О друге детства Евгении Колесове

   Поместила  на своей страничке статью Томаса Манна, посвященную  роману  Кнута Гамсуна "Женщины у колодца"(1922).  Разрозненные высказывания Томаса  Манна о норвежском  нобелевском  лауреате , творчеством которого я пристально занималась  почти всю сознательную жизнь , поразили меня. А данная статья- это очень  детальный  материал , об одном  из его романов.   Статья  переведена известным  переводчиком с немецкого  языка  Е. Н. КОЛЕСОВЫМ  ( 1951- 2017 ), с которым мы были дружны.

 Эту статью Женя в свое время перевёл по моей просьбе, но ей, к сожалению, не нашлось  места   в тех  гамсуновских сборниках , которые мне довелось делать  как литературоведу и переводчику. (Есть  всегда   своя «направленность» того или иного  сборника  и   мнение издателей с которым нельзя не считаться )…
  Родился Евгений Николаевич Колесов  30 апреля 1951 г. в Костроме, город который он очень любил. В младенчестве был  увезен родителями в Москву .Его отец Николай  Владимирович  Колесов( известный журналист ,  главный ред газетв « Водный транспорт , заместитель генерального директора ТАСС Л.М. Замятина.) Дружил с моим , точнее мы дружили семьями.  Впервые  я увидела Женю на даче в Удельной , в подмосковье. Там на просторной, гостеприимной  даче  Александра Борисовича Липатова  , куда мы приезжали погостить , жили и Колесовы  , с маленьким Женей- «Жежкой», как  все  его звали . Ему было   около трех лет ..
 Я на пять лет старше и тем , а когда Жене было лет пять  , а мне десять, тем  не менее  уже в то время мы вполне себе находили общий язык : оба проказники , острые на язык , а главное книгочеи,  книголюбы, читали "запоем". .. Жили  на Соколе , в районе Песчаных улиц   недалеко друг  от друга.
  У отцов  изначально было много общего , но и дружбу поддерживало еще и их общий друг Александр Борисович Липатов ( которого папа  знал с детства – отдельная драм история ), а у Николая  Владимировича   были профессиональные  связи с А. Б .
 Мы с Женей оба выбрали филологическое , переводческое  поприще. Он окончил  ИНЯЗ  1973 г., после чего работал устным и письменным переводчиком, в том числе два года в ГДР, потом  в ФРГ, объединённой Германии. Член Московского комитета литераторов. С 1991 г. — член Союза переводчиков России , переводчик греческой поэзии и немецкой прозы, автор ряда книг, статей и лекционных курсов социально-психологической и философско-эзотерической тематики.В последние годы жизни Евгений Колесов жил и работал в подмосковном Солнечногорске , сотрудничал с «Греческим культурным центром» в Москве. Был признан одним из ведущих эллинистов современности.
Вот фрагменты нашей с ним переписки , десятилетней  и более давности  с 2009  до 2013 ).Женя умер  14 сентября 2017 года….
2009
Женя !
 Из-за стихии  связь (сотовая )оборвалась , звони, пиши  как сможешь .
 Спасибо за приглашение . Эла

11  июня  2009
Да и у нас, как гроза, так и Интернет вылетает.
Да я в общем на месте, только адрес в Солнечногорске сменился: теперь не Школьная, 8, а Баранова 35. Хотя у нас все равно все рядом. Значит, так: в воскресенье, завтра, у меня семинар в Москве с 11:00 до 17:30 на метро Октябрьская. В среду 17-го мне нужно на консультацию к глазному врачу в 16:00 на метро Белорусская. Поскольку я явно менее загруженный человек, чем ты, то лучше сама назначай время и место.

