Кодекс реставратора и мысли про реставрацию

 Эти принципы реставрации сформировались  в моей голове к 2000 году ,пришло ещё девятнадцать лет и.. Недавно, побывав, в забытом провинциальном музее, я понял -как хорошо ,что денег на реставрацию мебели здесь очень давно никто не выделял. Мебель выглядела в том музее на свой возраст , как выглядит добрая любимая бабушка убелённая сединами. И наверное не поднимется рука убрать морщинки , которыми лучатся её глаза, сделать липосакцию и переодеть во что-то новое. Бабушки и дедушки всё равно, как бы они не выглядели,  остаются для нас родными и любимыми. Поэтому первый принцип реставратора я бы теперь сформулировал бы теперь так - По возможности  НЕ ПРИКАСАЙСЯ, если предмету не грозит полное разрушение и потеря его основных функций, ради чего он,собственно был создан.

Но если всё таки -  то вот написанный мной кодекс реставратора:

1.НЕ НАВРЕДИ (ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ СТАРАЙСЯ)
2.НЕ ПРИВНЕСИ ЧУЖДОГО
3.УВАЖАЙ МАСТЕРА СДЕЛАВШЕГО ВЕЩЬ - ИБО ОН ДАЛ ТЕБЕ РАБОТУ И ЗНАНИЯ
4.БОРИСЬ ДО КОНЦА ЗА СОХРАНЕНИЕ КАЖДОЙ АВТОРСКОЙ ЧАСТИЦЫ
5.ПОЗНАЙ ЭПОХУ СОТВОРЁННОГО ДО ТЕБЯ ПРЕДМЕТА, И ЭТО НА МНОГОЕ ОТКРОЕТ ТЕБЕ ГЛАЗА
6.НЕ РАБОТАЙ ТУПЫМ ИНСТРУМЕНТОМ, СДЕЛАЕШЬ БОЛЬНО СЕБЕ ИЛИ ПРЕДМЕТУ
7.ДЕЛИСЬ СЕКРЕТАМИ И УМЕНИЕМ С БЛИЖНИМИ ПО ПРОФЕССИИ, ИБО , ЧЕМ БОЛЬШЕ ХОРОШИХ МАСТЕРОВ, ТЕМ МЕНЬШЕ ЗАГУБЛЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ
8.РАСТВОРИСЬ В ПРЕДМЕТЕ, ИБО ВЫСШАЯ ПОХВАЛА ДЛЯ МАСТЕРА - ОТСУТСТВИЕ ВИДИМЫХ СЛЕДОВ ЕГО РАБОТЫ
9.ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА, ДАБЫ НЕ УМЕРЛО НАШЕ ДЕЛО
10.НЕ ВОЗГОРДИСЬ СДЕЛАННЫМ , ИБО НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

 А вот мысли про реставрацию -  спонтанные, не систематизированные и разрозненные, ибо написав правильную книгу про реставрацию, я понял, что практически всё в ней неправильно. Ибо как и полководцы обычно готовятся к прошлой войне, так и реставраторы, освоив приёмы дедов, которые работали ещё на царя думают, что они на вершине горы. И я так думал до недавнего времени…
 Но всё не совсем так - ибо на самом деле всё совсем не так.

    Так что должно лечь в основу работы реставратора:

 Первое ,что предстоит сделать и это основа и краегольный камень  надо оцифровать всю  старинную мебель, по крайней мере начать надо с высокохудожественной  и постепенно дойти до тиражированной.  Во перых при  случайной утрате, всегда можно будет восстановить, и главное если утрата произошла на подобной вещи, всегда можно получить скан, чтобы воспроизвести аутентичную деталь с точностью необычайной
А также это будет эталоном для определения компиляций и подделок

 При помощи сканов создать  определитель возраста вещи и её редкости
И сделать так, чтобы все стремились внести свой предмет в этот каталог . И исходя из количества входящих в каждую конкретную  «номинацию» можно определять эквивалент стоимости…

 Дальше, если заказчик реставрации захочет повысить рейтинг своей вещи, то он оплачивает фотофиксацию и паспорт проведённых работ. А так как  среди своей номинации, проводится отбор на профессиональную реставрацию  и  вещей претерпевших наименьшие вмешательство, то цена таких предметов повышается. Как и повышается рейтинг реставраторов работавших с серьёзными вещами. Постепенно это должно привести к тому, чтобы появилось стремление платить какие то небольшие деньги , чтобы участвовать в этом каталоге, как со стороны обладателей, так и со стороны реставраторов (причём коллекционеры могут регистрировать свои вещи анонимно)

 Теперь надо выработать свод правил, которые должен соблюдать, каждый вступивший в профессиональную гильдию.
 
Так же хорошо бы создать виртуальный фонд старых материалов :дерева для основы, шпона, фурнитуры, петель, замков, бронзовых накладок, латунных профилей ,стёкол, кости, панциря черепахи, перламутра кожи  и так далее…

Возможный принцип работы, каждый сданный материал оценивается, и человек участвующий в этом фонде  может приобретать материал нужный ему в данный момент- подлинный старинный материал для работы.

  А также нужно организовать службу сканирования утраченных фрагментов, и службу изготовления вставок в места утрат на самых современных станках с ЧПУ.Чтобы вставки изготавливались по типу электронного скана ( как электронный слепок зуба) в месте утраты. Главной целью в данном методе является минимизация ущерба для реставрируемой вещи. А также должна возникнуть параллельно действующая  служба подбора старого материала по текстуре и цвету по базе всех старых материалов

 Должна возникнуть камера ,для снятия старого лакового покрытия,а главное специальное оборудование ,для его очистки и регенерации(старинного лака).

 Также должны быть специальные профессиональные камеры для отпаривая шпона и его выпрессовки.Это оборудование должно быть супер профессиональным, которое  сможет позволить производить нужные процессы для отдельных мастеров.( один мастер не сможет оплатить такое оборудование никогда) 
Старый клей тоже подлежит сбору и использованию при реставрации «родного» ему предмета.

Каждый мастер имеет право делать видео процессов и операций и выкладывать его в специальном канале, с другой стороны. Мастер просматривающий канал другого мастера оплачивает эти ролики или пользуется ими  на правах члена гильдии

 Клиенты тоже могут за отдельные деньги заказать  ролик про реставрацию своего предмета.

Ну и так далее , но заниматься внедрением новых методов надо было уже вчера так как продолжая убивать предметы методами "старых мастеров" мы будем уменьшать ресурс дошедших до нас предмет декоративно прикладного искусства и антикварной мебели в том числе...



 


Рецензии
Ваши принципы уместны не только для реставрации. Не навреди = это в любом деле. Коснись врача или учителя, или ракетчика. Опыт жизни.

Елена Конста   15.05.2024 02:04     Заявить о нарушении
Могу, как реставратор, только добавить реставрируемый предмет не может протестовать или обратиться например к другому врачу или учителю ... Поэтому "НЕ навреди" это по отношению к неодушевлённому предмету крайне важная заповедь

Яков Заморённый   15.05.2024 17:55   Заявить о нарушении