Жизнеописание Иисуса как повторение пророчеств Вет

    Жизнь и общественная деятельность Иисуса Христа  покрыты тайной не только  вследствие  очень немногочисленных упоминаний  в исторических документах, в результате чего основным источником знаний о Нем является Новый Завет.
Одна из наиболее серьезных трудностей реконструкции образа исторического Иисуса, Его  жизни и учения обусловлена тем, что Его жизнеописание  в Евангелиях строится как реализация предсказаний пророков,  и это делает часто  почти  невозможным  восстановление реальных событий. (http://proza.ru/2024/03/18/1143  и  http://proza.ru/2024/03/18/1174 )

     В видениях Ветхозаветных пророков Мессия — наследник династии царя Давида, поэтому в Евангелиях приводится генеалогия Иисуса (Лука 3:23–38 — от Адама; Матф. 1:1–16 — от Авраама), где Он выступает как потомок Давида. На основании анализа текстов большинство современных исследователей приходят к выводу, что место рождения Иисуса — город Назарет; согласно Евангелиям, Иисус, подобно Давиду, родился в Вифлееме  и лишь проповедовал в Назарете (  http://proza.ru/2024/04/13/1296)
   В евангельских текстах Иисус неоднократно называет себя «Сыном Человеческим». Это сочетание слов на арамейском языке фигурирует в книге пророка Даниила (7:13, 14). ((http://proza.ru/2024/02/08/997)
   Иисус возвещает наступление мессианских времен (Матф. 4:17), достигнув приблизительно тридцатилетнего возраста (Лука 3:23);  так же как «тридцать лет было Давиду, когда он воцарился» (Сам. 5:4)
   Он въезжает в Иерусалим на белой ослице (Матф. 21:1–7), ссылаясь на пророчество Захарии о том, что царь-избавитель, явится в Иерусалим бедным праведником верхом на осле (Зах. 9:9).

   В евангельском жизнеописании Иисуса немалую роль играет пророчество Исайи о мистическом явлении «раба Божьего», униженного, презираемого «мужа скорбей, изведавшего болезни», которому суждено своими страданиями искупить грехи народа (Ис. 53). Страдания и мученическая смерть Иисуса представлены в Евангелиях как осуществление этого пророчества; личность Иисуса явно наделена чертами «раба Божьего» (http://proza.ru/2024/03/18/91).

  Рождение Иисуса описано ( ЛК 1:26-38) в духе предсказания в духе предсказания Исайи иудейскому царю Ахазу (в связи с будущим избавлением Иудеи от врагов) о том, что «молодая женщина забеременеет, родит сына и наречет его именем Иммануэль», что означает на иврите «с нами Бог» (Ис. 7:14). Причем в христианской Библии «молодая женщина» (на иврите алма) переводится словом «дева» (http://proza.ru/2024/04/13/896 )

   Согласно евангельскому повествованию не только личность Иисуса является воплощением мессианских пророчеств, но и его жизнь и деятельность как бы повторяют события жизни многих библейских пророков. Подобно Моисею, спасенному вопреки приказу фараона (Исх. 1:15–2:10), Иисус должен быть спасен от преследования царя Ирода, приказавшего истребить всех младенцев, родившихся в Вифлееме и его окрестностях. Мария с новорожденным Иисусом и мужем Иосифом скрываются в Египте (Матф. 2:13–21), а затем возвращаются в Галилею также в соответствии с пророчествами Ветхого Завета. После восхождения с учениками на высокую гору Тавор Иисус являет «чудо преображения»: лицо его сияет как солнце, подобно лику Моисея, сошедшего с горы Синай, где он пробыл 40 дней и где ему была дарована Тора из уст Бога (Матф. 17:1,2 и  Исх. 34:29,30).