Целую,

ЕК
 P.S.  Обрати внимание , я сейчас другим адресом пользуюсь . Прежний работает хуже,    это твое   письмо мне переслалось в виде спама ,  и не сразу.   
А может, ты приедешь ко мне в понедельник?
Я тебя встречу. Автобус номер 437 ходит от метро Речной вокзал каждые 20 минут. Дорога занимает час. Когда автобус тронется, ты мне позвони, чтобы я знал, когда подойти к остановке. Ты берешь билет до Солнечногорска, и просишь высадить тебя прямо на въезде в Солнечногорск, называется район Рекинцо, приезжай в любое время.
ЕК

Женя!
 Хорошо ! Давай приеду,  завтра , в понедельник ,на автобусе 437, как ты пишешь   от метро  Речной вокзал. Там отдельный терминал для междугородних автобусов? РЕКИНЦО , так остановка называется?   Думаю, это будет в первой половине дня.   
Будем держать связь через сотовый . Эла

17  июня  2009
Дорогой Женя ! Как говорят  норвежцы: Takk for sist  .( Спасибо за последнюю встречу ) 
 
Вот и посмотрела, как ты живешь. Отделал  квартиру – предмет для восхищения  и  подражания.
 
Спасибо, что  вспомнил про моего  сына . Хочется надеятся на хорошее. Он , вчера ,  кстати звонил. Так и живу : сын в европейских краях , муж -в  костромской области . В прочем , сегодня еду к нему(мужу ).  Обнимаю. Привет супруге . Эла
 
P.S.Попробую послать что-то из фото , не всегда получается  прикрепляется .


7 января 2013
Привет Женя !
Поздравляю тебя и твою жену с наступившим Новым годом и Рождеством !
 Как дела ?
 Так давно ничего не слышала от тебя , разве  только смутно   через союз переводчиков
 Проезжая  на поезде  мимо станции Буй , всякий раз вспоминаю , что здесь  родилась твоя бабушка.
 Пыталась пару раз звонить на сотовый  по номеру -769 33 92, но что-то не срабатывает
 Обнимаю. Эла

PS  Посылаю фото внучки как символа Рождества и приверженности чтению.

11 января 2013
Элечка, дорогая!
Я тебя тоже поздравляю с Новым годом, и твоих близких тоже, и мы с Валечкой желаем вам всяческих благ и удовольствий, а главное - здоровья.

Конечно, ты вряд ли могла что-нибудь слышать от меня или обо мне. Тем более, что в Союзе переводчиков я давно отказался от членства по причине здоровья. У меня же артроз. Это значит, что любая поездка для меня в ту же Москву - пытка и большое безобразие.
  Поэтому я веду жизнь тихую и пенсионную. Если это можно так назвать, ведь я пенсию не оформлял и не собираюсь. Ты же понимаешь, почему. Чтобы ее оформить, мне надо потратить полгода на поездки в Москву и беготню по инстанциям. И что я получу в результате? Одиннадцать тысяч с прибавлением по 250 рублей каждый год? Да пусть они их сами скушают. Я и от мелких гонораров-то давно отказывался. Ты только представь себе: ехать с улицы Беговой, а тем более из Солнечногорска на улицу Красной сосны за 140 рублями - нет, лучше умереть. Да я эти 11 тысяч за два дня пропью с Валечкой в хорошем ресторане, благо они у меня еще есть, а ресторан в 500 метрах.

А ты, кстати, как решала этот вопрос?

Спасибо, что ты обо мне помнишь. Я о тебе тоже помню. Вот, вспоминал недавно. Только воспоминания не очень радостные. Как подумаешь: Боже, как все было давно!..

А ты ведешь активную жизнь? Расскажи.

Я тебя обнимаю -

ЕК

15 января 2013 
Привет, Женечка !
 Очень рада твоему ответу . Спасибо !
 И тебе и супруге также всяческих благ !
 Увы у всех у нас ( мб правда  кроме твоей  Валечки, которая   разительно моложе нас ) на первом месте здоровье .( парадоксально но знаю массу людей в возрасте 80-90  и более лет, сносно себя чувствующих и даже работающих –  последнее мой родственник в Питере) . При случае напишу или расскажу.
Увы, насчет артроза  ,у меня та же песня. Как сказала пару лет назад подруга моей норвежской  приятельницы в Осло , когда  мы вместе  пришли к той  в гости, я  со своими "специальными  тапками»,Velkommen til klubben» «Добро пожаловать в наш клуб» .
О если бы это  была единственная проблема с ногами вены + иное . Возможно придется даже оперироваться , (операция  вроде  небольшая сустав  пальца одной стопы , но хорошего мало ). Если бы не трудности с ходьбой ни за чтобы не стала. А так КАК РАЗ СЕЙЧАС приходиться хлопотать насчет операции.

