Пушкин-наше всё! sauve-урок в колледже

 Аудитория-малая сцена, мини-театр. Вместо учебной доски-увеличенная репродукция картины художника Ильи  Газунова " Взгляд народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию" (Копия есть в ИНТЕРНЕТЕ).

  В центре картины на кр. плане портрет Пушкина, за ним Л. Толстой, Ф.Достоевский и другие классики. Правее на полотне- Булгаков и его Маргарита, прима-балерина страны и др.корифеи культуры и искусства. Глазунов -мастер портрета, у него четко выписаны писатели России!
 
 Необычный урок-лекцию " Пушкин-наше ВСЁ!" проводят сами студенты, объединившись вокруг ведущего, как бы "биографа Пушкина", который в соответствующем костюме ХV111 в. и парике. Рядом с ведущим,за малым столом- ПИСАРЬ с гусиным пером  что-то строчит...
 Ведущий берет у него свиток, разворачивает и даёт прочесть рядом сидящим. ТЕ, по очереди читают каждый по строчке пушкинские стихи и прозу :
 " ВЫ ГРОЗНЫ НА СЛОВАХ - ПОПРОБУЙТЕ НА ДЕЛЕ!

 ( отчитав свой отрывок, участники мини-спектакля, комментируют прочитанное...
 И вовлекают, тем самым всех присутствующих в обсуждение текста, который не надо заучивать, он перед глазами.  Комментарии рождаются непроизвольно, в процессе общения студентов...)

 Итак, ЦИФРЫ и ФАКТЫ из жизни Александра Сергеевича Пушкина(06.06.1799-02.10.1837). Великий поэт прожил всего 37 лет! ( студенты один за другим, зачитывает цифры и факты из свитка, сколько успел написать поэт за свою короткую жизнь! ).

1. - Опубликовано 247 произведений Пушкина...Это 26% из всего написанного Александром Сергеевичем-"СОЛНЦЕМ РУССКОЙ ПОЭЗИИ"!
2.  3/4 его наследия издавались через 150 лет после смерти А.С. Пушкина.
3. Это- 84 поэмы! Только 82% СКАЗОК,75% пьес, 76 % рассказов и повестей в прозе,98 % исторических исследований Пушкина,выдержки из писем и дневников поэта.То есть, увидели свет лишь 1/4 часть написанного..

...ПОЭТ и ТЕМА
- Не для житейского волнения. Не для корысти, не для битья.
   Мы рождены для вдохновенья. Для звуков сладких и молитв...

(читаются стихи и на к\т  даётся увеличенное изображение под текстом: фото-картины-карикатуры и иллюстрации, подобранные к тексту):

- Жалкий род, достойный слёз и смеха...( стихи)

 - Жрицы минутного, поклонники успеха... Кто лидер?

- Кто наделен тонким чувством исторической традиции и заботы о мирной несправедливости и политического развития?..

- Кто испытывает страсть к довольству и эгоизму?

 Отвечая на поставленные временем вопросы, поэт  говорит и о мечтающих стать князьями хохлов( задолго до Иосифа Бродского)...И о либералах...

 - Конечно, есть достоинство выше знатности рода,-пишет Пушкин,-это именно личное достоинство! И приводит имена Минина и Ломоносова, которые вдвоём перевесят все наши родословные.
 Продолжая далее разговор о нравственности, поэт считает, что лучшие и прочнейшие изменения те,которые происходят во-1х, от улучшения нравов и без насильственных потрясений, страшных для человечества.

 Пушкин настаивал на SAVE ( фр.)-охране духовных ценностей, основанных на независимости, на чувстве храбрости и благородства, носителями которых являются и русские писатели- "аристократы духа", и русский народ,олицетворяющий собой  нравственность труда!

 Обращаясь к "КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ", поэт напоминает им, что "РУССКИЙ от ПОБЕД НЕ ОТВЫК!"..
- Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
  От финских и разных скал- до пламенной Колхиды.
  От потрясённого Кремля - до стен недвижного Китая,
  Стальной щетиною сверкая...Не встанет русская земля?

  Так высылайте ж нам, витии, своих озлобленных сынов,
  Есть место им в полях России среди не чуждых им гробов...

-   Вы грозны в словах?- обращается Пушкин к нашим недругам,-попробуйте на деле!

 ... Два века прошли незаметно, но история повторяется!

 ( Такие УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ можно готовить силами учащихся, студентов. Подбирая соответствующий теме материал, они будут более осознанно вникать в тему, и научаться быстрее самостоятельно мыслить. Сопоставлять прошлое и настоящее, оценивать свои знания и сверстников. Научатся относиться к русской классике, как к ГЛАВНОМУ УЧЕБНИКУ ЖИЗНИ! Учиться на своих ошибках, преодолевать их и самостоятельно, а не только по учебникам постигать НРАВСТВЕННОСТЬ и жить по СОВЕСТИ...
  Разумеется, что учёные РАО подумают и о новых учебниках по литературе, обновят старые тексты. Вместо пресловутого ЕГЭ,начётничества, когда во главе всего баллы, а не глубокие знания и самостоятельная работа над книгой!
  Литературу и нравственность не заменит "ИИ"!!


Рецензии
Эмма Дмитриевна, статистика, приведённая Вами, не совсем понятна ни по цели, ни по количеству процентов. На веру невозможно взять и использовать без ссылки на достоверные источники нельзя. Иначе всё сказанное выглядит безапелляционно.
Что случилось в тексте с датами рождения и смерти гения?..

Согласен на 100% со словами наставления: "...относиться к русской классике, как к ГЛАВНОМУ УЧЕБНИКУ ЖИЗНИ! Учиться на своих ошибках, преодолевать их и самостоятельно, а не только по учебникам постигать НРАВСТВЕННОСТЬ и жить по СОВЕСТИ..."

Геннадий Мингазов   19.05.2024 22:17     Заявить о нарушении
Г.А. СПАСИБО! Поправила пушкинские даты,( сбой цифр при правке). Что касается статистики, взята из учебников, конечно, сделаю ссылки. По сути, эта тема дана, как план УРОКА, а не статья. Рузель будет проводить "пушкинские дни" в колледже и может только чем-то воспользоваться из преложенного мною плана.
Пушкин и его творчество-не для одного урока. Это, скорее, методичка-план урока для студентов колледжа ( СПТУ).

Эмма Гусева   20.05.2024 04:45   Заявить о нарушении
"Пушкин и его творчество-не для одного урока. Это, скорее, методичка-план урока для студентов колледжа (СПТУ)".
Без сомнения, Эмма Дмитриевна! Я так и понял, хотя Вы не заявляли в заметке, как план урока.
С удовольствием принял бы участие в парочке уроков или лекций для учащихся колледжа или училища в рамках плана учителя, преподавателя.
Пушкинских тем у меня много, так как из XIX века для меня самым значительным творцом является "Пушкин - это наше всё"!

Геннадий Мингазов   20.05.2024 13:59   Заявить о нарушении