Как выглядели древние русы?

Вот подборка основных источников на эту тему.

Аль-Истахри и Ибн-Хаукаль сообщают, что русы носили «небольшие куртки», подобно хазарам и волжским булгарам. Русы «соблюдают чистоту своих одежд, — говорит Ибн-Русте, — мужчины носят золотые браслеты… Они носят широкие шаровары, на каждые из которых идет до 100 локтей материи; надевая такие шаровары, они собирают их в сборку и подвязывают у колен».

Худуд аль-Алам добавляет, что «они шьют шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка».

С растительностью на лице обращались по-разному: «Некоторые русы бреют бороду, другие закручивают и заплетают ее, подобно лошадиным гривам» (Ибн-Хаукаль). На Таманском полуострове среди «русской» знати Тмуторокани (уже смешавшейся с северокавказскими племенами) получила распространение другая мода. Побывавший здесь в 1237 г. доминиканский монах Юлиан записал, что местные «мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды, кроме знатных людей, которые, в знак знатности, оставляют над левым ухом немного волос, выбривая всю остальную голову».

Франкский хронист Адемар Шабанский пишет о русах рубежа X–XI вв.: «пришёл в Россию некоторый греческий епископ… и заставил их принять обычай греческий относительно рощения бороды и всего прочего». Т.е. здесь видим влияние христианства.

Однако на сребрениках князя Владимира он изображен с бритым подбородком и длинными, свисающими с губы усами.

На печати Ярослава Мудрого — он также без бороды.

В Изборнике Святослава Ярославича видим: волосы ни у князя, ни у его пяти сыновей не видны из-под шапок, открывающих уши. Лица княжичей голые. Подбородок князя покрыт щетиной (но не бородой). Под носом — небольшие, густые, загибающиеся книзу усы.

Но головы в XI–XII вв., вероятно, уже не брили, а стригли «под горшок». В русских былинах есть любопытный эпизод. Добрыня Никитич после долгих скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ от родной матери:

У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые:

В три-ряд вились вкруг верховища (макушки)
А у тебя, голь кабацкая, до плеч висят!

Таким образом, именно длинные волосы были у русов признаком маргинала, бродяги. Воинская знать носила волосы, остриженные «под горшок» («в три ряда» вокруг макушки). Добрыню, позволившего волосам отрасти, в буквальном смысле родная мать не узнала! Волосы на голове появляются у князей довольно поздно.

Бритье голов и подбородка — оригинальная «русско-славянская» мода. Так выглядел Перун, летопись отмечает, что у этого божества «ус злат». На многих миниатюрах Радзивилловской летописи усов, однако, не видно, как, впрочем, и бороды. Зато отчётливо виден оселедец, совсем по-запорожски спускающийся к левому уху. Но это, конечно, уже поздние представления.

Брила головы и бороды польская шляхта. Польско-украинское «кацап» — «как козёл» — отразило отрицательное отношение этой ветви славянства к бородам поздних московитов. У Саксона Грамматика именно по обритой голове опознают славянина в некоем Свено. Моравы брили головы и бороды. Козьма Пражский, описывая знатного чеха времён Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове. «Великая хроника», описывая последнего представителя родовой знати на польском престоле — Котышко — сменённого выходцами из простонародья, Пястами, говорит, что вся его голова была голой, за исключением одного клочка волос на макушке — полная аналогия со Святославом. Схожая причёска у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской рукописи. Титмар Мезербургский приписывает ношение чубов воинственному племени лютичей.

Западные авторы отмечают, что верховный жрец руян носил длинные волосы и бороду вопреки народному обыкновению. В летописных статьях IX–XI вв. борода упомянута лишь единожды и тоже в приложении к волхвам. Не были ли бородатые русы арабских источников жрецами? Но возможно, что упоминание бородатых русов арабскими авторами связано и с тем, что арабы зачисляли в русы многие «северные» народы. Сирийский автор XIII столетия Бар Гебрей дал такую этническую расшифровку арабского термина «ар-рус» применительно к таврическим землям: славяне, аланы, лезгины (очередной привет норманнистам!).

