Хлопоты, хлопотать - термин, этимология

На пример: хозяину попечение иметь о содержании
дома и о воспитании детей, и домашние хлопоты
без роптания нести...
архиепископ Платон (Левшин). Слово на день
Преподобнаго Сергия (1779)


1) Существующая этимология

а) Словарь Академии Российской 1789 г.: "Хлопота. Хлопоты. Забота по какому нибудь делу, беспокойство по какому нибудь обстоятельству".
б) Словарь Владимира Даля
Хлопоты ж. мн. заботы и недосуги, разные дела; возня и суеты, беспокой, тревога, занятия и обязанности всякого рода.

в) Этимологический словарь Макса Фасмера
Хлопоты мн., хлопотать, соответствует в др. языках — укр. клопiт, клопотати, блр. клопотаць, клопот, ст.-слав. клопотъ «шум» (Еuсh. Sin.), болг. клопотя «довожу до слез», сербохорв. клопотати «звучать», словен. klopot «стук», klopotati «стучать, хлопать», чеш. klороt «торопливость, поспешность», польск. klороt «забота, беспокойство», klороtа[;]с[/;] «мучить». Русск. х- экспрессивного происхождения, см. хлопать, ср. также Штрекель у Пайскера 61 [О связи с хлопать см. специально Копечный, Езиков. изследв. Младенов, стр. 379; Ливер, ZfslPh, 23, 1954-1955, стр. 114. — Т.]. (???)

2) Национальный корпус русского языка

* Посольская книга по связям Московского государства с Крымом (1567–1572 гг.) (1567-1572): "А и сам бы себе розсудил: а Асторохань от начала мусулманской юрт бывал — опять мусулманскому государю дати б — от боев и от хлопотов отбыти б — то ли лутче?".
* Грамота патриарха Никона архимандриту Иверского монастыря Филофею о высылке в Воскресенский монастырь к прощению Иеромонаха Досифея и прихожанина старца Александра и о воспрещении писать патриарху о монастырских делах (1664.08.01—1664.08.05): "А впредь бы вамъ къ намъ, великому господину, о своихъ монастырскихъ делахъ не писать: врядъ намъ и безъ вашихъ хлопотъ...".

* Митрополит Стефан (Яворский). Проповеди (1700-1722): "Но лучше чрево, лучше ему богатства, паче Бога: сладчайшыя ему хлопоты и попечения житейская, паче сладчайшаго Иисуса".
* В. Н. Татищев. Письмо С. А. Салтыкову (1735): "В протчем здешние места утишились и ничего противнаго не слышет, токмо я еще с раскольниками имею хлопоты, да и то, чаю, вскоре окончится".
* М. В. Ломоносов. Прошение на имя Императрицы об увольнении от службы (1762.07): "Между тем в покое и в уединении от хлопот, бывающих по должности, пользуясь таковою в. и. в. всевысочайшею щедротою, в часы, свободные от болезни, не премину в науках посильно упражняться в пользу отечества".
* Архиепископ Платон (Левшин). Слово в неделю 21 по сошествии святаго духа (1763): "Почему за житейскими хлопотами слышать учение нет времени; богатство наружными прибытками отводит от сего духовнаго училища; а сладострастия все беднаго человека сердце занимают соблазнительных книжек чтением, не пристойными разговорами, развращенными компаниями...".
* Архиепископ Платон (Левшин). Слово в день рождения Его Императорского Высочества (1766): "Победить себя против оных чувственных прелестей, помять свои члены трудом, оттрясти от своих очей дремание, без скуки снести хлопоты домашния, ...".

3) Обобщение и вывод

а) Анализ, выделение корня слова

Термин "хлопоты" и производные зафиксирован в старорусских актах с XVI в., первоначально - общее понятие: дела, работа, поступки, действия; в XVII-XVIII также и домашние повседневные работы. Этимологии нет, средствами русского языка термин объяснить невозможно.

Приведем термин в форму, близкую к грамматике библейского иврита и выделим корень. ХЛОПОТЫ = ХЛОП+ОТЫ = прочитаем термин наоборот ЫТО + ПОЛХ, корень П.Л.Х.
* ПОЛХ = ивр. без гласных П.Л.Х., с гласными ПАЛАХ пахать, поклонятся Богу; ПАЛЛАХ крестьянин, земледелец; арам. ПАЛАХА чернорабочий.
* ОТ = ивр. ОТ стремится, мета, цель, знаменье, знак путеводный, чудо и т.д.

б) Среда возникновения
Термин чаще используется духовными деятелями, скорее всего сформирован в монастырях, в библейских текстах имеет несколько значений: пахать (рассекать) землю, крестьянин, земледелец, чернорабочий, а также - поклонятся Богу.
Собственно любой христианин в молитве, индивидуально "хлопочет" перед Богом, просит заступничества и помощи у Господа. Когда происходит в жизни что-либо важное христианин может дать обет Богу: совершить паломничество, участвовать работах по строительству церкви и т.д. В России до 1917 г. было распространено - "трудничество" - бесплатная работа в монастырях и храмах во славу Божию, а при длительном периоде работы и проживание там.

