Фундаментальный материализм

Предисловие к новой книге Гуртовцева А.Л.

“ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ.
ФИЛОСОФИЯ РЕАЛЬНОГО МИРА”

                Эпиграф:
                “Подвергай всё сомнению!”

         Вдумчивый читатель, взявший в руки книгу “Фундаментальный материализм. Философия реального мира”, резонно может задаться сразу двумя вопросами: а какой такой особенностью фундаментальный материализм отличается от других его более ранних исторических форм, включая наиболее позднюю из них – диалектический материализм, и разве существует философия какого-то иного мира, отличного от реального? На самом деле эти два вопроса теснейшим образом связаны не только друг с другом, но и с основным вопросом любой идеалистической или материалистической мировой философии: об отношениях бытия и мышления, материи и духа, материального и идеального, физического и психического, тела и души. Как они соотносятся друг с другом, зависят ли друг от друга, взаимодействуют ли между собою? Что из них фундаментально, первично, а что производно, вторично: дух ли породил материю или, напротив, материя – дух?

        С древнейших времен человек, воспринимая и постигая окружающий его реальный мир с помощью чувств и мыщления, разделил его на две якобы противоположные и независимые друг от друга части, или субстанции, – материальную, видимую, доступную ощущениям и чувствам живого тела (физическая, плотская, телесная часть) и нематериальную, духовную, невидимую, но, тем не менее, доступную каким-то образом сознанию и мышлению человека (психическая, духовная, мыслительная часть). Философия идеализма, мифология, мистика и религия полагают первопричиной, первоначалом, первоосновой мироздания нематериальный дух (духи, души, боги в язычестве, или политеизме, единый бог или христианская Святая Троица в монотеизме), а философия материализма – материю, единую во всех своих формах, видах и состояниях.

        В стихийном, или наивном, материализме времен Древней Греции под материей как первопричиной мира изначально понималась одна из земных подвижных стихий (вода, воздух или огонь), затем – сразу четыре первостихии, или первоэлементы (земля, вода, воздух, огонь), а позже – мельчайшие невидимые и неделимые атомы, образующие в процессе своего движения в абсолютной пустоте и соединения друг с другом все бесчисленные косные и живые природные тела, включая минералы, растения, животных, людей и даже самих богов. Механистический материализм Средневековья и Нового времени сводил, исходя из взглядов античных атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций) или корпускулярной теории Декарта, все явления природы к механическим процессам движения, соударения, соединения и распада физических тел, образованных из атомов или корпускул. Вульгарный материализм 18-19-х вв. распространил представления о материи, согласно мнению классиков марксизма некритично и ошибочно, на деятельность человеческого мозга, на сознание и мышление человека.

        Сам же диалектический материализм (создан классиками марксизма, совместившими идеалистическую диалектику Гегеля с материализмом предыдущих времен), получивший безоговорчное, догматическое, освященное именами Маркса, Энгельса и Ленина, признание в СССР и ставший научно-философской опорой государственно-партийной  идеологии, так и не сумел объяснить с материалистических позиций процессы отражения реального мира в индивидуальном, субъективном сознании человека. Этот пробел в философии материализма призван устранить именно фундаментальный материализм, распространяющий материальные процессы в таинственную, запретную, священную область человеческого духа, в сознание, мышление и умственную творческую деятельность человека. Незавершенность диалектического материализма в объяснении духовных процессов, оставляющая лазейки для идеалистических, мистических, религиозных трактовок и нападок, полностью исключается в выводах фундаментального материализма. По существу, он впервые в истории мировой философии представляет ее новое, долгожданное и весьма перспективное научное направление - философию полного материалистического монизма.

