Партия 2017 г. Кроненберг. Философия Канта 9

Партия 2017 г. Кроненберг. Философия Канта 9.

Значение учения Канта о прекрасном и возвышенном.

Кроненберг:

«Прекрасное и возвышенное встречаются как в природе, так и в области искусства. Эстетическое в природе кажется нам как бы произведенным какой-то сознательной силой; в искусстве, напротив, эстетическое представляется нам как бы результатом бессознательного творчества естественных сил. Кант превосходно указывает на характерные признаки эстетического в обеих областях. «Природа, говорит он, прекрасна, когда она похожа на произведение искусства, а создания искусства эстетичны, когда они уподобляются природе». (175) Из этого-то взаимного положения природы и искусства вытекает немало недоразумений, гибельно отражающихся на художественной деятельности человека. Примером одного из главнейших таких недоразумений следует признать мнение, что искусство должно копировать природу. Но по содержанию и по средствам своим искусство и природа мало связаны между собой, поэтому у первого есть множество случаев давать образцы прекрасного, недоступные природе, и наоборот, в распоряжении природы находятся такие силы, которыми искусство располагать не может. Итак, вовсе не требуется, чтобы произведение искусства имело себе подобное в природе, но надо, чтобы оно казалось как бы созданием этой последней».

Природа выступает в виде трёх основных компонентов: физического мира, биологического мира и социального мира. Человек  занимается творчеством в каждом из них

«То, что выше было сказано о признаках прекрасного вообще, относится, конечно, в частности и к художественным произведениям. Прекрасное нравится, не вызывая желаний, а потому, создавая прекрасное, художник должен иметь в виду исключительно эту цель, оставив в стороне всякие другие соображения. Холодный рассудок парализует теплоту чувства. Прекрасное нравится независимо от какого-либо понятия или логического рассуждения, служащего познанию, тем более оно нравится независимо от всяких правил. Нет искусства, которое не руководилось бы известными правилами; но в том-то состоит особенность художественной работы, отличающая ее от механической, что сущность ее не в правилах, она только не может обойтись совершенно без них, тог- (176-) да как вторая, то есть механическая, работа вся основывается на рассудке, то есть на данных им законах. Художник творит, уподобляясь природе, которая ничего не знает о применении законов. Искусство поэтому есть дело гения, причем под словом «гений» подразумевается такая духовная организация, для которой творчество есть необходимость, как и для самой природы, и при этом пути его, то есть творчества, всегда остаются недоступными для познания».

Сформулируем мнение.
Каждое художественное произведение  есть продукт чистого искусства – такой деятельности которая напрямую через свои образы ориентирована на чувство человека, но далеко не каждое является полезным , хорошим и прекрасным. У мира искусства такие же градации и пропорции, как и у жизни вообще. Искусство отражает состояние общей культуры людей, а вот лучшие произведения  и являются прекрасными, возвышая чувства. И конечно, как и любой вид упорядоченной деятельности, искусство основывается на собственных правилах и приёмах. Жизнь человека, как правило, замыкается в относительно узких рамках жизненных условий и возможностей, искусство же расширяет эти границы, расширяет видение мира социальных отношений, его понимания, признания или отрицания. Художественная работа – прямая работа с образами чувственного восприятия, а лучшие работы оказывают прямое влияние на формирование внутреннего мира человека, его нравственны уклад, формируют душу человека, мобилизуют его жизненный дух. Те же «художники», которым удаётся принести такую полбу множеству людей или целым народами,  и признаются гениями, признаются вследствие утверждения ими красоты человеческих отношений, признаются вследствие создания  образов прекрасного и возвышенного.

Текст:
«Основав систематическую эстетику, Кант впервые высказал идею, которую представители периода «Sturm und Drang» выставили на своем знамени: искусство не есть дело знания, но бессознательное творчество, а потому оно находится не в руках ученых, но в руках гениев. Никто резче Канта не выражал эту мысль. Он говорит, что как ни поразительны научные открытия Ньютона, тем не менее можно проследить путь их возникновения, тогда как никто не знает, как произошла, например, Илиада, или Фауст, или трагедии Шекспира.
Оригинальность является первой отличительной чертой гения. Но, однако, обратное неверно, то есть не все оригинальное в то же время и гениально. Существует и оригинальная бессмыслица. Гений является в своей сфере образцом, дающим законы. Его творения должны изучаться, как и творения природы, чтобы открыть заключающийся в них смысл».

