Русские женщины

Последние посетители лениво скребли вилками по тарелкам под новомодного Кай Метова. «Позишин намбе ван, отдыхаю сам» настроения прибавляла, но танцевать под непонятную песню народ не шёл.
 
«Ну и хорошо, - прикидывала бармен Наталья, - останутся за столами, посуды не побьют и драки не будет, не то что от На-На или от Комбинации».

На дворе стоял июнь 1993 года. Заблудившийся среди лесов брянский город Жуковка уже успел ощутить все прелести либеральной экономики. Пенсии обесценились. На одних предприятиях зарплату давали через раз, зато Велосипедный, Молочный и Лесхоз пошли в рост, вместе с городским рынком. В баре периодически вспыхивали споры о курсе правительства, в которых бармен старалась не участвовать.

При новой власти водка стала доступна 24 часа в сутки, но народ по привычке шёл в бар. Приглушённый свет, дубовые столы и стулья создавали интерьер разбойничьей пещеры, добавляя в провинциальную жизнь романтики.

Уставшая за день Наталья подсчитывала выручку, стремясь быстрее уйти домой, протирала рюмки и стаканы. Зато посетители, как назло, закруглять гулянку не спешили. Удалецкого вида парень, познакомившись с девчонками, старался произвести впечатление, рассказывая о своей службе в ВДВ, а припозднившаяся пара, отметив годовщину свадьбы, приступила к выяснению отношений.

Если за одним столом слышался смех и цоканье бокалов, то из другого конца зала шёл мат, озвученный женским сопрано и мужским басом.

Жуковка городок небольшой, где все друг друга знали. В бар Наталью устроила Валентина, походатайствовав перед начальством о новой сменщице. За три года Наталья крепко-накрепко заучила азы торговли: водку не разбавлять – лучше не долить, обсчитываешь – обязательно улыбайся, не груби и не спорь. Если что-то не устроит клиента, в следующий раз отправится в кафе Сказка, либо возьмёт пузырь, и устроит праздник на скамейке.

Тяжким грузом для бара являлись неплательщики. Их было много и рассчитывались они крайне нерегулярно. Обе сменщицы вели тетрадки, куда записывали проблемных. В конце месяца счёт предъявлялся, но расплатиться могли не все. Кто-то предлагал велосипед, кто-то хрустальную вазу или фужеры с Дятьковского завода. Другие просили перенести долг на следующий месяц. А начальство требовало - делай что хочешь, но выручку сдай копейка в копейку!

В экономике царила инфляция, деньги обесценивались с быстротой молнии. Директриса платила мало, мотивируя тем, что бармены подворовывают, при этом всячески старалась поймать и выставить штраф.

Под конец месяца Наталья ходила на работу пешком, и иногда возвращалась на велосипеде, которым расплачивались. В сарае их скопилось пять штук. Что с ними делать и куда девать, она попросту не представляла.

Когда Кай Метов заголосил «Вспомни меня», дверь распахнулась и на пороге появилась Любовь Николаевна. Визита директрисы бармен не испугалась. Сегодня по смене всё чётко. Своей водки она не приносила - проверки не страшны.

- Товарищи, прошу прощения, бар закрывается. Наташ, рассчитай столы, - выпалила директор. Её взъерошенный вид говорил о том, что в бар под вечер она прикатила не просто так.

Наталья уже готовилась отчитаться о выручке, но Кудыхина её опередила.

- Наташ, ты на какой день заступила?

- На первый.

- Ну я так и думала. Позвонили из Брянска, завтра к обеду в Овстуг губернатор приедет. Он депутатов и Хасбулатова сопровождает. К нам целая делегация из Москвы направилась. С Брянском я договорилась. Они бочку с пивом пригонят. Людмила с Ниной шашлыки промаринуют и салатов нарежут. Тебе же прямо сейчас до Валентины нужно доехать. Предупреди, пусть оденется во всё лучшее, и ты сама тоже не оплошай. Завтра бар не работает. К 9 утра приходите, машина вас заберёт и отвезёт в Овстуг. Ну, понимаешь, столы и посуду расставите, всё по уму сделаете. Хасбулатова по высшему разряду принять нужно. В Вышковичах, сама знаешь, телефон только у Кондратия, но он в отъезде. В общем, если пешком пришла, возьми мой велик. Езжай, предупреди Валентину.

