Ч. 16 Операция Правосудие

Предыдущая страница  http://proza.ru/2024/05/18/1459

Немецкий план ведения крейсерской войны оказался провальным. С 1 сентября 1939 года по 22 июня 1941 года их  рейдерам удалось захватить и потопить 58 судов общим водоизмещением порядка 312 000 тонн.

В боях на море германские рейдеры потопили английский линейный крейсер «Hood» и два эсминца. Зато сами немцы потеряли новейший линкор «Bismarck» и тяжёлый крейсер «Admiral Graf Spee».

Потери британского торгового флота и союзников составили примерно 15%, что не могло подорвать английское судоходство. Теперь надежду немцы возлагали на подводные лодки.

Морские сражения не ограничивались Атлантикой. Средиземное море – место, где проходят морские и воздушные пути многих стран мира. Англия в те годы владела Мальтой, побережьем Египта, подмандатной Палестиной, Трансиорданией, Ираком, Суэцким каналом и Гибралтаром.

Второй сильной державой в Средиземном море была Италия. У неё была сильная позиция собственной территории, Сицилия, Сардиния и остров Пантеллерия.
 
В 1939 году перед началом Второй мировой войны итальянское фашистское правительство во главе с Бенито Муссолини подписало «Стальной пакт» с гитлеровской Германией для создания единой коалиции.
 
Итальянское правительство направило группировку войск в Ливии для захвата Суэцкого канала и в Абиссинии – для захвата английских колоний в Восточной и Центральной Африке. Боевые действия на суше велись в Северной Африке.

Пути следования английских кораблей находились под дамокловым мечом нападений больших итальянских кораблей из главной итальянской базы в Таранто.

Для обеспечения безопасности своих перевозок англичане приняли решение уничтожить все итальянские крупные корабли прямо в базе.

Операцию назвали «Правосудие». 11 ноября англичане приступили к проводке ценного конвоя из Англии. На этот же день назначили атаку Таранто.

В главной базе итальянского флота находились 6 линкоров, 5 тяжёлых и 9 лёгких крейсеров, 27 эсминцев и 10 подводных лодок.

Атаку на Таранто потом очень хорошо изучили японцы, чтобы впоследствии повторить тактику англичан. Зря английский опыт не изучили американцы, и в результате получили Перл-Харбор.

Англичане использовали почти весь свой флот в Средиземном море. Ударную группу составляли авианосец  «Illustrious», 3 тяжёлых крейсера, лёгкий крейсер и 4 эсминца.

Группа оперативного прикрытия включала 4 линкора, 2 тяжёлых крейсера и 12 эсминцев. Демонстративная группа состояла из 3-х крейсеров и 2-х эсминцев.
Разведывательная авиагруппа  базировалась на Мальте, а авиагруппа развития успеха – на аэродромах Греции.

Англичане провели тщательную воздушную разведку. Лётчики отработали взаимодействие между торпедоносцами, бомбардировщиками и самолётами-осветителями.

Торпедоносцы снабдили новым типом торпед с магнитными взрывателями.
Дело в том, что атака на «Bismarck» во время шторма показала, что торпеды взрывались от удара о волны.

Кроме того, глубина в бухте была порядка 15 метров, поэтому высказывалось опасение, что сброшенные торпеды могут ударяться о дно и взрываться.

Как это жестоко ни звучит, но при каждой операции планируется число потерь. Считалось, что половина экипажей самолётов погибнет.

11 ноября 1940 года все группы заняли исходные места, предусмотренные планом. В 21.30 с авианосца «Illustrious» поднялась первая ударная группа самолётов: 6 торпедоносцев, 4 пикирующих бомбардировщика и 2 самолёта-осветителя.

Английские лётчики заходили на цель с тёмной стороны горизонта. На романтической лунной дорожке лётчикам хорошо были видны силуэты итальянских кораблей.
 
Противовоздушная оборона состояла из нескольких батарей и аэростатов заграждения.
Две трети аэростатов заграждения сдул сильный ветер.

Английские пилоты летели на бреющем полёте. Самолёты-осветители сбросили 8 осветительных бомб на парашютных устройствах, а затем подожгли нефтехранилище.
Торпедоносцы сбрасывали торпеды с высоты 10 метров над поверхностью воды.

Торпеды попали в линкоры «Conte di Cavour» и «Littorio».

Вторая ударная группа самолётов поднялась с авианосца в 22.30 . Лётчики действовали по той же схеме, как и первая группа. Они поразили торпедами линкоры «Littorio» и «Duilio». Одновременно самолёты атаковали крейсер и эсминцы, стоявшие во внутренней гавани.

Итальянская ПВО сбила два самолёта. Два лётчика выбросились с парашютами и были взяты в плен, а другой экипаж погиб. Это была единственная потеря англичан.

В результате атаки 3 линкора и 2 тяжёлых крейсера получили серьёзные повреждения. «Conte di Cavour» так больше и не вернулся на службу. 27 человек экипажа погибли, 100 - получили ранения.

На «Littorio» погибли 32 человека. Его потом ремонтировали полгода. «Duilio» ремонтировали семь месяцев. Две бомбы попали в крейсер «Trento» и в эсминец «Libeccio», но не взорвались.

Были также уничтожены два итальянских самолёта на земле, повреждён торпедный катер, потоплены четыре грузовых судна.

Эта блестящая операция англичан является первым случаем в истории военно-морского искусства применения авианосной авиации для уничтожения флота противника в его главной базе.
 
Весной 1941 года немцы вели тяжёлые бои с англичанами в Северной Африке и на Балканах, поэтому они  потребовали от итальянцев, чтобы те нарушили морские коммуникации англичан в Средиземном море.

Итальянское командование  военно-морским флотом приступило к операции, которой присвоили название «Гаудо», по нарушению английских коммуникаций в восточной части Средиземного моря.
 
Главный штаб военно-морского флота, Супермарина, назначил в операцию совершенно новый линкор «Vittorio Veneto» водоизмещением 45 000 тонн, с мощной артиллерией из девяти пятнадцатидюймовых орудий, а также шесть тяжелых крейсеров и два своих лучших легких крейсера.
 
Итальянцы были дополнительно мотивированы сведениями лётчиков Люфтваффе от 15 марта 1941 года, которые сообщили, что два из трех британских линкоров в Средиземном море серьезно повреждены и вышли из строя.
 
Не знали итальянцы, что информация лётчиков была ошибочной - оба линкора стояли на якоре в гавани Александрии и были готовы к бою.

Более того, британский флот возглавлял один из самых компетентных и решительных адмиралов.

Адмирал Эндрю Б. Каннингем, которого подчинённые называли «Эй Би Си» по заглавным буквам его имени и фамилии, начал службу кадетом в возрасте 14 лет.

Каннингем учил командиров кораблей и морских лётчиков действовать в ночных условиях и хорошо подготовил британский Средиземноморский флот.

Продолжение http://proza.ru/2024/05/21/718


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.