        Философия фундаментального материализма (она же философия реального мира и философия полного материалистического монизма) показывает и доказывает с научноестественных позиций полную материальность всех духовных процессов человека, включая его ощущения, восприятия, представления, образы, мысли, понятия, суждения и другие объекты (именно объекты, а не духи!!!) его умственной, интеллектуальной, психической деятельности. Если до последнего времени эти объекты даже в философии диалектического материализма, не говоря уже о других философиях и массовом сознании общества, трактовались как идеальные, с налетом нематериальности, то ныне их можно с полным основанием рассматривать как исключительно материальные объекты. Кто-то из философов-ортодоксов, возможно, ухмыльнется: ну, вот, выискался еще один самобытный вульгарный материалист, решивший пополнить руганную-переруганную компанию Кабаниса, Фохта, Молешотта и Бюхнера. Но этого критика следует огорчить: к вульгарному материализму философия фундаментального материализма не имеет отношения, разве только в плане великой и благородной цели доказать материальность души и психики человека.
 
        Да, психика, душа, мысли материальны! Но эта материальность совершенно другого, нового, ранее неизвестного в философии рода или типа материи, существование которого автору подсказала сама живая природа, ее творения, начиная от бактерий, растений и завершая высшими животными, включая человека. Впервые в мировой философии материализма автору удалось выделить два принципиально различных типа материи: базовую, строительную материю и надстроечную, кодирующую материю. Первая, базовая, образует структуры всех косных, инертных, минеральных тел природы (химические элементы, космческие газопылевые туманности, звезды, планеты, горные породы, твердые, жидкие, газообразные и плазменные среды), а вторая, надстроечная, появляется только в живых организмах. Эта кодирующая материя многолика, все ее формы еще предстоит открывать и изучать, причем такая работа потребует усилий  не одного поколения ученых и философов, но первые ее виды уже известны и неплохо изучены в  биохимии, молекулярной биологии, генетике, лингвистике, синергетике и информатике. В ближайшие десятиления предстоит детально изучить виды кодирующей материи в нейробиологии и в области искусственного интеллекта.

         Самые ранние естественные виды кодирующей материи, доступные научному изучению, появились уже в начальной  стадии формирования земной жизни - около 4 млрд лет назад. Это были первые биогетерополимеры, ставшие основой самых ранних, еще безъядерных живых клеток, или одноклеточных организмов, – прокариот (археи, бактерии). К таким биополимерам относятся белки  (образованы последовательностями аминокислотных остатков 20-ти видов) и нуклеиновые кислоты НК (РНК, ДНК; образованы последовательностями нуклеотидов 4-х видов). Эти виды кодирующей материи представляют собой материальные, биохимические коды (их мономеры – аминокислоты для белков и нуклеотиды для НК - являются буквами природного алфавита: 20-буквенного для белков и 4-буквенного для для НК), используемые природой для образования и развития всех без исключения одноклеточных и многоклеточных живых организмов. Данные коды стали хранителем и носителем генетически наследуемых свойств, передаваемых организмами всех биологических видов от родителей к потомкам в бесчисленной череде их последовательных поколений.

        Познание человеком окружающего реального, материального мира происходит через органы его чувств, сенсорные рецепторы и периферийные нервы, которые доставляют в нейронную сеть головного мозга центральной нервной системы тела человека различные материальные сигналы от объектов внешнего и внутрителесного мира. Каждый сигнал кодируется в нервной системе человека соответствующей последовательностью нервных импульсов, электрохимическим и биохимическим состоянием нейронов, их синапсов и контактной синаптической структурой всей нейронной сети (она содержит сотни триллионов синаптических соединений). Материальные коды входных данных не теряются, не исчезают бесследно в сетевых структурах мозга, а, преобразовываясь накапливаются и запоминаются в тех или иных участках иерархически организованной сетевой памяти (двигательной, образной, логической). При этом каждому чувственно воспринимаемому элементу внешнего мира (обозначаемый элемент), его свойствам и отношениям с другими элементами соответствуют в памяти свои коды (обозначающие элементы), которые в совокупности составляют внутреннюю, материальную, кодовую модель окружающего мира.