Директор бара в городе считалась женщиной авторитетной. Муж Кудыхиной управлял заготовками леса и был, что называется «при делах».

Наталья спорить не стала. Если Кудыхина даёт поручение - его нужно исполнить. Закрыв дверь за семейной парой, бармен протёрла столы, сдала выручку директрисе, позвонила домой, предупредив маму, чтобы та укладывала детей спать, и отправилась в дорогу.

Наталья жила в частном доме, на краю города, ехать же ей предстояло в противоположную сторону. Старинное село Вышковичи располагалось за лесом на правом берегу Десны, куда добраться было непросто. Народ из Вышковичей начал уезжать ещё в 60-х. К началу рыночного капитализма бывшее село превратилось в хутор.

Взнуздав железного коня директрисы, Наталья налегла на педали.

Солнце уже зашло, посеребрив редкие облака. Город, доверившись тёплой июньской ночи, отходил ко сну. Комары, радостно попискивая, старались вцепиться в сочное женское тело. Чтобы не кусали, приходилось держать скорость.

Дорога, превратившись в тропинку, повела в лес. За объёмными стволами сосен мерещились тени. Вышедшие из-под земли коренья пытались подставить подножку, а лапы ельника отхлестать по лицу. Молодая и красивая колесила по тёмному лесу в неизвестность. Нет, волков и лосей она не боялась, дорогу представляла, но в темноте могла запросто пропустить поворот.

Когда тропа пошла на понижение, впереди мелькнул просвет тёмно-синего неба, после чего лес сменился кустарником. А вот и он - подвесной мостик через Десну. Наталья слезла с велосипеда, и, держа руль, словно бычка за рога, повела его по прыгающим и скрипящим доскам, себя и его успокаивая фразами: «Ничего, мосток кружит. Доски пускай скрипят. Валентину выдерживают и нас выдержат».

Днём Десна выглядела игриво, а вот ночью её поток казался злобным. Если на ветхом мостике наступить мимо доски, потеряешь равновесие и упадёшь в воду. Течение подхватит, а высокие илистые берега, сверху заросшие кустарником, не позволят выбраться.

На другой стороне стежка, сопровождая реку, побежала по полю, изворачиваясь и петляя так, словно её прокладывал пьяный мужик. Один раз, не удержав руль, женщина завалилась в траву. Платье не испачкала, велосипед цел, значит – всё в порядке.
 
В гостях у сменщицы бывать не приходилось. Нужный дом она нашла по описанию. На главной улице, среди пяти оставшихся, благодаря наличникам, он выглядел ярким петухом среди невзрачных куриц.

Ночную гостью облаяла овчарка. Лайда начала метаться от двери дома к калитке, ударяясь лапами, подзывая хозяйку. В доме горело одно единственное окно, но ждать долго не пришлось. Накинув халат, Валентина вышла на улицу, загнала на место собаку, и открыла калитку.

- Валь, меня Кудыхина прислала. Завтра в Овстуг Хасбулатов с депутатами приезжает. Его губернатор сопровождать будет. Выездной буфет требуется. Закуску мы делаем, а из Брянска привезут пиво.

-О-оо, это хорошая новость! Пиво я люблю. Пиво – это хорошо! Мой стакан засадил, спит, но я его завтра на машине в Овстуг отправлю, чтобы бидон привёз. Надеюсь, подкалымим! А то у меня крыша течёт и комбикорм для поросят теперь, сама знаешь, сколько стоит…

Когда товарка заступала на смену, она звонила Наталье на домашний. Женщины виделись редко, но друг о друге всё знали.

Валькин муж периодически пускался в запой, пропивая нажитое и заработанное. Пытаясь закодировать, она возила его к докторам, орала, стращала, выгоняла и вновь забирала, искренне полагая, что быть разведёнкой неприлично.