в) Словарь Владимира Даля/Труд
Трудники монастырские стар. работники, батраки; нвг. работающий на монастырь по обету, бесплатно. || вят. собирающий на церковь; трудники с иконами обходят в крестные ходы и в большие праздники. || Тру;дник в монастыре, нвг. сподвижник по обету, отшельник, обещанник, или сухоядец, молчальник, схимник и пр.

г) Связка значений (смысла) - пахать (работать) и поклонятся Богу говорит о церковном послушании. Пе­ре­ход­ная сту­пень ме­ж­ду доб­ро­воль­но жи­ву­щи­ми и ра­бо­таю­щи­ми в мо­на­сты­ре ми­ря­на­ми (труд­ни­ки) и мо­на­ха­ми. Послушник выполняет разные послушания - работы в храме и монастырском хозяйстве.
Речь идет о деятельности "трудников", добровольных работников в монастырях и епископских вотчинах, давших обет Богу по религиозным убеждениям (трудовой подвиг, послушание), трудились без оплаты, получая лишь жилище и пищу.

+ ЭСБЕ/Соловецкий ставропигиальный монастырь: "Монашествующих в монастыре теперь 230 чел. (в XVII в. их было до 370—450), в том числе 45 монахов, 30 дьяконов и около 60 послушников. ... В монастыре проживают даровые работники из богомольцев, так называемые «трудники», до 500 чел., и другие вольнонаемные служащие и рабочие; всего в монастыре проживает круглый год от 800 до 850 чел.".
+ История Николо-Корельского монастыря (осн. в XV в.); http://orthonord.ru/books/nikolo-korel/current/hi...
"На монастыре ж келлий одиннадцать. ... А в кельях на монастыре живут игумен Парфений, да бывший игумен Варлам… И всех старцев с игуменом 50 с одним. Слуг и трудников и детенышев в монастыре, и по промыслом, и по деревням… И всех слуг 23 человеки".

Вывод
Целесообразно рассмотреть терминологию в связи с библейскими терминами и образами "дело, работа" и подобными.

5) Терминология иврита и библейский образ

Общий вид
ХЛОПОТЫ = ХЛОПОТЫ = наоборот ЫТО + ПОЛХ = ивр. ОТ цель, знамение, знак путеводный + П.Л.Х., ПАЛАХ пахать, работать, поклонятся Богу; т.е. земледелец, работник, поклоняющийся БОГУ; давший обет трудового подвига Богу.
* Екклезиаст 5:3: "Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни".

б) Источник

* Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 381. "ПЕЛАХ халд. (арам.) первоначально как в Еврейском, прорезывать, обрабатывать землю, затем работать вообще, и отсюда служить Богу, Дан. 3:17 (тоже значение имеет в Церков. слав.)".

* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H6399. Оригинал: ПЕЛАХ. Произношение: пэлах. Часть речи: Глагол. Этимология: соответствует H6398 - H(peal): служить (работать).

* Словарь Кляйна. Carta Jerusalem; 1st edition, 1987
+ П.Л.Х. 1. раскалывать. 2 пахать, пахать землю (от второго значения произошло значение «служить божеству, поклоняться»).
+ ПАЛАХ он раскалывал, пахал (встречается в Пс. 141:7); PBH 2 он поклонялся.
+ ПАЛАХ мн МХ крестьянин, земледелец. [Nomen opificis, заимствовано от арабского Fallah (=крестьянин), от Сир. ПАЛАХА (= чернорабочий). См. П.Л.Х. и ср. ПАЛХА.] ПЕЛИХА fn NH рассекать, пахать.

* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H226. Оригинал: ОТ. Произношение: от. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: вероятно от H225 (в смысле appearing) - знамение, знак, указание.

в) Библейский образ

* Эздра 7:24: "И да будет известно вам, что священники и левиты, певцы, стражи ворот, храмовые служители и все, кто работает (ФАЛХЕИ, форма от ПАЛАХ работать, служить) в этом Храме Бога, свободны от налогов, сборов и податей.
* Исход 31:13: "Скажи сынам Израилевым, чтобы они соблюдали Мои субботы. Из рода в род суббота будет знаком (ивр. ОТ), установленным между Мною и вами, чтобы вы помнили, что Я, Господь, освятил вас".
* Исаия 38:22: "Езекия же спросил: "Где знак (ОТ), что я и вправду еще пойду в Храм Господа?"".

Таким образом, термин "хлопоты" сформирован деятелями церкви, составное слово - ХЛОПОТЫ (хлопот) = ХЛОП+ОТЫ = ХЛОП, наоборот ПОЛАХ; ивр. корень ПАЛАХ пахать землю, поклонятся божеству (служить Богу).
Занятие (работа) "трудников",  в монастырях и епископских вотчинах во Славу Бога, вид паломничества. Своим трудом - "трудник" хлопочет перед Богом о снисхождении за какой-либо проступок (грех) или просит оказать содействие в каком-либо деле.

Кишинев, 10.5.2024 г.
­


Рецензии