        Особенностью этой модели является то, что мозг через свой механизм установления внутренних ассоциативных связей между разными видами памяти и их кодами может непроизвольно  (во сне, в трансе, при медитации, в болезненном состоянии) или произвольно (при бодрствовании, активной умственной работе) изменять внутренние отношения между кодирующими, обозначающими элементами. Воображение позволяет комбинировать коды, их элементы, фрагменты и наборы, переставляя их как буквы в слове или слова в предложении и создавая тем самым из них новые, ранее невиданные комбинации и сочетания, отличные от существующих в природе, во внешнем материальном мире. Этот механизм лежит в основе духовного творчества, включая деятельность писателей, поэтов, ученых, инженеров, изобретателей, художников, музыкантов, композиторов, балетмейстеров и других творческих личностей, склонных создавать в своей трудовой сфере новые знания, произведения и артефакты.

        Вся прелесть умственного творчества заключается в замене тяжелого, медленного, рутинного ручного труда над реальными объектами внешгего мира (при необходимости безусловного соблюдения всех законов природы: их невозможно обойти и нарушить!) на быстрое комбинирование материальными кодами, которые не тождественны обозначаемым реальным объектам, а лишь кодируют в сознании человека те или иные их свойства и отношения. Природа формирует исходные коды в нейронной сети мозга всех высших животных, но она не запрещает их мозгу, включая мозг человека, непроизвольно или произвольно комбинировать, ассоциировать их друг с другом. При этом можно спокойно нарушать все мыслимые и немыслимые законы или запреты природы, не опасаясь ее жестокого возмездия. Гуляй фантазия, порождай иллюзии, мифы и сказки (не исключено, что в зачаточной форме они имеются и у высших млекопитающих, включая обезьян, кошек и собак)! Вопрос лишь в том, каков будет прок, результат такой свободы воображения для авживания самого живого организма? Поможет или, наоборот, повредит его жизни?

        Вот мы и подошли к решению вопроса о том, так существует ли еще какой-нибудь другой мир кроме реального (в 6 в. до н.э. знаменитый элеец Парменид был убежден, что “бытие и мышление тождественны”, т.е. нельзя помыслить несуществующее, небытие, но он оказался, как мы видим, неправ). Существует тьма нереальных, иллюзорных, вымышленных миров! Но все они создаются не базовой, строительной материей внешнего, познаваемого, обозначаемого мира, а надстроечной, обозначающей, кодирующей материей, формирующей  в сознании субъекта ту кодовую модель мира, над которой трудится не только сама познаваемая природа (через внешний мир и тело человека, включая анатомо-физиологические свойства его мозга), но и буйное воображение познающего субъекта, основанное на подвижных, гибких функциях мозга, формируемых в онтогенезе организма.

        В результате внутренняя модель мира может быть как близка к внешней, объективной реальности (критерием ее достоверности может быть лишь сама реальность, опыт, эксперимент), так и страшно далека  от нее. Нескончаемые человеческие фантазии в подавляющем большинстве случаев становятся сюжетами сказок, мифов, мистических и религиозных историй, хотя при опоре на законы природы и достоверные знания обоснованные фантазии способны привести к открытиям и более глубокому познанию реального мира. Свыше двух тысячелетий мировая идеалистическая философия билась и продолжает бессмысленно биться над познанием не реального, материального мира, а бесконечного множества умозрительных, иллюзорных миров, рожденных воображением, домыслами человека. Парадокс заключается в том, что и эти вымышленные миры по-своему материальны (ближе всего к пониманию этого факта подошли вульгарные материалисты, утверждавшие о материальности процесса мышления). Миры сознания состоят из динамичной системы материальных кодов, из кодирующей материи. Именно поэтому автор назвал защищаемую им философию “Философией реального мира”. Философия, не желающая или не способная познавать реальный мир, есть чисто спекулятивная, обманчивая, ложная, бесплодная и никому не нужная философия. Ее удел – удовлетворять тщеславие своих адептов и превратится в пыль  на мусорной свалке истории.