    По примеру пророка Илии Иисус отправился на сорок дней в пустыню, подвергся испытанию, не поддавшись искушениям дьявола (Матф. 4:1–11; Лука 4:1–13 и I Цар. 19:4–14). После смерти Иисус, подобно Илие, возносится на небо (Лука 24:51 и II Цар. 2:11); как Илия и его преемник Елисей, он воскрешает мертвых (Марк 5:22–43; Лука 7:11–15, и I Ц. 17:17–23; II Ц. 4:32–36), исцеляет множество больных (в первый раз — прокаженного: Марк 1:40–42 и II Ц. 5:1–14); ходит по воде: (Марк 6:47–50 и II Ц. 6:5–7); насыщает тысячи людей пятью (или семью) хлебами (Марк 6:34–44; 8:1–21; ср. II Ц. 4:1–7, 42–44).

    Из поздних пророков в евангельском образе Иисуса более всего отражен образ Иеремии. Подобно ему, Иисус вступает в конфликт со служителями Храма и предвещает его разрушение и восстановление на основе обновленного завета (Марк 11:15–18; 13:2; 14:58 и Иер. 7:32–34; 33:14–26). Примат этических норм над культовыми, который у Иеремии принимает форму категорического отрицания жертвоприношений ; преследование и заточение Иеремии  властями — все это свидетельствует о том, что образ Иеремии неизменно стоял перед глазами авторов синоптических Евангелий (http://proza.ru/2024/02/19/1837)

   Евангелия, однако, изобилуют параллелями между жизнью Иисуса и событиями из жизни не только пророков, но и патриархов. Предсказание ангелом (архангелом) Гавриэлем, явившимся Марии, рождения Иисуса напоминает посещение шатра Авраама ангелами, один из которых предвещает Сарре рождение Исаака (Быт. 18:1–14). Подобно Иосифу, посаженному братьями в пустой колодец, где он пробыл три дня, пока  не был продан  купцам-исмаильтянам, Иисус после распятия был опущен в могилу и восстал из нее три дня спустя.
   Само распятие на Голгофе неподалеку от Храма перекликается с жертвоприношением Авраамом   сына Исаака на горе Мория.

   Все эти и многие другие библейские мотивы в евангелиях усиливаются и как бы возводятся в более высокую степень: Сарра рожает первенца в 90 лет — Мария зачинает, оставаясь девственницей; Иехуда (Иуда в русской традиции) продает Иосифа за двадцать сребреников — Иуда Искариот продает Иисуса за тридцать; жертвоприношение Исаака  заменяется всесожжением барана («овна») — Иисус умирает на кресте, принесенный в жертву в качестве «агнца» божьего; чудом оставшийся в живых Иосиф, извлеченный из колодца, становится властелином Египта — Иисус воскресает, чтобы стать избавителем народа в будущем.

    Не только мотивы библейского повествования, но и основные элементы этики библейских пророков и современная Иисусу этика иудейских мудрецов-фарисеев приобретают в евангелиях утрированный, парадоксальный характер . Практически каждое изречение  Иисуса имеет  свою аналогию в Ветхом Завете.(http://proza.ru/2024/02/01/1510)


Рецензии
Уважаемый Игорь!
Скажу сразу, что мне очень понравилась Ваша статья – и по стилю, и по содержанию.
Редко встретишь на сайте такое спокойное, добросовестное изложение непростого материала.
Кое-чего я, правда, не понял: Вы вроде бы анонсировали реконструкцию образа ИСТОРИЧЕСКОГО Иисуса и реальных событий, но исследовали образ Иисуса БИБЛЕЙСКОГО, Иисуса – Мессии. Конечно, евангелисты всячески подчёркивают «предсказанность» основных событий и признаки мессианства в Его жизнеописании.
Однако много интересного можно найти в ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ действий Иисуса, в Его риторике, отношении с близкими и т.п.
Да и приведённые предсказания, если приглядеться, неравноценны: одни заставляют задуматься, другие убедительны только на первый взгляд, исполнение третьих, возможно, было инсценировано.
Примером тенденционно истолкованного пророчества, на мой взгляд, является 53-я глава Книги Исайи («Се - человек. Родимые пятна иудаизма 2) http://proza.ru/2019/10/06/482)

