Тайвань. Тень Незабытого Предка

(Из Сборника "КИТАЙ")
Перевод с английского. Источники: "NPR News", "Reuters", "Associated Press", газета "Нью-Йорк Таймс". Опубликовано 16 мая 2024 г.
***

16 мая 2024 г. Тайбэй, Тайвань.
Несмотря на то, что Тайвань готовится к инаугурации своего восьмого президента, которая состоится на следующей неделе, он продолжает бороться за наследие первого президента острова Чан Кайши.

Для некоторых Чан был “генералиссимусом”, освободившим Тайвань от японских колонизаторов. Для многих других он был главным угнетателем, объявившим военное положение и положившим начало периоду белого террора, который продолжался до 1992 года.
(подробнее: http://proza.ru/2023/03/28/1764)

На протяжении десятилетий эти противоречивые истории разделяли тайваньское общество, и недавнее стремление к правосудию переходного периода, похоже, только углубило линии разлома. Теперь США выражает обеспокоенность по поводу того, не повлияет ли это на способность Тайваня организовать единую оборону против Китая, который становится все более настойчивым в своих притязаниях на самоуправляемый остров.
(Подробнее: http://proza.ru/2021/10/14/1831)


“Когда дело доходит до драки, возникает беспокойство, хорошо ли гражданские лица сотрудничают с военными в защите Тайваня”, - сказал историк Доминик Мэн-Суан Ян из Университета Миссури в США.

28 февраля 1947 года новоприбывшие войска Гоминьдана под командованием Чана подавили восстание тайваньских аборигенов, в результате чего погибло около 28 000 человек, что стало известно как инцидент 28 февраля. В последовавшую за этим четыре десятилетнюю эпоху военного положения погибли еще тысячи человек.

Эта трагическая история получила официальное признание в 2018 году, когда правительство Тайваня создало свою Комиссию по правосудию переходного периода по образцу инициатив по установлению истины и примирению в Африке, Латинской и Северной Америке для устранения исторических нарушений прав человека и других злодеяний.

По словам Хсу, беспристрастный взгляд заключается в том, чтобы отдать должное Генеральному прокурору за кодификацию правосудия переходного периода и Ли Тен Хуэю, первому демократически избранному президенту Гоминьдана, за то, что он нарушил табу на обсуждение инцидента 28 февраля.

Прошлое формирует будущее.

В феврале 2024 г., Бетти Вэй впервые присутствовала на церемонии, посвященной инциденту 28 февраля, и внимательно выслушала устные истории, собранные от выживших. 30-летняя Вэй сказала, что хотела узнать больше о том, что произошло, потому что в ее учебнике для средней школы в нескольких загадочных строчках говорилось о том, что многие считают переломным событием, и многие ее сверстники не проявили особого интереса.

“В последние годы голоса, призывающие к правосудию переходного периода, стали тише”, - сказала Вэй в интервью телеканалу.
“Многие люди моего поколения считают, что счеты должны сводить предыдущие поколения”.

На Тайване (благодаря западным спецслужбам, - так же, как и в Израиле и в Украине, и в других горячих точках планеты) прошлое никогда не остается в прошлом, а скорее становится поводом для новых разборок.

В то время как Генеральный прокурор готовится к беспрецедентному третьему сроку подряд, незавершенное дело по удалению оставшихся на острове статуй Чан Кайши вновь всплыло на поверхность в качестве последнего фронта в том, что историк Янг назвал “войной памяти”.

За последние два года более половины из первоначальных 1500 памятников были демонтированы, а оставшиеся статуи в основном установлены на военных объектах.

Ян утверждает, что это связано с тем, что высшее руководство поднялось по служебной лестнице в условиях военного положения, и многие до сих пор считают Чан Кайши своим лидером, несмотря на "гнилые бородавки" его деятельности.
Для них свержение статуй стало бы нападением на их историю.

Статуи олицетворяют “историческое наследие, которое военные хотят сохранить”, - сказал Ян. “Это является источником напряженности между военными и правительством Демократической партии”.

Накануне того, как Уильям Лай Цзин-те принесет присягу в качестве следующего президента острова, 19 мая 2024 г., тайваньцы впервые отметят “День памяти белого террора” - день, когда в 1949 году было объявлено военное положение.

Хотя очевидно, что тайваньцы пообещали никогда не забывать, кого и как прощать, стало гораздо более туманным.

Как бывший председатель Тайваньской ассоциации за установление истины и примирение, первой неправительственной организации, выступающей за это дело, Чен-И Хуан высоко оценил действия правительства по захвату частных архивов Гоминьдана в последние годы, но посетовал, что до сих пор было слишком мало усилий по установлению истины.

Например, по словам Хуана, в соответствии с Законом об урегулировании инцидента от 28 февраля и выплате компенсаций многие предпочли умолчать о своем соучастии, потому что компенсацию получают только жертвы.

Однако бурная история Тайваня означает, что грань между жертвой и насильником редко бывает четкой.

Покопавшись в военных архивах, Ян пролил свет на то, как китайцев похищали и заставляли служить Гоминьдану в последние годы гражданской войны в Китае.

Тех, кто пытался бежать, пытали и даже убивали. А коренные тайваньцы, которые восстали против репрессий Гоминьдана, подвергались преследованиям как коммунисты.

“Во время военного положения военные считались орудием диктатуры, но они также были жертвами диктаторского режима”, - сказал Янг в одном из интервью.
“Движение за справедливость переходного периода упустило возможность примирить тайваньское общество с военными”.

По мнению Хсу, воинственность Пекина требует от тайваньцев всех мастей найти общее решение.

“Поскольку мы сталкиваемся с угрозой, исходящей от Коммунистической партии Китая, крайне важно, чтобы мы объединились для построения коллективного будущего”, - сказал Сюй, выступая с книжной речью только для публики во время Международной книжной выставки в Тайбэе в конце февраля 2024 г.

“И то, как мы помним наше прошлое, будет определять наше будущее”.
***


Рецензии