Schonheit beginnt mit Ordnung!
( экспромт)
любимому учителю посвящается...
Весенней звонкой трелью заливается школьный звонок, призывающий строго по расписанию на урок иностранного языка. Мы, семиклассники, утвердившись за своими партами, тихо подыгрываем в такт ритмичному звучанию каблучков, доносившемуся издалека, словами маршевой немецкой песни: «Drum links, zwei, drei! Drum links, zwei, drei!»**
Преодолев путь от учительской до кабинета, в дверях появляется Надежда Васильевна, учительница немецкого: строга и подтянута, с красиво уложенной причёской, в своей неизменной «униформе» (платье тёмно-синее прямого кроя с кипенно-белыми ажурными воротничками и манжетами, туфли на высоком каблуке и модная вместительная сумка, словно бы от известного дизайнера).
Сосредоточенность и организованность - самодисциплина высвечиваются во всём её облике: в опрятности до мелочей, в походке с подчёркнутым достоинством, в методически продуманном уроке, даже в пунктуальности, так свойственной, к примеру, людям немецкой национальности.
Окинув критичным взглядом внешний вид своих подопечных, а также санитарное состояние кабинета, Надежда Васильевна сходу вступает с нами в диалог на чисто немецком языке, без переводов, всё угадываем на уровне смысла (жесты- подсказки, говорящая мимика педагога…):
- Wer ist im Dienst?***
- Mach das Fenster auf, bitte!****
- W;hlen Sie Papier auf dem Boden aus!*****
- Schonheit beginnt mit Ordnung!
- Schmach und Schande (стыд- позор),- пристыдит ученика, не умеющего правильно организовать своё рабочее место, произнося при этом слова с особенным акустическим эффектом- с придыханием.
- Du bist wie aus einem Ei geschl;pft (ты словно вылупился из яйца), - осаждает незадачливого ученика шутливым оборотом речи с сопутствующей демонстрацией аналога, подобия данному выражению в русском разговорном языке.
Казалось бы, всего лишь «увертюра» к уроку, а сколько учителем наработано!
Сколько изобретено ситуаций в плане развития разговорно-обиходного, повседневного, непринуждённого общения на иностранном языке.
Сколько необходимых оборотов речи вспомнили, проговорили и аккуратно
уложили в копилку УУД (на современном языке – универсальные учебные действия).
А фраза (Sch;nheit beginnt mit Ordnung!- красота начинается с порядка), станет в будущем, уже в моей педагогической практике, важнейшей, доминирующей. Она со временем распространится, превратится в крылатое выражение. Приживётся, как говорится, в новых Мастерских Слова, станет и для будущих поколений школьников привычной, обыденной… Учащиеся должным образом разделят желание учителя видеть красоту во всём: в чистоте классного помещения, в умении трудиться у доски, в способности рационально организовать своё рабочее место и др.
А сколько встретишь вариативных и даже, на первый взгляд, парадоксальных суждений…
Вот, к примеру, существует утверждение, что Порядок невозможен, если рядом нет Хаоса…
О - О, Donor wetter!****** И памятью вновь хочется вернуться к урокам немецкого…
Однажды майским лучезарным деньком, когда в природе царило торжество весеннего преображения, мы всем классом, так называемой «шайкой отважных», сбегаем с последнего урока в парк, который так предательски красуется и безудержно манит за школьным окном, всего лишь через дорогу… Уходим, зная, что тем самым подводим милую учительницу немецкого, истинного блюстителя школьного порядка и правопорядка.
А что потом? «Вначале – тишина, смешенье туч…» - сказал бы поэт.
Учительница заплакана. Директор молча ждёт объяснений… Ответа нет.
Хотя беззвучно, в одиночку давно каемся в содеянном: словно капли золотистого света, падают слова нашей немой мольбы в это всеобщее безмолвие… Майское солнце, музыка природы, - всё это соблазнило, подтолкнуло к необдуманному поступку…
Вот и теперь с улицы через открытое окно явственно доносится тихое переливчатое пение какой-то одинокой птицы... Певец перекликается с себе подобными, голоса множатся, пение становится задорнее, отважнее, призывнее. По истечении некоторого времени птичья братия слетается и облепляет крону молодой берёзки, что склоняется перед распахнутым настежь окном директорского кабинета.
Хмурые, потухшие взоры «беглецов» разом светлеют застенчивыми, виноватыми улыбками, от уголков глаз разбегаются плутовские лучики-морщинки… Взрослые и дети встречаются взглядами, «между нами, что-то пробегает, пожалуй, искорка какой-то теплоты»…
И вот уже согласный хор ребячьих голосов, сливаясь с нежным и сладостным птичьим гомоном, неизмеримо разливающимся за окном, придаёт суровому кабинету директора безмерность и красоту общения в столь «далеко не урочный час».
Мы заверяем свою дорогую учительницу (меж собой именуя ласково - «немочка») в любви к её предмету, в правомерности дисциплины, порядка и красоты, к чему она настойчиво взывает на своих уроках, и подтверждаем сказанное выученными назубок фразами на немецком, с доскональным их переводом на свой родной русский язык.
Сноски:
* Schonheit beginnt mit Ordnung! - Красота начинается с порядка.
** «Drum links, zwei, drei! Drum links, zwei, drei!»- слова маршевой песни.
*** Wer ist im Dienst? - Кто дежурный?
**** Mach das Fenster auf, bitte!- Открой окно, пожалуйста!
***** W;hlen Sie Papier auf dem Boden aus! - поднимите с пола бумагу!
****** О - О, Donor wetter! - Чёрт возьми!
Свидетельство о публикации №224050100828
Большое спасибо за повествование о милых школьных годах!
Стихира в лад!
Валерий Буслов 16.05.2024 15:39 Заявить о нарушении
С уважением,
Валентина
Валентина Будникова 16.05.2024 15:49 Заявить о нарушении
Стихира в лад!
Валерий Буслов 16.05.2024 16:02 Заявить о нарушении
Валентина Будникова 16.05.2024 16:23 Заявить о нарушении