Простите за мои придирки: возможно, я неправильно понял Ваш замысел. А в целом, повторюсь, статья очень хорошая, ряд аналогий (с Моисеем, Илией) я прозевал.
С уважением,

Томас Твин   10.05.2024 18:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Томас!
Я очень благодарен Вам за замечания, Вы совершенно справедливо отметили непоследовательность в изложении, я бы даже сказал хаотичность.
Я исходил из того, что для реконструкции "Иисуса истории" вначале следует оценить разные стороны "Иисуса каригмы", чтобы понять , насколько в принципе возможна "демифологизация" евангелий и их использование в качестве достаточно надежного материала для восстановления образа реального Иисуса.
Проект "Поиск историч.Иисуса" на сегодня оказался в тупике . Но я с теми, кто верит в возможность реконструкции. Для этого следует использовать не только сведения из НЗ, но и апокрифы и даже такие "сомнительные" источники, где повествуется о путешествии в Индию и т.п..
Особый интерес представляет психобиографическая реконструкция личности Иисуса. Именно психобиография может объяснить многое в его поступках и учении.Это то, что наиболее увлекает меня сегодня.

Что касается пророчеств и особенно 53 главы, - это особая, невероятно интересная и загадочная тема.
Мне очень понравилась Ваша статья. Мы по-разному подходим к 53 главе, и тем более интересны для меня Ваши мысли. Я обязательно прочитаю все о "родимых пятнах" и потом напишу свое мнение. Просто удивительно встретить человека, которого так же увлекают бесконечно далекие от нас вопросы.
С уважением,
И.Л.

Игорь Лощинин   11.05.2024 02:43   Заявить о нарушении
А почему Ваш проект оказался в тупике?

Томас Твин   14.05.2024 07:08   Заявить о нарушении
"А почему Ваш проект оказался в тупике?"
.................
Здравствуйте, Томас!
В "тупике" оказался проект "Поиск исторического Иисуса", которому примерно 250лет. "Тупик", кстати, и прежде появлялся и казалось, "реконструкция" безнадежна: "исторических иисусов" оказывалось множество, в зависимости от подхода "реконструкторов". Но, тем не менее , "Поиск..." продолжается, и мой тоже...

Мне интересно Ваше мнение: Как Вы думаете, в "Рабе" Исайи увидел себя сам Иисус, или "задним числом" первохристиане, создавшие легенду о "распятом Мессии" ?

С уважением,
И.Л.

Игорь Лощинин   14.05.2024 13:45   Заявить о нарушении
Добрый день.
Трудно проникнуть в мысли такой сложной личности, как Иисус Христос. Если суммировать всю информацию о нём из канона и апокрифов, то мне он представляется мыслителем, обогнавшим время, но нервным, не свободным от слабостей. Нечто подобное описывали Ж. Сарамаго и П. Сорентино: герой, наделённый необычайными способностями и потому гадающий - сын ли он Божий или всё-таки человек?
Вполне возможно, что ответ он искал в Писании (в т.ч. - у Исайи), однако 52 глава никак не указывает на него (в отличие от 53)
Судя по Новому завету, Сын человеческий не был лишён честолюбия, поэтому вполне мог подстраиваться под известные ему пророчества о Мессии, объясняя это интересами дела: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес»
К тому же, самомнение его постепенно росло (см. Ин 12-15) и, вероятно, требовало подпитки в виде почитания и подходящих пророчеств.
В общем, не вижу в этом ничего ужасного: многие великие мыслители и даже пророки имели недостатки, которые не умаляли значения их открытий.
С уважением,

Томас Твин   14.05.2024 17:22   Заявить о нарушении