Чтобы содержать дом, хозяйство, непутёвого мужа, родителей и двух сыновей, требовались деньги. Их добыча ложилась на хрупкие женские плечи. В свободное время Валентина занималась огородом, навещала родителей, либо, закупая в Рославле колбасу, продавала её на городском рынке.

- Она ещё сказала, чтобы мы с тобой принцессами выглядели!

- А я всегда принцеска! Ну ладно, завтра бант пышный одену. Если успею, причёску сделаю, - ответила Валентина. После известий про пиво настроение её улучшилось.

– Наташ, может в дом зайдёшь? Наверняка устала с дороги. Мой бутылку не допил. На завтра оставлять нельзя. Давай, рюмочку дёрни.

У Натальи включилось женское чувство солидарности. Впрочем, она и ответить не успела, как хозяйка принесла стопку. Выпив и закусив огурцом, Наталья одним махом выдала:

- Ладно, до завтра. Поеду домой. Утро не за горами, а ещё поспать нужно.

Возвращаясь обратно, она невольно думала, почему Валентина не бросит мужа и не переедет в город. Тех денег, что она вложила в ремонт дома, могло хватить на новое жильё в Жуковке. Как её дети за 6 км. в школу ходили? Как она сама на работу добирается, и не боится выручку носить? Это летом, весной и осенью более-менее, зимой тропинку натаптывать придётся.

Впрочем, то были вопросы без ответа.
 
Когда добралась до дома, небо уже алело рассветом. Встревоженная мать, так и не уснув, встретила дочь, предложив поесть. Та от еды отказалась, поцеловала спящих детей, и сама тоже легла спать, отведя для отдыха 2 часа.

Муж ушёл к другой, оставив Наталью с двумя сыновьями. Не получая алиментов, женщина тащила дом и семью. К тридцати годам выглядела привлекательно. Высокая и стройная блондинка устроилась в бар с надеждой на личную жизнь. Женихи себя предлагали, однако с выбором она не спешила. Непьющие и работящие по ресторанам не ходят, а контингент завсегдатаев её не устраивал.

И вот теперь должны приехать депутаты! Тут может появиться шанс. Он должен быть обязательно! Наталья в свою счастливую судьбу верила.

Встав по будильнику, не выспавшаяся, первым делом она начала наводить марафет. Помыла голову, уложила причёску, накрасилась, надела самое лучшее платье, открывающее грудь и ноги.

В назначенное время поварихи и барменши собрались у бара. Директор предоставила грузовик, в кузове которого находились столы и стулья. Кто в кабине, кто в кузове, женщины расселись по местам и направились в Овстуг.
 
Перед развалом Союза родовое имение Тютчева привели в порядок. Когда на Брянщину приезжали высокие гости, желавшие познакомиться с успехами области, им в первую очередь показывали усадьбу и музей Тютчева.

История дама неоднозначная, в разное время её зигзаги воспринимается по-разному. Русский поэт и мыслитель, лирик, переводчик, дипломат, тайный советник, консервативный публицист Ф.И. Тютчев землякам запомнился как ярый крепостник, зато в историю России золотыми буквами вписал своё имя как патриот. Через месяц исполнялось 180 лет со дня смерти Тютчева. И вот теперь, уроженцы села, потомки бывших крепостных, по-брянски «гэкая», проводили по Овстугу экскурсии, рассказывая о жизни поэта.

На тот момент в стране всё было перемешано ещё более сложным образом. Заступивший на должность президента Ельцин начал борьбу с Верховным Советом, председателем которого являлся Хасбулатов. Политические оппоненты старались перетянуть избирателя на свою сторону, совершая поездки по регионам. В плане последних Хасбулатов и Руцкой опережали Ельцина. Зато на президента работали почти все СМИ.
Впрочем, Валентине и Наталье было не до политики. Их основной целью являлся заработок, а кто и с какими программами приехал, их не интересовало. Это было чем-то далёким, инопланетным…

Овстуг от Жуковки в 33 км. Доехали быстро. Машина с пивом оказалась на месте. Охранники открыли ворота и запустили сотрудников Общепита. Расположиться решили на лужайке, рядом с домом Тютчева. Бочку с пивом закатили под тень трёхсотлетнего дуба.

