Вампилов. Сад Золотуева. 06. 03. 2024

САД ЗОЛОТУЕВА

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: спектакль «Прощание в июне» (06.03.2024) по одноимённой пьесе Александра Вампилова.

Режиссёр-педагог: заслуженный артист РФ, доцент кафедры мастерства актёра А. Н. Киндяков.

На первый взгляд, «Прощание в июне» — студенческая история о любви, если угодно, о первой любви, динамичная на поворотах, со срывом в открытый финал. Но каков объём! За каждым героем угадывается невидимый шлейф ускользающей магии жизни, которую драматург Вампилов, возможно, приглашает нас разгадать. Увлекательная постановка — словно ключ к этой тайне, у каждого зрителя к ней своя дверь. Надо пробовать, вдруг именно этот ключ как раз подойдёт?! Кто знает, может нам повезёт, и за этой дверью откроется путь в действительное устройство мироздания, насыщенное как неопределённостью, так и неожиданными возможностями?

Почти приблудному персонажу Золотуеву (Никита Алтабасов) драматург поручил в максимально наглядном, даже лубочном виде выразить идею покупки человека, его души. И происходит это в месте не менее символичном — в цветущем саду. В нём каждый цветок, за исключением добытой орхидеи, предназначен на срез, на продажу, каждый подразумевает денежный эквивалент — реальнее некуда. Хозяин сада, Золотуев, предстаёт в обличье настолько безобидном, что сразу и в голову не придёт уличить его в какой-то там магии. Но слова — упрямая вещь, что они только не обличают! «Где вы находитесь? В Аргентине? На собственной плантации?» Дальше, мой друг, много дальше! Десять лет «хорошего образования» на Индигирке прошли как в сказке, после которых адепт вернулся полным сил и готовым к дальнейшим свершениям. В своё время выкопал орхидею — чем не аллюзия к самому Колесову (Илья Бондарев), который силой обстоятельств был пересажен в сад «дяди», где ускоренно «приручался» к новейшим условиям «произрастания».

Впервые Колесов с Золотуевым встречаются на кладбище — место, скорее, прощания, нежели встречи. Надо отметить, в пьесе прощаются все, и прощаются фатально, навсегда: студенты — с университетской юностью; Колесов — со своей самоуверенностью; супруги Репниковы — с детством дочери; Таня — с волшебными иллюзиями, Золотуев — со своей идеей фикс. Последняя прилипчива настолько, что тут и до душевной болезни недалеко. Но Золотуев, без ложной скромности, герой своего времени.

Созданный сценический образ Золотуева (его имени мы так и не узнаем) не так прост, как на первый взгляд может показаться. «Мне 58 лет! У меня жаба!» — визитная карточка деятельного старичка. Обычно с такой интонацией заявляют: «У меня дети!». Жаба Золотуева с его страданиями «неизвестно за что» заслуженная, но она умело уживается с позитивной самоиронией, которая ему как спасательный круг в бурном море мещанских страстей. В его цветущем саду даже грудная жаба чувствует себя потихонечку.

Любой позавидует золотуевской самодисциплине: не пьёт, не курит, чревоугодием не страдает, работой всерьёз увлечён. Имеет цель, причём, почище жар-птицы — человека купить. При этом любит живые цветы. Выкопанная орхидея ему, как китайскому императору, для индивидуального любования.

На этой орхидее и случился у Золотуева с Колесовым душевный контакт. Золотуев с удивлением обнаружил, что умыкнутый цветок для Колесова не пустой звук. Системы цветочных ценностей случайных товарищей совпали как форма и слепок. Скоро они, оба сироты, стали «дядей» и «племянником», считай, породнились. Дальше больше: какой работник! Сотрудник! В цветах понимает! Конечно, Золотуеву разумения альпийских трав не постичь — он ценитель не газонов, а плантаций, но знания и умения Колесова он уважает: даже «стипендию» готов повысить, испугавшись потерять «профессора», как он после посещения тоже «тем самым человеком» сразу стал его называть.

С момента посещения «тем самым человеком» начинаются метаморфозы в историях и Золотуева, и Колесова. Колесова посетил ректор, Золотуева — ревизор, о котором мы услышим притчу. Это он посадил Золотуева на десять лет и разбудил в его сердце, не менее, адский огонь!

На Индигирке Золотуев получил основательное в своём роде «образование», хотя без учёной степени. После потери всего он, как птица Феникс, за пять лет не просто восстал, но вручную нагрёб астрономическую для советского времени сумму в 20 000 рублей. По меркам провинциального города это как раз «Волга», большая квартира, кирпичная дача — классическая мечта-триада советского обывателя. Судя по дифирамбам дяди о грандиозности суммы, речь идёт уже о «новых» деньгах, после реформы Хрущёва 1961 г.