Позиция:
Да, должны изучаться, прежде всего, потому что это раскрытие высоких значений самой жизни, которые и формируют современного человека с ориентиром на становление правового человека как социального субъекта общественно-правовой организации социума. И это шаг к новому этапу развития социальных отношений, продолжение дела Бога, перво- и право- творца всего существующего мира.

(177)
«Художественный труд один из величайших, хотя результаты его должны казаться возникшими легко, словно сами собою. Сколько технических трудностей, не говоря об усилиях передать грубому материалу жизненность идеи, предстоит преодолеть создателю художественных творений».

Позиция:
Художественный труд несёт в себе отражение общей культуры людей, аккумулированной художником, и представленной в новом представлении в его лично-общественном осмыслении своих произведений, мыслей и идей.

Текст:
«Истинный гений в искусстве отличается от мнимого, то есть лишь выдающего себя за такового, тем же, чем отличается и научный гений от ремесленника науки, а именно обладанием идеями. Но в искусстве применяются эстетические идеи, в науке - логические. Идеи того и другого рода похожи в том отношении, что открывают мысленному взору человека безграничные дали, но различаются тем, что эстетическая идея есть некоторое чувственное воззрение, которому не отвечает вполне никакое понятие, тогда как логическая идея есть отвлеченное понятие, которому не отвечает никакое представление.. В этом лежит причина таинственного и мистического в искусстве, определенного Гёте в парадоксе: «Каждое создание искусства в своих частях разумно, но в целом всегда немножко неразумно». Выражение «неразумно» следует понимать не как «бессмысленно», но как «недоступно разуму». С другой стороны, немало производится (178) попыток олицетворить в чувственных образах отвлеченнейшие логические идеи, например философские. Но эти усилия никогда не увенчиваются полным успехом. Там, где удается создать тесную связь между эстетическими и философскими идеями, там возникают великие философские поэмы, мировые эпопеи, являющиеся, как «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гёте, «Гамлет» Шекспира, возвышеннейшими творениями человеческого духа. Тесное соотношение, существующее между эстетическими и логическими идеями, уясняет тот факт, что во все цветущие эпохи человеческой культуры, когда вся жизненная атмосфера бывает насыщена идеями, вместе с расцветом искусства, преимущественно поэзии, идет рука об руку и расцвет философии. Характерно, что блестящее состояние философии идет вслед за процветанием искусства. Быть может, такой порядок этих явлений во времени обусловливается некоторым общим законом исторического развития, по которому идеи сначала облекаются в образы прекрасного и возвышенного, а потом уже уясняются, насколько возможно для разума, в области науки. Этот взгляд проведен в философской системе Гегеля. Кант тоже близко подходит к нему, и Шиллер выразил его в поэтической форме:
Что здесь встречает нас как красота земная,
То встретит некогда, как истина сама».
(«Художники»).

К последнему:
Идеи в искусстве выступают как образы, в науке как логически-технологические  объяснения. Идея в искусстве отражает воображение художника, в науке – новое понимание сущности вещей, или формирование новых сущностей в организационном и техническом понимании и воплощении. Идеи в искусстве  всегда несут авторскую новизну, тогда как идеи в науке -  общественно-индивидуальную. Если идеи в искусстве несут абсолютную новизну, то идеи в науке имеют последовательное развитие. Идеи в искусстве не имеют выраженного алгоритма , являясь продуктом авторского мышления, всегда оставляют что-то необъясненное, вышедшее из индивидуально-чувственного, тогда как идеи в науке всегда объясняются и доказываются. Философия служит  делу объединения чувственного и научного, служит задачам реализации их совместной полезности для человека, служит как превращению их идей в образы прекрасного для человека, так и ориентации человека на реализацию доброго в социальных отношениях. Не только, философия  определяет и контуры общего нового, указывает векторы развития искусства и науки.

И главное: корень истины в вере в право. В основе мироздания  находится именно право на сотворение мира, через которое возникает и возможность.  Право и возможность  и соединены в Боге – творце существующего мира.  Нарушение  же человеком права вообще и является первородным грехом человечества, от которого оно так и не смогло избавиться.


Рецензии