Кин IV. Не забывайтесь, Эдмунд! 16. 02. 2024

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: «Кин IV» (16.02.2024) по пьесе Г. Горина.

Режиссёр-педагог — заслуженный артист РФ, доцент кафедры мастерства актёра А. И. Пашнин.

И всё-таки, что действительно привлекает в этом спектакле? Любовь? Да, конечно, но здесь она только шлейф необычной истории отношений короля Георга IV (Андрей Гончаров) и великого актёра Кина (Егор Ворошилов), которого сложно поддеть низким происхождением. Кин постоянно напоминает, что он сын уличного клоуна, постоянно находит повод себя умалить: «Влюблённый актёришка пишет письмо аристократке...» Однако он же с пафосом утверждает: «Я Кин IV! И в моих жилах течёт особая кровь, не хуже королевской… Во всяком случае, горячей!»

Принц Уэльский изнывает от скуки, похоже, любовная игра с женщинами его единственная радость. Кин исполняет роль аниматора, льстя себе, что он — друг принца. Принц полагается на его безошибочное чутьё.

Когда в Лондоне появляется нежная, прелестная Елена (Александра Борисова), таинственно погружённая в свой внутренний мир, словно сошедшая с полотна Рафаэля «Святая Екатерина Александрийская», Кин, ценитель изысканных образов, не мог не увлечься романтичной аристократкой. Принц мгновенно включился и напролом бросился в очередное соперничество. Он с такой истомой в голосе рассказывает о блеске глаз Елены в театральной ложе, что её муж, посол Дании граф Кефельд (Эдуард Мартенц) вынужден оторопело вмешаться в странные для себя обстоятельства. Глаза его мгновенно наливаются кровью от гнева, который вызван крайним несоответствием представлений о происходящем.

Однако принцу не до ревности посла, принц неподдельно счастлив! Он наслаждается обожанием придворных, их лестью, он, молодой, беспечный, красивый, на самом деле вызывает всеобщий восторг! Просто граф Кефельд новый человек в Лондоне, и пока не совсем понимает местные нравы.

Не зная об атаке принца, Кин удивляет и пленяет благонравную Елену виртуозным изяществом флирта среди искушённой светской публики. Елена в принципе не сможет пересказать терзаемой любопытством графине Эми (Галина Шалаева) содержание письма из дерзко пустого листа, и принц на какое-то время совсем опьянеет от очередной порции азарта.

«Вы чрезмерно на меня воздействуете, Кин. Ваши истории, ваши женщины… Я даже заказал себе такой же халат! (…) Я действительно обезумел из-за этой женщины...» Принц нисколько не преувеличивает, он захлебнулся почти охотничьей страстью, оба они в гримуборной Кина томятся в ожидании: Елена придёт, не придёт? Но пока принесённые охотником-принцем в подарок Кину рога может примерить на себя лишь демонический лорд Мьюил (Роман Васильев).

Драма Кина начинается через шесть лет с приходом к нему в дом Елены. Прозрение было настолько ужасным, что на сцену Друри-Лейн Кин больше не вернулся.

Объяснение с королём мелодраматично. Кин: «Вы не можете заставить меня играть идиотскую роль!» Георг: «Могу! Могу! Не забывайтесь, перед кем стоите, мистер Кин! (...) Недопустимо осквернять корону Британии! (…) Мужская дружба выше семейных уз! Мы-то с вами это знаем!» — всё это с абсолютным убеждением в своей правоте и уверенности, что Кин обязан ему уступать беспрекословно во всём. Король не готов чувствовать иначе и легкомысленно оскорбляет единственного понимающего его человека. Только Кин уже не может быть прежним — линия невозврата пройдена — лучше умереть, чем нести бремя подобного унижения.

Странно не то, что король не останавливает свои страсти на пороге дома своего друга, а то, что Кин, зная товарища весёлой молодости, ждёт от него другого поведения. Странно, что в своём доме, в этом священном для себя месте, он и от короля ждёт святости. Однако король инфантилен безмерно: весь мир — ему одному, для него и во имя его! Терзания Кина его не волнуют, Кин обязан знать своё место не только на словах. Что и случилось. Наступил период, нет, не духовного, а эстетического падения-страдания великого актёра в декорациях, построенных самим Богом. «Пусть король попробует сломать...»

Если до болезни мы видели принца замечательно импульсивным, капризным, игривым, то недуг заставил короля взглянуть близкой смерти в лицо.

«Десять лет я король Англии!» Сцена одиночества короля сыграна очень сильно — нет страшнее несчастья. Музыка бешеной мясорубки, какой-то адской молотилки, вбивает атмосферу в полный раздрай. Доктор-болезнь (Андрей Гончаров), король это чувствует, такой же — пилит и режет со знанием дела…

Жутковатая сцена на королевском ложе во всю сцену шокирует. Музыка пополам с болью пронзает каждое движение под огромного пышным одеялом человека, похоже, сходящего с ума от невыносимых страданий, из которых он словно пытается выползти. Наконец появляется сам Георг IV с лицом, искажённым нескончаемой физической пыткой. Постылые одиночество и страдание символически охраняет солдат в огромной медвежьей шапке, одна из ипостасей Соломона (Никита Алтабасов).

По первому зову Кин возвращается к царственному другу, который провёл с ним лучшие годы, лучшие часы своей жизни. Кин рассказывает очередную ласкающую королевский слух новеллу, врёт настолько искренне, что сам верит в свою ложь, и кто его в том упрекнёт… Всё незабываемое для короля случилось, оказывается, отнюдь не в театре, а в трактирах, пейзажах, среди интерьеров, а также в шкафах.

Что же так крепко связывало короля и художника? Будь причиной скука царственной особы, королю бы и Кин и театр наскучили скоро. Действительной связкой, скорее всего, случилось тайное родство душ — лицедейство, о котором так точно и просто сказал напоследок Кин: «Вашим любимым занятием никогда не было сидение в ложе. (…) Больше всего вы обожали те моменты, когда мы с вами, переодевшись в простое платье...» Когда они оба погружались в другую, запретную жизнь, где без всякого лицемерия, хоть ненадолго, но король и шут играли роли исключительно своих душ без рутинной оболочки, где шут и король были равны.

Восхождение убедительно: мужская дружба посмертно оказалась сильнее семейных уз. Впрочем, всем известно: в вечности семейные узы отсутствуют.


Рецензии