тогда питания стало мало, и потому не погибшие от холода люди, как только появилась возможность, развивали сельское хозяйство, выращивая не только бобовые, но и овощи, и злаки. Но здесь на юго-западе всё это оставалось не освоенным вплоть до самого потопа.

- А что, удобств здесь нет никаких, то есть у нас на теперешнем острове? – неожиданного задала откровенный вопрос Василиса.

- Душа моя, но это ведь тебе не отель семь звёздочек и даже не захолустная гостиница.

«И почему мы не поехали в Турцию!» - хотелось воскликнуть Василисе, но она изо всех сил держалась, потому спросила:
- И интернета, конечно же, тоже нет?

- Ну, вообще-то, связь, говорят, есть, спутниковая, как и генерированное электричество. В наше время интернет есть везде, мы же не дикари из каменного века, вот им-то действительно трудновато приходилось.

- А-а-а, ну тогда ещё ничего, раз хоть какая-то связь с внешним миром всё-таки имеется. Я, пожалуй, попытаюсь дозвониться маме. 

Тем временем, глядя на парочку молодожёнов, Дубова выговаривала Моргену:
- Ты что детишек-то сюда привёз, да ещё таких тщедушных? Головой-то думал?

- Меня очень Винер попросил.

- Научный руководитель Рыженького что ли?

- Да. Говорил, мол, надо, чтобы хоть один его аспирант побывал на серьёзных раскопках. Ему это необходимо для отчётности.

- А чахоточную супругу долговязого зачем прихватили?

- Так у них медовый месяц. Она просила очень.

- Нет, - развела руками Катюша, - с головой ты, Морган, видно, совсем не дружишь. Как будто не в своём уме. Что за аргументы такие: он попросил, она попросила. Прыгнуть со скалы она тебя не попросила? Учти, если что с ними произойдёт, отвечать тебе! И точка!!

Екатерина Дубова в оценке «голубков» была права. Более дикой местности, чем дачный посёлок, Василиса в жизни никогда не видела, и вообще была «маменькиной дочкой». На даче она ходила в тапочках и носочках по траве, чтобы не запачкать ноги, и очень следила за тем, чтобы под ногтями её не оказалась грязь. Что же касается Тимофея Рыженького, он разобраться не мог с соседской собакой, которая вечно тявкала на него, чувствуя в нём лоха, не то, что выжить в дикой местности.      

Продолжение здесь http://proza.ru/2024/04/23/465


Рецензии
Дикарям, конечно, тяжко приходилось, а молодняку полезно, как раз окрепнут:—)) с уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   23.04.2024 18:39     Заявить о нарушении
Тут могут окрепнуть, а могут загнуться, пятьдесят на пятьдесят:-))))))

Мария Васильева 6   23.04.2024 19:33   Заявить о нарушении