Жуковский водитель Степаныч помог выгрузить столы и стулья. Валентина его отпустила, после чего начала искать непутёвого мужа. Толик прятался за забором. Получив бидон с ведром, прожжённая торговка ловко сорвала пломбу и вскрыла бочку.
 
Товарки наполнили ёмкость, отнесли к реке и спрятали в кустах. Толик порывался увезти пиво, однако Валентина, зная мужа, хорошо понимала, что доверять ему нельзя.

Теперь предстояло самое важное – набрать воды из Овстуженки и разбавить оставшееся. Разувшись и задрав юбку, Валька зашла в речку. Стараясь держать равновесие, чтобы не намочить платье, зачерпнула ведро и передала Наталье. Та метнулась к бочке и залила внутрь.

После четвёртой ходки решили, что теперь нужно размешать. Не доверяя столь ответственной миссии подруге, Валентина сломала палку, очистила от шелухи, залезла на бочку и начала доводить пиво до кондиции.

Поварихи в дело барменов не вмешивались. Промариновав домашнего мяса и настругав дополнительных салатов, они потирали руки, предвкушая левый заработок.
Местные к разбавленному пиву привыкли, а с москвичей какой спрос? Подумают, дескать, в провинции варить не умеют и укатят в Москву…

К двум часам дня послышался вой мигалок. Тихое село наполнилось московской суетой. Охранники осмотрели усадьбу, после чего в воротах появился симпатизировавший Верховному Совету губернатор в сопровождении Хасбулатова. За ними тянулись депутаты, помощники депутатов, журналисты, телевизионщики, местное начальство.

Для гостей провели экскурсию по музею, после состоялся концерт. Собранный из школьников хор, исполнил несколько песен, затем дети читали стихи Тютчева, Брянские поэты развлекали публику сочинениями современными. Их выступления чередовались с речами депутатов. Законодательная власть о проделанной работе отчитывалась, смело обличая власть исполнительную.

Проголодавшиеся гости у Людмилы и Нины угощались шашлыком и салатом. Красавица Наталья отпускала пиво, параллельно с этим выполняя роль официантки. Валентина заведовала кассой.

Хасбулатова обслужили по высшему разряду. Руслан Имранович отпустил комплемент по поводу красавиц-буфетчиц, и отошёл в сторону для беседы с губернатором.

Депутаты на похвалу тоже не скупились. Украшенная бантом Валентина походила на Пугачёву, а Наталья в буквальном смысле была звездой праздника. Как ей показалось, она особенно понравилась представительного вида мужчине. Его открытое лицо, дорогой костюм с ярким галстуком, уложенные назад волосы, очки в золочёной оправе, приятный парфюм и уверенный баритон, – всё говорило о состоятельности. В адрес Натальи москвич отпускал хвалебные дифирамбы, а про Овстуг сказал, что имение Тютчева почти как его дача.
 
Когда появилась минутка, официантка шепнула подруге:

- Хасбулатов щуплый такой. По телевизору он более представительным казался. Может и Ельцин приедет…

- Тише ты, Наташка, про Ельцина лучше не вспоминай…

Праздник перешагнул за экватор. Гости уже начали собираться в дорогу. Из съестного буфетчицам удалось распродать почти всё и пива в бочке тоже оставалось немного. Хасбулатов с его ближайшим окружением уже вышел за ворота, но кое-кто из гостей ещё оставался на лужайке. Одни крутили в руках буклеты со стихами Тютчева. Другие решили на дорожку догнаться пивом.

Последним на разлив подошёл тот самый очкарик, на которого Наталья уже выстраивала бабские планы. В голове крутилось: «Дождался, чтобы без других подойти. Наверно адрес или телефон попросит».

