Schonheit beginnt mit Ordnung!

Schonheit beginnt mit Ordnung!*
( экспромт)
                любимому учителю посвящается...

Весенней звонкой трелью заливается школьный звонок, призывающий строго по расписанию на  урок иностранного языка. Мы, семиклассники, утвердившись за своими партами,  тихо подыгрываем в такт ритмичному звучанию каблучков, доносившемуся издалека,  словами  маршевой немецкой песни: «Drum links, zwei, drei! Drum links, zwei, drei!»**

Преодолев путь от учительской до кабинета, в дверях появляется Надежда Васильевна, учительница немецкого:   строга и подтянута,  с красиво уложенной причёской, в своей неизменной «униформе» (платье тёмно-синее прямого кроя с  кипенно-белыми ажурными воротничками и манжетами, туфли на высоком каблуке и модная вместительная  сумка, словно бы от известного дизайнера).

 Сосредоточенность и организованность - самодисциплина  высвечиваются во всём  её облике: в опрятности до мелочей,  в походке с подчёркнутым достоинством, в методически продуманном уроке, даже в пунктуальности, так свойственной, к примеру, людям немецкой национальности.
   
  Окинув критичным взглядом внешний вид своих подопечных, а также санитарное состояние кабинета, Надежда Васильевна сходу вступает с нами в  диалог на чисто немецком языке,  без  переводов, всё угадываем на уровне смысла  (жесты- подсказки, говорящая мимика педагога…):
 
- Wer ist im Dienst?***
-  Mach das Fenster auf, bitte!****
-  W;hlen Sie Papier auf dem Boden aus!*****
 - Schonheit beginnt mit Ordnung!

- Schmach und Schande (стыд- позор),-   пристыдит ученика,  не умеющего правильно организовать своё рабочее место,  произнося при этом слова  с особенным акустическим эффектом- с придыханием.
 
- Du bist wie aus einem Ei geschl;pft (ты словно вылупился из яйца), -   осаждает незадачливого ученика  шутливым оборотом речи с сопутствующей демонстрацией  аналога, подобия данному  выражению  в русском разговорном языке.

Казалось бы, всего лишь  «увертюра» к  уроку, а сколько учителем  наработано!
Сколько изобретено ситуаций в плане развития  разговорно-обиходного, повседневного,  непринуждённого  общения  на иностранном языке.

   Сколько необходимых оборотов речи вспомнили, проговорили и аккуратно
 уложили в копилку УУД (на современном языке – универсальные учебные действия).

 А фраза  (Sch;nheit beginnt mit Ordnung!- красота начинается с порядка),  станет в будущем, уже в моей педагогической практике,  важнейшей, доминирующей. Она со временем распространится, превратится в крылатое выражение. Приживётся, как говорится,  в  новых  Мастерских Слова, станет и для будущих поколений школьников привычной, обыденной… Учащиеся должным образом разделят желание учителя видеть  красоту во всём: в чистоте  классного помещения, в умении трудиться у доски,  в способности рационально организовать  своё рабочее место и др.

 А сколько встретишь вариативных и даже, на первый взгляд, парадоксальных суждений…
 Вот, к примеру, существует утверждение, что Порядок невозможен, если рядом нет Хаоса…
 
 О - О, Donor wetter!******  И памятью  вновь  хочется вернуться  к урокам немецкого…

Однажды майским лучезарным деньком, когда в природе царило торжество весеннего преображения, мы  всем классом, так называемой «шайкой отважных», сбегаем  с последнего урока в парк, который так предательски красуется и безудержно манит за школьным окном, всего лишь  через дорогу…  Уходим, зная, что тем самым подводим милую  учительницу немецкого,  истинного блюстителя школьного порядка и правопорядка.

А что потом?  «Вначале – тишина, смешенье туч…» - сказал бы  поэт.
 Учительница  заплакана. Директор молча ждёт  объяснений…  Ответа нет.

 Хотя беззвучно, в одиночку давно  каемся в содеянном:  словно капли золотистого света, падают слова нашей немой мольбы в это всеобщее  безмолвие…    Майское  солнце,   музыка природы, - всё это  соблазнило, подтолкнуло к необдуманному  поступку…

 Вот и теперь   с улицы  через открытое окно явственно доносится тихое  переливчатое пение  какой-то одинокой  птицы...  Певец перекликается с себе подобными, голоса множатся, пение становится   задорнее, отважнее, призывнее. По истечении некоторого времени   птичья братия слетается и облепляет   крону молодой берёзки, что склоняется  перед распахнутым настежь окном директорского кабинета.

Хмурые, потухшие взоры  «беглецов» разом  светлеют застенчивыми, виноватыми  улыбками, от уголков глаз разбегаются плутовские лучики-морщинки…  Взрослые и дети   встречаются взглядами, «между нами, что-то пробегает, пожалуй,  искорка какой-то теплоты»…

И вот уже  согласный хор ребячьих голосов, сливаясь с  нежным и сладостным птичьим гомоном, неизмеримо разливающимся за окном, придаёт суровому кабинету директора безмерность и красоту  общения   в столь «далеко  не урочный час».


 Мы  заверяем свою дорогую учительницу (меж собой именуя  ласково - «немочка»)  в любви к её предмету, в правомерности дисциплины, порядка и красоты, к чему она настойчиво взывает на своих уроках, и подтверждаем сказанное выученными назубок  фразами на немецком, с доскональным их  переводом на свой  родной русский язык.




Сноски:
* Schonheit beginnt mit Ordnung! - Красота начинается с порядка.
** «Drum links, zwei, drei! Drum links, zwei, drei!»- слова маршевой песни.
*** Wer ist im Dienst? - Кто дежурный?
**** Mach das Fenster auf, bitte!- Открой окно, пожалуйста!
***** W;hlen Sie Papier auf dem Boden aus! - поднимите с пола бумагу!
   ****** О - О, Donor wetter! -  Чёрт возьми!


Рецензии
Миниатюра на школьном уровне довольно точно отбражает педантизм немецкого народа. У меня с самого раннего детства соседями были поволжские немцы, поэтому я очень хорошо знаю эту их отличительную сторону. И совсем не случайно герой фильма "Брат" говорит: "Что немцу хорошо, то русскому смерть!" И только в 2011 году сами немцы открыли почему!
Большое спасибо за повествование о милых школьных годах!
Стихира в лад!

Валерий Буслов   16.05.2024 15:39     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Валерий, за внимание к публикации, за точность подмеченного.
С уважением,
Валентина

Валентина Будникова   16.05.2024 15:49   Заявить о нарушении
Конечно, я не могу не вспомнить и своих учителей. Прошло почти шнстьдесят два года, как я пришёл в первый класс, а я не только помню фамилию первого своего педагога, но даже и лицо простой русской женщины Марии Ефимовны Скопиной. В старших классах педставлялось, что основным предметом для меня была литература, хотя я ровно шёл и по остальным предметам общеобазовательного знания, но с годами выяснилось то, что всё же главным предметом, точнее, предметами, были: ботаника-зоология-человек!
Стихира в лад!

Валерий Буслов   16.05.2024 16:02   Заявить о нарушении
Я тоже помню свою первую учительницу: Нина Тимофеевна Дворецкая (лет 30-и, высокая, стройная, тёмные волосы, бордовое платье). Работала она недолго, но с нею связаны первые впечатления о школе, как о настоящем празднике (белые банты, белые фартучки, бабушки-дедушки, мамы-папы рядом, запах осенних цветов, их благолепие, и мы одаряем букетами свою Богиню -учительницу).

Валентина Будникова   16.05.2024 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.