Для сравнения: С. Гедеонов в своём капитальном труде «Варяги и Русь» пишет, что у германцев и скандинавов «длинные волосы были отличительным знаком свободного мужа, бритая голова — клеймом раба. Германские язычники клялись волосами и бородою (Вотановой). Скандинавский Один прозывался длиннобородым, Тор — краснобородым. Обритие бороды почиталось у германцев высшим бесчестьем». Т.е. скандинавы и русы — определенно разные этносы.

Тюрки носили бороды и косы.
Зато балты, подобно славянам, брили волосы и бороды.

В представлении соседних народов образ русов ассоциировался с различными оттенками красного цвета. Например, восточно-славянское слово «рюен» или «руен» («сентябрь») буквально воспроизводит название острова Рюген (Руян). Синоним «рюена» звучит не менее узнаваемо — «русый». В сербском и польском языках «руйан» и «рудый» означает «темнокрасный». В раннесредневековых источниках нередко встречается словосочетание «рыжие рутены». Эти известия любопытно сравнить с исследованиями антропологов XIX в., которые говорят о том, что в Европе наиболее высокий процент «рыжих» отмечается среди русского населения Галиции — карпатских русинов. Византийцы обыгрывали этническое имя русов, также «окрашивая» его в красный цвет. Епископ кремонский Лиудпранд заметил, что воинов князя Игоря «греки по внешнему виду называют русиями»; в данном случае немецкий писатель имел в виду греческое слово «росиос» — «красный, рыжий». Точно также в переводе хроники Феофана библиотекарь папы Анастасий, писавший в конце IX в., перевел греческое слово «росиа» не как «русские», а как «красные» (rubea). Прокопий Кесарийский описывал внешность склавенов и антов: «Телом же и волосами… все они чуть красноватые».

Не исключено также, что они применяли какое-то вещество красного цвета в качестве боевой раскраски. Именно так можно истолковать отрывок из «Искандернаме» Низами Гянджеви:

Краснолицые русы сверкали. Они
Так сверкали, как магов сверкают огни.

В Европе и Передней Азии багряный, пурпурный цвета были символом власти, силы, могущества. Русы широко использовали его для ритуального раскрашивания своей военной атрибутики. Вид их дружин представлял величественное и устрашающее зрелище. Это было не войско, а надвигающееся пламя: кроваво-красные стяги, корабли под рдеющими парусами, «червленые» щиты. Традиция навсегда связала этот «русский цвет» с названием Черного, то есть, собственно, Чермного («Красного») моря, которое в Х в. называлось также Русским морем — опять все та же прочная связь этноса и цвета.

«Они люди рослые, видные и смелые», — пишет Ибн-Русте, — «они отличаются мужеством и храбростью», но «смелость их проявляется не на коне, все свои набеги и подвиги они совершают на лодках» (о пешем составе «русских» ополчений свидетельствуют все авторы. Мискавейх (ум. в 1030 г.): «Обычно каждый из них несет на себе свое оружие и к себе же привязывает большую часть ремесленных орудий, как-то топор, пилу, молот и другие подобные вещи; они сражаются при помощи дротика, щита, меча; они носят на себе столб для палатки и оружие, подобное кинжалу. Русы сражаются пешими…» «сражаются они копьями и щитами, опоясываются мечом и привешивают дубину и орудие подобное кинжалу».

Для характеристики киевских русов большое значение имеет их описание, принадлежащее перу Ибн Фадлана (922 г.), который совершил путешествие на Волгу. «Я видел русов, — пишет он, — когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на берегу реки Атиль (Волги). И я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни кафтанов (впрочем, далее Фадлан пишет, что умерший знатный рус будет облачен именно в куртку, кафтан, шаровары и меховую шапку), но носит какой-либо муж из их числа кису, которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее наружу. И при каждом из них имеется топор, меч и нож. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края их (русов) ногтя и до шеи они покрыты изображениями (татуировкой) деревьев и тому подобного». Возможно, это изображения Мирового Древа.