 Ну да ладно к другим вещам .Я действительно  слышала  о тебе от кого-то из членов нашего СПР, , это было несколько месяцев назад ( а мб и год прошел ) в связи с уточнениями списка(наш председатель  прямо помешан на этом ). Обычно несколько человек всех обзванивают. Кстати года полтора назад  меня уговорили  стать  руководителем секции,  про тебя написали – выбыл по здоровью.    А я сейчас даже « руководитель секции  художественного   перевода », уговаривали 2 года , после смерти Н.Ж. побыл И.Б , ему надело, особенно гнусные административные   дела, и он уговорил меня , не думаю, что надолго . Расскажу при случае , это забавно,  а главное  это  «тусовки» ,клуб ФИЛОЗАВРЫ   в помещении словацкого института- метро Маяковская  раз в месяц. Могу рассказать при случае . 
 Насчет пенсии я её получаю, но есть и иные доходы. Так что  живем в этом плане с Юрой нормально). И все же 12 тыс – не работая ради них получать неплохо. Как я ее оформляла тоже  могу поведать при случае.
 Про свою жизнь  расскажу немножко в картинках/фвотографиях  за последние 2-3 года  - Вид из окна в Москве ,Норвегия   , Костромская область , наверное догадаешься сам. Действующие лица : Мы с Юрой , сын (ты его, наверное, узнаешь.  Твой ГОРОСКОП  себя  очень даже на тот момент оправдал ), невестка + теперь внучка , которой в марте будет год.
 Твои теперешние  телефоны я не знаю.
 Буду рада, коли позвонишь, а то всего в письме не опишешь Обнимаю Э

16 января 2013

Дорогая Эла!
Ты меня повеселила и порадовала своим отношением к жизни. Но - дело-то, оно все равно такое. И ты знаешь, и я знаю. Старый автомобиль чинить - дело муторное, да и незачем.

Коля Ж. уже умер? Мне от этого тяжело немножко. Я ведь его знал подряд лет сорок.Ну чего они все умирают? Делать им, что ли, больше нечего? А Г., собака, все еще жив. Что ему надо? С нашего дня основания в 1989 году Союз Переводчиков никому никакого дохода не приносит. Или я ошибаюсь?

 За фотографии спасибо, они меня очень порадовали.

Обнимаю, будь здорова, -

ЕК
19 января 2013
Дорогой  Женечка ! Спасибо за теплое письмо.
Не такая уж я оптимистка , как тебе показалось, хватает  депрессивных настроений, особенно  ночью и утром .
Насчет  старого автомобиля , я еще  более старая колымага .Увы, смерть для всех нас ,так сказать , самая « актуальная тема».  Но раз родился – надо жить, что делать .  Про Н. Ж  и союз переводчиков могла бы рассказать при случае . Звони, если будет настроение( номера  я  тебя  писала, они - прежние )
Не бойся, что я сама стану тебя часто тревожить  письмами , звонками и тд . По –прежнему вечно что-то не успеваю .
 Обнимаю. Эла 

25 января  2013
Эль, я про тебя всегда думаю и помню.

Ну черта ли возьми, мы с тобой знакомы вообще с рождения. Ну, или лет с трех. Я помню себя с трех лет.

А теперь вот. Я гляжу на себя в зеркало и думаю: нет, это не я.

Ужели это я? Уму непостижимо!
Но милосердна времени рука,
И превращение младенца в старика
Неуловимо. И неудержимо...

Это я написал в 1974 году. Поэты, они все знают. Только это большой секрет.