Когда жиденькая пена улеглась, игриво улыбаясь, она долила ему до самого верха. Кавалер отпустил очередной комплимент, хлебнул из стеклянной кружки и отошёл в сторону. Через пару мгновений гость вернулся, протянул бокал и с ехидством отпустил Валентине:

- Мадам, вы мне неправильно посчитали.

- Ну что вы! Я двадцать лет в торговле. Кого нельзя обсчитывать – знаю!

- Да нет, вы с меня за рыбу не взяли! - очкарик указал пальцем на полудохлого малька.

Это была катастрофа! Так спалиться по-глупому перед высокими гостями! Конец карьере, конец заработкам! Если выгонят с работы, другую такую они не найдут, а если оставят, бандитка директриса выкатит такой штраф, что они в жизни не рассчитаются.

У Натальи сердце в буквальном смысле опустилось в пятки, но далее случилось то, о чём до сих пор любит вспоминать Жуковка.

Валентина, окинув лужайку взглядом, поняла, что губернатор уже ушёл, её непосредственного начальства тоже нет, и решила действовать.

- Ой, да не может быть такого! Что там в кружку попало? Дайте посмотреть.

Был ли солидного вида очкарик депутатом, про то история умалчивает. Не ожидая подвоха он с той же улыбкой передал кружку Валентине. Та взглянула с одной стороны, с другой, отвела руку назад и со всего маха плеснула клиенту в лицо. Пиво залило очки, намочив рубашку, галстук и костюм. Бедолага ещё не понял происходящего, но Валька уже перешла в атаку.

- Приедут в деревню, давай сразу пиво глушить. Они тут, дескать, расслабляются и нажираются потом так, что мальки мерещатся.

- Приличный с виду мужик, а так напился! – подхватили поварихи.
Надежда на продолжение знакомства улетучилась. Наталья с горечью это поняла, подключившись к атаке.

- Мужчина, вы на родину Тютчева приехали. Неужели в душе ничего не торкнулось? Как вам не стыдно напиваться?

- Мы все думали, из Москвы с депутатами культурные люди приедут. Ждали, готовились, дети стихи читали и хор для вас пел. А вы попросту нормы спиртного не знаете, - продолжила Валентина.

- Так он уже после первой кружки про дачу свою говорил, намёки бесстыжий такой делал, - Наталья негодовала столь искренне, что поверить ей было попросту нельзя.

Москвич снял очки, протёр платочком лицо, совершенно не понимая, что делать дальше. Наверно он был большим начальником и с подобным не сталкивался. Один против четырёх волчиц, защищающих нору, ни один медведь не справится.

Привлечённые голосами люди стали оглядываться. На тот момент любой «пшик» со стороны Верховного Совета Ельцинские СМИ превращали в скандал, выставляя депутатов дураками, и тут вдруг такой подарок…

- Девушки, извините! Наверно я действительно лишнего перебрал. Буфет замечательный и вы все красавицы. Пусть у вас всё будет хорошо. Прощайте!

Гость развернулся и неуверенной походкой засеменил к выходу. Наталья смотрела ему во след и ей стало так грустно, что захотелось плакать. Мужик разобрался в ситуации и пожалел женщин. Следовательно, человеком он был не злобным и порядочным.

С той поры много воды из Десны утекло в Днепр и бессчётное количество пива было продано. Посвятив себя детям, Наталья личной жизни так и не устроила.

Из пяти домов в Вышковичах осталось два. Муж у Валентины умер. Дети перебрались в Брянск, её звали к себе, но она осталась на опустевшем хуторе.

В России женщин с похожей судьбой много. Тихие, скромные, работящие – они тянут семью и саму Россию. Вот только не нужно их обижать и загонять в угол, иначе не поздоровится.


Рецензии
А так всегда на Руси. Мужики воюют, бабы пашут... Но ведь это и есть Судьба. Так записано в Скрижалях...

Олег Данкир   05.05.2025 11:43     Заявить о нарушении
Олег, в любом случае, спасибо за внимание!

Ершов Максим Александрович   05.05.2025 12:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.