Что есть судьба?

Вряд ли есть человек, который с годами не задумывался о том, что и почему происходит в его жизни, а проще говоря, есть ли такое явление как судьба. Можно найти много определений того, что это такое - судьба, но все они, в конечном итоге, сводятся к тому, что судьба предполагает некую предопределенность того, что происходит с миром и с нами независимо от наших желаний.

Что ж, если принять предопределенность за исходную точку в наших рассуждениях, то необходимо обратиться к осмыслению того, что составляет основу судьбы, какова её природа. И здесь мы невольно оказываемся перед выбором научных, логических, этических и даже религиозных «инструментов» для такого анализа.

В связи с этим думаю, что самым верным будет путь логики с опорой на здравый смысл. Начнём с признания того, что прежде, чем судить о том, что касается судеб мира, цивилизаций, народов и т.д., стоит обратиться к проявлению персональной судьбы на уровне отдельного человека. 

Что в этой жизни дано нам помимо наших желаний и возможности хоть какого-то выбора? Во-первых, сама жизнь. Ведь никто не согласует с нами желания явиться в этот мир. Во-вторых, конкретные родители, с их психологическими и ментальными качествами, этикой и иными убеждениями. А главное с их генами, которые передаются нам.

Отдельно здесь стоит упомянуть то, что каким-то неведомым пока науке способом нами обретается особая структура головного мозга, которая не связана ни с какой генетикой (желающие могут почерпнуть научные знания по этой проблематике у профессора Сергея Савельева – автора идеи «церебрального сортинга»). 

Имея такой исходный, от нас самих никак не зависящий, набор жизненно важных исходных элементов (помещенных в добавок ко всему прочему в конкретные географические, социальные, культурные и иные условия в виде континента, страны, место жительства и т.д.) разве можем мы отрицать то, что все они в своей совокупности неизбежно зададут нам жестко ограниченный диапазон возможностей развития в нашей жизни.

Да, отметим, что обозначенная проблема – отсутствие права выбора - радикально решается только в рамках религиозной доктрины, особенно в авраамических религиях единобожия. Ты рождаешься в мир по воле Творца, предопределенный Им путь и испытания в твоей жизни даны для обретения тобою качеств и знаний угодных Ему. Конечная высшая цель – возвращение человека, конкретно его души, к своему Создателю.

Какой выбор остается у человека при таком понимании судьбы? Смириться с тем, что ЭТО ТАК и, набравшись мужества и терпения, пройти предназначенный судьбою, т.е. Богом, путь в ЭТОЙ жизни ради жизни ВЕЧНОЙ.

Есть ли у такой религиозной доктрины научное, экспериментально доказуемое обоснование? Его нет, взамен есть требование веры, которая даёт огромное преимущество верующим людям в том, что снимает ВСЕ противоречия и дарует высшие СМЫСЛЫ, наличие которых создают основу для выбора ЖИТЬ. Жить смиренно, выдерживая все тяготы, радости, горести и искушения земной жизни по определенным правилам.

Логично звучит? Да. Однако для пытливого ума здесь встает ключевой вопрос – правомерна ли подмена понятия «человек» понятием «душа»? И если относительно первого есть реальные знания и доказательства существования, то второе – душа – явление столь противоречивое и неосязаемое, что невольно возникают сомнения в её существовании.

Не имея возможности представить душу как нечто осязаемое, религии единобожия строят доказательство её существования через наглядные, с их точки зрения, формы её проявления. Особое значение в этом ряду приобретает наличие в человеке СОВЕСТИ, как божественного дара и знака наличия в человеке ЖИВОЙ души.

Факт того, что совесть присуща не только людям верующим трактуется как доказательство божественной милости по формуле – «Богу не важно, что вы в Него не верите, главное, что Он в вас верит». 

Что же остается в понятии «судьба» вне рамок религиозной веры? Вероятно главным встает вопрос о том, что касается СЛУЧАЙНОСТИ, как альтернативы ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ.

Перед нами предстает неизмеримое количество вопросов, начиная с того, что могла ли случайно образоваться, например, Солнечная система? Случайно ли появление жизни на Земле? Случайно ли поддерживается природный баланс в атмосфере и мировых океанах, а в нас самих гомеостаз в вопросах функционирования жизненно важных органов и систем?

Есть ли вообще нечто, что обладает сущностным качеством случайности, то есть беспричинности своего появления и существования? – это один из самых сложных вопросов в жизни думающего человека. Ведь У ВСЕГО происходящего с нами, в нас и вокруг нас есть своя причина – физическая, химическая, биологическая, психическая, логическая, ментальная …  А у самих этих определяющих случайность «неслучайных» факторов есть свои причины. Где выход из этой бесконечной цепочки причинностей?

Ответ, на мой взгляд, может быть найден только на пути сохранения ясности своего разума путем концентрации мыслительных усилий на тех явлениях и сферах нашей жизни, которые хоть в какой-то мере подконтрольны нам самим. Поговорим об этом подробнее в следующий раз.   


Рецензии