Однако не зря в своей байке, пускай опосредованно, Золотуев называет себя грешником. Дело не столько в маниакальной страсти к деньгам, в придании этой материи свойств, не менее, всемогущих, сколько в подозрении всех и каждого в том же пороке. На этом пунктике Золотуев заводит себя едва не до бесования — в пору водой отливать. По его незыблемым понятиям, устоять перед деньгами невозможно, другое дело, что цена у каждого человека своя. Однако вот незадача: при всех прочих успехах житейская сметка Золотуева в вычислении конкретно этой золотой середины с некоторых пор неизменно сбоит. «Дяде» невдомёк, что неподкупность ревизора функционирует в координатах принципиально других. В лобовом столкновении с этим фактом мы с Золотуевым и простимся в финале.

Но пока в его саду происходят интереснейшие вещи. В нашей интерпретации сад Золотуева не что иное, как метафора жизни в широком смысле слова, ибо кто только не пожаловал на этот цветущий полигон за испытаниями! День занялся спозаранку.

Утром пришла Таня (Анастасия Степанченко). Молодые люди наслаждаются встречей. Проходимец (Тане нравится отцовское словечко) в лучших романтических традициях привёл её на альпийский луг. Этому лугу ещё предстоит подрасти, но воображение влюблённых легко рисует желанную картину. На таких вершинах Таня ещё не была. Повеяло прохладой гор, беспримерной яркостью солнца, чистотой белков, журчанием горных струй. Джайляу — воздушная мечта, лучшая сторона души Колесова, которую он Тане пообещал. В атмосфере счастья сказал ей единственно нужные слова, которым она не могла не поверить. Поцелуй для неё был договором. Таня уходит, чтобы вернуться.

Вскоре в волшебном саду Золотуева появляются соперники Букин (Егор Ворошилов) и Фролов (Роман Васильев), персонажи занятные, оба измученные любовью к Маше (Александра Борисова). Внешне они прибыли по поводу университетских дел Колесова, на самом деле обоих мучит вещь гораздо более ценная. Здесь, в саду, им предстоит определить, ни много ни мало, цену любви. Между тем как Фролов доносил Колесову суть да дело, древняя фузея попала в руки Букина и овладела его рассудком. Пока Колесов провожал Таню, Фролов оказался заложником ситуации. Дуэли не избежать, да Фролов сам на свадьбе дуэль не к добру помянул. Рассудительный Фролов мог, конечно, струсить, но вдруг показал себя человеком отважным. Честь и любовь для него тоже оказалась в одном строю с жизнью и смертью.

Окрылённый чистый помыслами Колесов не только не обратил внимания на отсутствие товарищей и ружья, но и не особо вникал в историю жизни дяди. Конечно, честный человек мог отказаться от любых денег! Что же здесь удивительного? Что ещё мог ответить дяде Колесов?! Деньги — явно не его фетиш. Дядя так и не понял, кого затащил в свой сад...

Выстрел. Товарищи вернулись явно не в себе, с ружьём и сорокой: убили свидетельницу. Жребий вытянул Букин. Оба из глубины сада вернулись просветлёнными. Потрясённый Фролов, тем не менее, дар осмысленной речи не потерял: «На сегодня хватит. Мы неплохо провели время. Он хотел меня убить. Но, к счастью, раздумал». Просевшим взволнованным голосом Букин рефлексирует: «С чего это я взял, что могу выстрелить? Я пережил в два раза больше. За тебя и за себя. А ты, Гриша, ты только за себя». Так, оба под впечатлением, и покинули странное место. Дядя не особенно удивился. А Колесов всё ещё беззаботно порхал.

Внезапное появление ректора Репникова (Михаил Авдеев) быстро спустило юношу на землю. Магистр времени не терял и слов на ветер не бросал. Он успел обдумать ситуацию, план, подобрать лексику, держал себя с подкупающим достоинством, общался на равных. Несколько комплиментов жертве, его точный психологический портрет, уместное удивление рабочим местом и, наконец, предложение, о котором Колесов не сможет не думать. Повтор магических слов «благоразумие», «здравый смысл» убаюкал встревоженный ум. Сеанс профессионального гипноза был проведён безупречно. Самое время вспомнить поджаристого гуся на огромном блюде в доме Репниковых. Зародившаяся, было, любовь, как подстреленная сорока, снесена в компостную кучу. Диплом! Карьера учёного! Вот что захватило всё существо Колесова.

Дядя, было, обеспокоился вдруг охватившим племянника оцепением, заподозрил в побеге, но что он мог сделать? Лишь предложить единственно доступный ему ресурс — повышение оплаты труда. «Помолчите, я вам сказал». Говорить с дядей некогда, Колесов думал. Быть может, впервые так обстоятельно. Но время не ждёт, наступил вечер.

Счастливая Таня вошла в райский сад босыми ногами по альпийскому лугу… Ужас в том, что она ровным счётом не понимает происходящего… (Отец профессионально выстроил комбинацию: самая важная информация Тане заведомо не доступна.) Словно из другого мира слышит она Колесова: «Наплюй, переживи...» Ничего подобного Таня даже представить себе не могла. На дикой тарзанке «не Ромео» скидывает её в пустоту... Сад оказался кошмаром.


Рецензии