Элечка, как ты поживаешь? Может быть, расскажешь? Мне рассказывать нечего. Я ушел из социального мира, живу на берегу озера и радуюсь каждому новому дню. Тихо так иногда принимаю отчаивающихся женщин и составляю им прогнозы на ближайшие год-два за бесплатно. Утром встаю, пью кофе, моюсь-бреюсь, потом включаю технику. Если настроение так себе - включаю телевизор. Если хочется написать что-нибудь - есть Word в компьютере. Если хочется почитать книгу - беру что-нибудь старое и давно знакомое. Есть и новые книги, и я бы мог тебе порекомендовать очередных модерных авторов, да стоит ли. Что нового может написать Thilo Sarrazin больше, чем Wolfgang Leonhardt, разница между которыми полвека, а смысл тот же?

Эль, я, конечно, немножко скучаю.

Если настроение хорошее, то после кофе я включаю себе Дэвида Боуи. Может быть, ты помнишь этого чудика с разными глазами - один зеленый, другой карий.

Ладно, я пока заканчиваю, у меня там мясо на плите подгорает.

Обнимаю, ЕК 


 
27 января 2013
Привет Женечка ! Спасибо за такое  доброжелательное и изысканное письмо! , И пророческие стихи!
 Я тоже люблю вспоминать прошлое  и даже что-то делаю на эту тему. Будут вразумительные кусочки написанного - пришлю.
 Все еще занимаюсь переводом .

 Сейчас перевожу- Искусство  как архитектор души . Искусство , безумие и терапия ,Осло, , (Ase Minde . Kunsten som sjelens  arkitekt .Kunst. galskap og terapie,)
 . Хотя очень утомляюсь набирать текст . Отчасти поэтому  о своей жизни  я тебе с удовольствием расскажу.
 
Завтра иду по неприятным медицинским делам
 
Обнимаю. Эла


Элечка, ты молодец. 28 января

Наверное, нужно сказать "молодица". Это даже не моя шутка, ей тоже уже лет 50 - были такие мультики про Шустрика и Мямлика.

А про "утомляюсь набирать текст" я тебе вообще знаешь что скажу! С тех пор, как у меня глаза стали стеклянные - хрусталики вставили искусственные, - у меня аккомодация не работает. То есть я могу читать текст с экрана, и могу читать текст с бумаги, но только по отдельности. А как раньше, один взгляд туда, другой сюда - нет. Глаза не переключаются. Они знаешь какие непослушные теперь, эти мои глаза. 

Поэтому теперь заставляю свою Валечку диктовать мне.

Сегодня я заставил ее диктовать (читать) мне Тао Юань-мина, Сашу Черного и Игоря Северянина. Она удивилась, но тоже немножко порадовалась.

Ты, может быть, лучше не будешь мне звонить? Я боюсь звонков. А телефон у меня, как и 18 лет назад, 769 33 92. Только теперь, говорят, надо вперед набирать 985. Да я не знаю.
Kissing
30 января  2013

Привет, Женечка! Спасибо за доброе  , такое  милое даже письмо. Как хорошо иметь такого друга .  Что говорить , любовь и  дружба главное в жизни. Не так?
  Вижу , какой ты интеллектуал . Я даже не знаю, кто такой Тао Юань-мин.
Хотя читаю много, вольно или невольно . Ты писал  бы мог  мне  порекомендовать очередных модерных авторов. Порекомендуй вдруг понравятся . Стараюсь поменьше читать из чувства долга, если что не нравится – бросаю.
 Сейчас у меня состояние стресса, из-за возможной операции и всяких отвратительных хлопот.
  А так поговорим может быть  как-нибудь все же.  Все в мейлах  не опишешь …
 Можно только какие-то свои сочинения или переводы присылать- благо прикрепленный файл может быть в размере книги.
  Обнимаю Э


Рецензии
Замечательный у Вас был друг! Переводчик -интеллектуал. Жаль, что старые друзья уходят...
Трогательна и интересна Ваша переписка. Друг всей жизни и по профессии тоже.

Всего самого доброго Вам, дорогая Элеонора, а главное здоровья.
С большим уважением.

Татьяна Шмидт   02.06.2024 19:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.