Обвинять - Салам Кхан

Короткий  рассказ из жизни:

Обвинять
--------------------  Салам Кхан
 
Однажды днем в августе 1978 года, после финальных экзаменов за первый год обучения в  техническом университете BUET,  четверо моих друзей сидели в моей комнате  и  ели  семечки,  смешанные с неочищенным пальмовым сахаром, и разговаривали.  В это время мой друг из соседней комнаты Рахим вошел в мою комнату, громко постучав в дверь.

Обеспокоенный грустный Рахим начал обращаться ко мне: «Салам, сегодня  объявили результат  экзамена по физике. Я получил только 36 баллов из 100».
 
Мы все удивились и спросили причину.
 Рахим сказал: «По ошибке я записал ответы части 1 и части 2 в одну тетрадь вместо двух отдельных тетрадей. Две тетради были скреплены вместе.  Я не понял, что ответ нужно писать в отдельной тетрадке, как и все остальные студенты. Так что только за первую часть я получил 36 балов  из 50. Я думаю, что во 2-й части я не получил ни одного бала. Я не знаю, что мне сделать в этой ситуации?  Ты самый любимый ученик профессора Камини Мохана Саха, заведующего кафедрой физики BUET. Поэтому  все друзья  говорят: только ты можешь мне помогать. Сможешь ли ты что-нибудь сделать?  Другие боятся сэра и не думают, что их слова подействуют на него».


Друзья, сидящие рядом со мной, тоже так говорили, как и Рахим.

Услышав их мнения,  я начал думать,  "Рахим — мой друг по колледжу Дакки и  мы  жили в одной комнате в  южном хостеле колледжа. Сколько воспоминаний из моей полуторагодичной студенческой жизни связано с ним!  Сколько раз мы вместе путешествовали по Дакке, сколько фильмов мы посмотрели, сколько лунных ночей мы сидели в поле за колледжем и часами разговаривали на открытом воздухе, сколько раз я рассказывал рассказ Рабиндранат Тагора  «Скелет».  сколько раз вместе смотрели футбольные матчи  на стадионе, сколько раз мы вместе работали волонтерами на выставках  книг и выставках домашнего искусства в Шеребангланагаре после занятий, сколько раз мы вместе ехали домой с железнодорожной станции Камалапур, рассказывая друг другу  истории своей жизни.

 
Рахим  -  мой очень близкий друг.  У меня так много воспоминаний, так много событий и многое другое из студенческой жизни в Дакке с ним».
Так что я ни при каких обстоятельствах не мог не выполнить его просьбу.

 
Во-вторых, помощь другу в любой проблеме или опасности – признак настоящей дружбы.


Итак, без каких-либо раздумий, я вошел в кабинет Камини Мохана сэра на  факультете физики вместе с Рахимом в десять часов следующего утра.

 
Сэр был рад меня видеть и сказал: «Очень хорошо, салам! У тебя самая я высшая оценка. Ты пришел меня поблагодарить?»
В ответ я не знал  что сказать и молчал.

 
Увидев это, Сэр сказал: «Почему вы боишься? Не стесняйся и скажи мне, что ты хочешь сказать».

 
У меня хватило смелости рассказать сэру, «Почему Рахим  получит такой низкий балл на экзамене физики.
Выслушав мои слова, сэр  сказал Рахиму: «Ты не сможете решить свою проблему самостоятельно? Ты взял с собой Салама. Почему тебе достался балл 36?
 
В ответ Рахим сказал: «Сэр, я не виноват.  Две тетради были  скреплены вместе».


Услышав его слова,  Сэр рассердился и сказал: «Кого ты обвиняешь? Ты не знаешь, как разделить две тетради, открыв булавку? Ты мог узнать это, просто взглянув на друзей вокруг себя. Дело в том, что ты мало понимаешь, значит, получи и маленький балл».

 
Я со страхом думал про себя: «Наверное, Сэр нас сейчас выгонят из кабинета».


Но, долго подумав, Сэр промолчал и сказал: «Хорошо, Салам, он будет получить балл во второй части  физики. Теперь иди».


Мы вышли из кабинета Сэра и вернулись очень счастливые.

 
На следующий день Рахим подошел к доске и увидел по физике свой балл 71 вместо 36.


Когда он вернулся в мою комнату,  он сказал мне «спасибо».

 
Услышав это,  мой сосед по комнате Джамиль, очень талантливый студент четвертого курса электротехники, спросил меня, «В чем причина? Почему  Рахим  тебе сказал «спасибо».

 
В  ответ Рахим сам  все подробно объяснил.


Джамиль некоторое время молчал и  потом начал говорить: «Ты мало  понимаешь, поэтому получи и маленький балл. Это маленькое драгоценное выражение Сэра говорит о многом. Какого действие, такой и результат –  это и есть истина.  Даже зная это, если мы не  получаем желаемый результат, делая что-то в этом мире, мы ищем оправдания и обвиняем других в своих неудачах.  Мы можем обвинять кого угодно,  только не себя,  на любом этапе нашей жизни, включая учебу, работу и бизнес».


Услышав слова Джамиля, мы все вместе сказали: «Да, Джамиль! Вы на 100% правы».


После небольшого молчания он сказал: «Каковы причины неудачи или частичного успеха в достижении какой-либо цели? Наши недостатки - нехватка достаточной сосредоточенности или настойчивости или мотивации или отсутствие таланта или неспособность приложить все усилия для достижения цели. Если мы будем жить свою жизнь, помня об этих истинах и  по пути мы продолжаем усердно и старательно работать над достижением собственных целей и задач, в нашей жизни не будет необходимости обвинять других за неудачу. Это  будет показаться нам смешным».

Мы очень внимательно слушали слова Джамиля. В  это  время, когда мы услышали призыв к молитве  из мечети, мы  направились к  мечети, все еще думая о том, что сказал Джамиль.
**********************************                Произведение написано на
Бенгальском языке: 22.03.2018, Москва. Текст на русском языке написан: 21 мая 2024 года, Москва.
*********************************


Рецензии