       Основой подлинной, настоящей философии может быть только наука и создаваемая ею постоянно проверемая, дополняемая и исправляемая система научных знаний, достоверно, в деталях отражающая реальный, материальный, познаваемый мир. Каждая наука не только имеет право, но и обязана развивать свою частную философию, отражающую наиболее общие свойства и отношения между объектами своей предметной деятельности. Такая философия способна вдохновлять, воспитывать, направлять и объединять творчество многочисленных ученых, работающих в конкретной научной сфере. Задача всеобщей философии, а именно на такую роль, по мнению автора, может претендовать философия фундаментального материализма, заключается в обобщении, систематизации и согласовании выводов философий частных наук с целью  построения на этой основе единой стройной научной картины познаваемой Вселенной. Говоря проще, цель философии – сведение “многого к единому” (философия идеализма пыталась свести всё к Богу, т.е. человеческому вымыслу, а материализм всё свел к единой самоорганизующейся субстанции - материи).

        Кому и зачем нужна всеобщая картина мира?  Она нужна не обезьянам и другим животным, даже высшим, а людям, всем людям без исключения. Она нужна им для ответа на главные, глобальные, наиболее общие вопросы их бытия и сознания: кто я, зачем я здесь, почему я должен умереть, что было здесь до меня, что останется после меня, как жить, о чем думать, что делать, к чему стремиться, как стать счастливым, как избежать невзгод и т.д. Можно, конечно, строить свою жизнь без всякой философии, жить от случая к случаю, расти как трава или животное, не думая о дне завтрашнем, хотя даже многие животные “думают” о будущем, строя себе убежтща, делая запасы пищи, защищая и воспитывая своих детенышей. Можно жить на основе лишь инстинктов, чувств и желаний, сомнительных стереотипов и иллюзий, на основе традиционных предрассудков, заблуждений и верований, а можно на основе разума и достоверных знаний о законах развития реального мира, природы, общества и мышления человека. Знания о реальном мире помогают человеку найти наиболее правильный для себя путь движения и саморазвития. Незнание же, как известно, приносит беды и невзгоды (хотя, с другой стороны, согласно стереотипам, “во многом знании много печали” и “меньше знаешь – крепче спишь”), заставляя человека подчас прятаться от реального мира в мире самообмана, в частности, за стенами сект, монастырей, церквей, храмов и  отшельнических убежищ. Какой выбор сделаешь, такой и получишь результат.

        В данном научно-популярном труде излагаются взгляды и размышления автора не только по общим вопросам науки и философии в целом  (прежде всего философии материализма), но и философии некоторых частных наук, включая астрономию (и ее антипод - астрологию), биологию, медицину и историю. Большой раздел посвящен эволюции атеизма, мифологии и религии в прошлом и настоящем. Все эти работы являются плодом моих ежедневных интенсивных исследований на протяжении последних 15 лет, когда я уже отошел от своей основной научно-технической деятельности (ей отдано 44 года жизни, включая учебу в радиотехническом институте) и смог, наконец-то, посвятить все свое свободное время тем глубоким философским вопросам, которые одолевали мой беспокойный ум с молодости (первые конспеты по философии я стал писать 60 лет назад).

        В своих философских работах я старался не просто описывать логические плоды своих размышлений, а подобно художнику с его образным мышлением вживался в сюжет, рисуя образы картины не только словами и предложениями, а мазками, штрихами и точками, внося в цифровой текст бесчисленные изменения и дополнения, стараясь добиться максимальной выразительности и воспримчивости идей. За это время я уяснил для себя многие жизненно важные вопросы. Надеюсь, мне удастся расширить или хотя бы на йоту продвинуть  разум моих внимательных читателей в направлении научной истины. Делай, что должно, и пусть будет то, что будет!

         Минск, 25 апреля 2024 г.


Рецензии