Кин IV. Папа, спой мне песенку. 27. 02. 2024

ПАПА, СПОЙ МНЕ ПЕСЕНКУ

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: «Кин IV» (27.02.2024) по пьесе Г. Горина.

Режиссёр-педагог — заслуженный артист РФ, доцент кафедры мастерства актёра А. И. Пашнин.

«Нет, какое самомнение!» «Бывает...» «Можно приобрести титул лорда за приданое, но не талант. Этот титул даётся Богом! (…) Актёр не тот, кто прикрывается чужим текстом… В любой момент он должен включить воображение и имитировать любое чувство: любовь, неприязнь, равнодушие...» Анна (Анастасия Степанченко) с блеском исполнила свои этюды, убедительно введя Кина (Илья Бондарев) в сомнения насчёт её к нему чувств. Именно это и подсказало ему: перед ним действительно талантливая актриса, темпераментная, юная, влюблённая — Кин не ошибся.

К началу истории Кин уже был духовно надломлен, утомлён и разве что не разбит. Когда-то кипучая энергия иссякла, на плаву держало лишь мастерство и богоданный талант. Кин давно не живёт — существует, и в жизни и на сцене. Осталась лишь оболочка — великий трагик Кин IV. Пройден тяжёлый путь от акробатических представлений на коврике до премьера в королевском театре и друга короля. В остатке одиночество, которое полюбила Анна, но заполнить пустоту она не смогла.

Единственной отдушиной Кина было забытьё в новом увлечении, в новой, пускай мимолётной, но одержимости страстью, которая, с его темпераментом актёра, одна умеет, хоть ненадолго заполнить угнетающую пустоту. Елена (Александра Борисова) так и осталась недоступной и достойной прошлого и будущего времени, которое рядом с ней для Кина переставало существовать.

«А как там Анна?» История Анны также трагична и зрителей пытливых поставит в тупик. Анна описала Кину его душу, за которую, как ей казалось, она его и полюбила. Анна, конечно, мнила себя спасительницей его гениального дарования, но узнать себя ей ещё предстоит.

Этюд «неприязнь» через шесть лет прорвётся в лютую ненависть. «Я ненавижу тебя!» — в ярости повторяет Анна. В этот момент она превратилась в фурию — Кин потрясён… Такого потока ненависти он не ожидал... «Таково, очевидно, свойство людей: сначала они плачут и смеются над твоим искусством, а потом тебя же и ненавидят за те чувства, которые ты в них вызвал». Впервые увидев Кина, его одиночество напротив стены, Анна захотела стать актрисой, чтобы он позволил ей сесть за столик напротив. Что ж, мечты исполнились. «Мираж, подсвеченный на сцене, приправленный щемящей музыкой», растворился, исчез, обрёл «черты реальности довольно грубой и плотской». Анна стала другой, Кин тоже изменился.

«Ты болен. (...) Я устала… (...) Шесть лет!» «Откуда этот веер?» — требует ответа взбешённый Кин. «Я не знаю, откуда!» — раздражённо кричит Анна. «Зато я знаю. Этими веерами один человек в Лондоне метит своих женщин, словно тавром кобылиц в королевской конюшне!» Принц принёс рога загодя. «Мне уготована роль рогоносца...» Почему Кин решил, что избежит этой роли, зная манию принца (Михаил Авдеев)?

«Я прощу измену, но не унижение». Поняв, что Анна — любовница короля вовсе не из любви к королю, Кин рвёт всё: контракт, брачные отношения, а вскоре и службу в Друри-Лейн. Он либо не понимает происходящего, либо так и не изжил недалёкого самомнения: Анна променяла его любовь не столько на его, Кина, «пользу», сколько на власть. Анна воцарилась на сцене и пьяница Кин давно ей не интересен, тем более, его любовницы. С некоторых пор её влечёт политика, внимание зрительного зала — пройденный этап. Похоже, политика в ней, в отличие от Елены, убила женщину, что не чувствовать ни Кин, ни она сама не может. «Включить воображение и имитировать любое чувство» для неё давно не более чем рутина.

Вполне возможно и то, что разочарование в жене — одна из причин падения Кина,. Придать его жизни смысл, удержать на вершине… Полно! Анна скоро и думать об этом забыла... Похоже, глубину своей трагедии ей тоже только предстоит пережить. А Кину остаётся лишь пропивать талант, который давно в тягость. Единственный человек, который действительно дорог Кину, это маленький Чарльз (Анна Стамбровская).

Чарльз — дивное дитя, лукавая детская непосредственность, умненький не по возрасту мальчик. Мы восхищаемся перевоплощением актрисы: голос, мимика, поведение настолько совсем маленького ребёнка, что даже росточком он кажется с пятилетнего малыша!

Кин давно ни за что не держится. Принц Уэльский по жизни собирает лишь пыльцу с цветочков, которым не видно конца — всё луга да луга. Его высочество искренне недоумевает: женщины всегда были общими! Кин соглашался, пока дело не коснулось лично его. И ладно бы, жена влюбилась, это можно понять, но тут происходит другое. На сцене, на глазах у всего Лондона! Интересно, а если бы Лондон оказался не посвящён? Кину было бы легче?

Доктор (Андрей Гончаров) над потерявшим сознание Кином исполняет сатиру на недобросовестных деятелей медицины. «Реакция особи» на звон театрального колокольчика умело продемонстрирована у трактира, откуда вывалился Кин, перед психами-зрителями в масках. Сквозь эскулапову вакханалию («Сейчас он очухается и начнётся потеха») угадывается гнойная горечь: «Играй, или ты никому не нужен, Кин!»

Возможно, потому маленький Чарльз испугался до смерти исполнения Кином грустной песенки про короля Артура, что эта песенка и его возможная судьба. Безумная интонация Кина словно вбивает это ребёнку в голову. В песенке убиты все. Анна, малыш это чувствует, убита тоже. Голос Кина страшен до жути: он знает — это конец, в жизни для него не осталось никакого смысла. Напряжение сцены чудовищно раскалено. Чарльз истошно кричит: «Папа, хватит, не надо, я не хочу! Папа, хватит... Папа, не надо!..»


Рецензии