Далее упоминается имущество умершего знатного руса: «шаровары, гетры, сапоги, куртка, кафтан парчовый с пуговицами из золота», и «шапка из парчи, соболевая».

Попутно замечу, что Ибн Фадлан имел полное право сравнить русов с пальмами, так как по антропологическим данным «поляне» значительно превосходили ростом восточных славян (самыми низкорослыми из них были кривичи — около 157 см, древляне и радимичи, как правило, «перерастали» отметку 165 см).


Рецензии
Добрый день, Сергей Эдуардович!

Конечно, это хорошо, что Вы взялись освещать такую малоизученную тему, как внешний вид и поведение древних русов. Но, не в качестве критики, выскажу несколько мыслей.

Во-первых, примеры с описаниями древних русов необходимо, всё же, датировать и ссылаться на название источника информации. Иначе появляются разночтения и неясности. ( "Аль-Истахри и Ибн-Хаукаль сообщают...") Желательно связывать характеристики с событиями тех времён. Да и не стоит всё принимать на веру без проверки фактов. Ведь как и сейчас, хитрили и тогда. И переодевались "в других", чтобы потом уйти от мести после нападения. И называли себя другими, чтобы "перевести стрелки"...

В числе первых свидетельств о русах числится, например, и легенда о чудесах Богоматери Влахернской церкви, которая, в 860 году от РХ, как считается, защитила византийцев во время осады Царьграда ( Константинополя ), как следует из легенды, русами. Но опять же, а вдруг это были не русы, а под именем русов,- анты, например, расселившиеся неподалёку по берегам Средиземного Моря? Может быть, легенда о Покрове Божьей Матери послужила политическим мотивом Византии для религиозной экспансии на Русь, когда возник вопрос единения русских, тогда ещё языческих, земель "под единым Богом"? По времени ведь всё сходится!

Тем более, что до сих пор непонятно, кто были этруски и связаны ли они с русскими? Кем точно были упомянутые в историографии "русици", русы? Может быть, "русьскии" - это русы Киевской руси ( Рус - с Кия )? А остальные русы, оставшиеся вне княжеского единения - просто "русици"? Ведь объединение древних русов никогда не было всеобъемлющим! Всегда их князьям, даже родственникам, мешали разногласия, противоречия! Этими взаимными непонятками русских меж собой наши вороги ведь пользуются и по сей день!

Во-вторых, свидетельства со стороны иноземных современников, их субъективные характеристики облика древних русов далеко не всегда были реалистичными. Это бывает примерно так же, как, например, у вас в тексте при описании психологических значений цвета. Вы написали: "В Европе и Передней Азии багряный, пурпурный цвета были символом власти, силы, могущества." По данным же археологов, всё объясняется проще. В этих местах, начиная с 13 века до нашей эры, долгое время одним из распространённых натуральных красителей одежды был финикийский пурпур, который активно раскупали и европейцы. А красный у многих народов, вообще с первобытных времён, ассоциировался с жизненными силами, с кровью, его использовали для отпугивания злых духов, лечения ран. И лишь потом сстали связывать с владычеством.

Так же мог ошибиться и Ибн Фадлан, который совершил путешествие на Волгу в 922 году. То есть, без всякого злого умысла, он мог назвать русами представителей и древних булгар, которые к тому времени ещё обитали между Каспием и Приазовьем, и других племён. А шаровары могли носить нанятые охранниками воинственные жители тогдашнего Приднепровья, предки запорожских казаков, или какие-либо тюркские племена. Ведь появление в тюркском языке данного слова связано с тем, что в этногенезе ряда кочевых тюркских племен участвовали ираноязычные племена, откуда и пошло название " шальвар" (перс. شلوار‎ ) — мужские и женские штаны.

