Пилат и Копьё Судьбы

            Продолжение

      И вот тут нам пора снова вернуться в Нюрнберг, в который нас завела девичья фамилия Елены Сергеевны Булгаковой–Нюрнберг.
         Как уже говорилось этот город был едва ли не важнейшим  центром Священной Римской империи. Именно сюда из Праги в 15-м веке были доставлены клейноды – символы императорской власти, и среди них – Святое, или Священное копьё, одна из главных реликвий христианского мира.  Сразу оговорюсь, что на то, чтобы быть артефактом христианской истории, Орудием Страстей Христовых претендует несколько копий. Но то, о котором ведётся речь, сейчас называемое Венским или Хофбургским, так как хранится в венском Хофбруге, - самое известное.   
      История с копьём во время казни Христа стала сюжетом многочисленных легенд Согласно одной из них римский центурион Гай Кассий Лонгин ударил распятого Христа между 4 и 5-м ребром, проткнув ему плевру, лёгкое и сердце, не повредив костей.
      Гай Кассий якобы командовал отрядом, охранявшим Голгофу. (У Булгакова эту функцию выполняет кентурия Марка  Крыосбоя, оцепившая верх холма). Во время казни  центурион уверовал в Ииуса как в Сына Божьего, и нанесённый им удар был ничем иным, как  «ударом милосердия». Сразу же после «удара милосердия» копьё по легенде обрело свой священный статус.   Почти такой уже «удар милосердия» (лёгкий укол в сердце) наносит Иешуа в романе палач
    Эта легенда – апокриф, Но и согласно церковному преданию, сотник, пронзивший своим копьём Христа, стал христианином,более того мучеником за веру и был канонизорован как святой под именем Лонгина. Он почитается как в католичестве, так и в православии.   
     Важная деталь легенды о центурионе Лонгине касается истории копья. Как говорит легенда, оно перешло к Гаю от отца. Отец же, в свою очередь, получил его от деда,  который служил в армии Германика, то есть в той же армии, в которой служил и булгаковский Пилат.
       Несомненно, Булгаков заимствовал идею «удара милосердия» из этой легенды. Золотое копьё Пилата превращается в романе по сути в «копьё милосердия». И, соединяясь с легендой о сыне "короля-звездочета", становится копьём судьбы. 
       Копьём Судьбы Священное копьё, или Копьё Лонгина, ещё когда оно находилось в Праге, назвал император Карл IY. По его же приказу была сделана золотая накладка, скрепляющая части копья. И Копьё Судьбы превратилось в золоте.   
    Не буду вдаваться в историю Священного копья, чтобы не уходить далеко в сторону. Но кое-какие факты из современной Булгакову истории упомянуть все-таки Нужно.
     В Европе набирала силу гитлеровская Германия. В романе слышны отголоски происходящего – есть эпизод с бомбардировкой испанской Герники. Знаменитая картина Пабло Пикассо  «Герника» была написана в мае 1937 года, и в ней обнаруживают как портрет Гитлера, так и очертания Священного копья.   
      Как раз в то время, когда Булгаков работал над четвертой редакцией «Мастера и Маргариты»,  произошло важнейшее политическое событие – аншлюс Австрии. У этого события, по мнению некоторых исследователей истории Третьего рейха, есть и причины мистического характера.
    Дело в том, что во время наполеоновских войн Священное копье оказалось в Вене (отдельная история, как именно). Здесь в Венском императорском дворце  его и увидел Адольф  (Алоизович) Гитлер. И был заворожён им. Тем более, что с копьём связано  древнее пророчество, гласящее: «Владеющий этим Копьем и разумеющий, каким силам оно служит, держит судьбу мира в своих руках – добрых или злых». Почему его ещё называют Копьём Силы.   Священное копьё упоминалось в опере Вагнера «Парсифаль».      
     Подробно о впечатлении, которое копьё произвело на Гитлера, можно прочитать в статье «Венское копьё» в Википедии*. Я выделю главное - 15 марта Гитлер предъявил свои права на копьё, а 13 октября оно было доставлено снова в Нюрнберг, чтоб храниться в древней церкви Святой Екатерины в Нюрнберге в том зале, где в средние века проводились состязания мейстерзингеров. .
        После этого,  конечно, нельзя никак не обратиться к опере Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».
               
                Продолжение следует       




**« Якобы при виде копья Гитлер впал в состояние транса, только напоминание смотрителя о том, что музей закрывается, заставило его очнуться и покинуть зал. Ночью Гитлер не смог заснуть, а ранним утром снова пришёл к Хофбургскому дворцу. Когда музей открылся, он вбежал в зал и погрузился в созерцание копья Лонгина. В этот день произошло то, что Гитлер назвал «посвящением в сущность копья Судьбы». Копьё Лонгина стало для него священным символом, носителем магического откровения. Под влиянием легенды о копье Лонгина Гитлер из депрессивного состояния перешёл в маниакальное, а этот переход сопровождался галлюцинациями[6].
15 марта 1938 года Гитлер прибыл в Хофбургский дворец в сопровождении Гиммлера и предъявил свои права на копьё Лонгина. Во дворце Гитлера встретил и руководитель Верховного партийного суда Вальтер Бух и руководитель австрийских СС Эрнст Кальтенбруннер. Бух должен был обеспечить легальную передачу Германии имперских клейнодов. Гитлер вместе с Гиммлером вошёл в зал, где было выставлено копьё Судьбы. Немного погодя Гиммлер вышел, оставив Гитлера наедине с копьём, которого он не видел более четверти века. Гитлер отдал распоряжение — копьё должно покоиться в древней церкви Святой Екатерины в Нюрнберге в том зале, где в средние века проводились состязания мейстерзингеров. На «Площади героев» перед венским Хофбургом был организован митинг. Гитлер произнёс с балкона дворца речь, которую закончил следующими словами:
Я объявляю немецкому народу о том, что выполнил самую важную миссию в моей жизни. Как фюрер германской нации и рейхсканцлер я перед лицом истории заявляю о вступлении моей родины в Германский рейх![7]
13 октября 1938 года из Вены в Нюрнберг бронепоездом было доставлено копьё Судьбы и другие императорские сокровища. Это событие стало праздником, на вокзале собралась толпа, чтобы увидеть прибытие поезда. Войска образовали живую ограду на пути от вокзала до церкви Святой Екатерины, по которой бронетранспортёры везли императорские сокровища. Кроме Копья Судьбы в инвентарном списке значились: зуб Иоанна Крестителя, лоскут скатерти со стола Тайной Вечери, кошель Святого Эльма, Библия первого Римского Папы, камень из стены Иерусалимского храма.
Копьё доставили в зал мейстерзингеров, где обустроили специальное хранилище со сложной системой сигнализации. Обербургомистр Нюрнберга Вилли Либель был избран хранителем священного копья, Вольфрам Сиверс отвечал за организацию «научных исследований» копья Судьбы. Когда Гитлер посещал Нюрнберг, он заходил в церковь Святой Екатерины и созерцал копьё Судьбы".
    Копьё действительно впечатляет.Сейчас оно снова хранится в Хофбурге.  Хотя поговаривают, что американцы подменили копьё,и в Вене сейчас на самом деле выставлена копия.   
    


Рецензии