Шаровары являются частью национальной одежды целого ряда народов и потому, что с 550 по 330 год до н. э. пространством между Каспием и Азовом владела Первая Персидская империя, наиболее продолжительная империя в истории человечества, которая, кроме того, охватывала значительную часть Ближнего Востока, включая современные территории Ирана, Ирака, Египта, Сирии, Турции, и другие регионы. Разумеется, империя повлияла и на стиль одежды колоний.

Читал вашу статью с интересом. Спасибо. Но возникли вопросы и сомнения, касающиеся внешности и жизни наших предков. А статья в целом хорошая!

Успехов Вам!

Заранее   02.05.2024 11:38     Заявить о нарушении
Извините, Сергей !

К Заранее :
Здравствуйте ! У меня в памяти есть общее впечатление о каких-то вашых рецензиях как о именно хорошых. - это я Вам об образе у меня - вашем.
но критикую :

Вот посмотрите : вы нормально вежливо обратились к автору текста(к Сергею) по имени.
А теперь станьте например на моё место :
КАК Я должен обращаться к Вам, если вдруг нужно откликнуться на ваше сообщение ?

Именовать вас не человеческим именем ?
Это сродни названию и другими непрятными называниями как то ... ругательствами оскорбляющими о жывотных.
А кто оскорбляет - тот и сам хоть немного, но становится в более тесной связи с оскорблённым.

Поэтому прошу : допишыте в своё резюме Имя, по которому можно вас именовать, обращаясь.

( и к обоим :
Критику часто воспринимают излишне болезненно. Поэтому если БЫ я написал ЭТО ВЫШЕ в спец рецензии подобное - это было бы на грани ещё большей потенцыальной болезненности.

Поэтому прошу И :
Порегулярней вставлять СВОИ РЕЦ К СВОИМ ЖЕ ТЕКСТАМ - там можно без привлечения внимания извне что-то до сообщить)

позже это сообщение БЫ удалить - прошу вас - после вашего прочтения.

Георгий Сотула   03.05.2024 22:38   Заявить о нарушении
Уважаемый Георгий! Спасибо, конечно, за лестные слова о моих рецензиях. Но удалять вашу рецензию я не буду. Извините уж. Сами напечатали -сами и удаляйте. Тем более, что я, по-любому, не смогу удалить вашу рецку с вашей страницы.
И свой псевдоним дополнять именем не стану. Мне так надо.

Если хотите, обращайтесь ко мне словом "Автор". Можно -" уважаемый автор", можно просто - "автор". Можно обращаться словом " коллега", можно -" господин", можно "товарищ", как хотите.

С уважением, ваш коллега с псевдонимом "Заранее".

Заранее   04.05.2024 20:52   Заявить о нарушении
Автор страницы "Заранее" ! Благодарю за такой ответ.
Не очень понял - почему "моя страница".

тем не менее, из солиларности с Вами - тоже не удаляю мною написанное.

К Вашей рецензии Цветкову :

Совершенно полезный Ваш подход - к источникам в арабской литературе. В книге История Руси автора Вадим Кожинов - он спецыально отметил ново открытые нам множественные сведения о истории Руси, которые прежде не были в пользовании (до конца 20-го века) - книга Кожинова толстовата, но ...
Шальвары ... - а кто их не носил ? Простая по крою одежда - в этом и суть.

Георгий Сотула   04.05.2024 21:22   Заявить о нарушении
Товарищ по взгляде на историю - автор страницы ЗАРАНЕЕ !

СМ И http://proza.ru/rec.html?2024/04/27/662

граница миров (разделённых правилом майората, что отмечает Мухин) - в книге у Кожинова на им рассматриваемый момент проходила проходила по Болгарии. Граница подвижная. Сейчас уже внутри нас, уже превратив и здесь церкви в католический тип.

Я бы к мухинскому ещё учёл бы (добавил) аналогичный фактор разделения : ростовщический процент в его легализацыи.

Георгий Сотула   05.05.2024 11:05   Заявить о нарушении