Храм Твой, Господи. Андреевский монастырь
« Блеск утра был волшебный. Москва расстилалась просторно с своей рекой, садами, церквями, и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами. Наполеон с Поклонной горы видел трепетание жизни в городе и чувствовал как бы дыхание этого большого и красивого тела. «Этот азиатский город с бесчисленными церквями, Москва, святая их Москва! Вот он, этот знаменитый город»,- думал он» (Л.Н. Толстой).
Москва…с церквями красными, зелеными, розовыми; сине-звездными куполами и золотыми маковками! Недаром говорят о московских церквях: сорок сороков…
Не считая кремлевских церквей и соборов, издавна в Москве, в Китай-городе, Белом и Земляном, основано, помимо семи упраздненных, двадцать монастырей и построено двести семнадцать приходских церквей. Из них восемь храмов было воздвигнуто в честь чудесного Воскрешения Христова : это и церковь Воскресения Христова на Таганке, Воскресения Христова, что на Успенском Вражке, Воскресения Христова в Гончарах и многие другие.
Мы расскажем Вам о нескольких московских церквях, названых в честь «Воскресения Христова», которым история уготовила разные судьбы. Поставленные в разное время, они служили живым напоминанием о Святом для каждого русского человека событии -чудесном Воскресении Христа, но случилось так, что одни церкви существуют и по сей день, другие живы только в нашей памяти и литературе, потому, что как таковых, их уже нет…Кто в этом виноват? Время? Или варварство неразумных? … Если бы знать.
Церковь Воскресения Христова в Пленницах поставлена в самом древнем московском монастыре-Андреевском.
В небольшой ложбине, как будто спрятанный среди холмов «Воробьевых круч», хорошо видимый только с противоположного берега Москвы-реки, стоит сказочный «град… с златоглавыми церквями, с теремами да садами…» Именно такое впечатление возникает при виде Андреевского монастыря, который был основан, как гласят многочисленные предания, неизвестно когда, неизвестно кем.
Предполагают, что возникновение обители «У Воробьевых круч» можно отнести к 13 веку.
Если верить одному из древних преданий, то местность в «Пленницах» называется так потому, что здесь, при татарском иге, содержались пленные русские девушки. Но это чистейшей воды выдумка. Еще одна легенда, более правдоподобная, повествует том, что образ святого мученика Андрея Стратилата, именем которого потом был назван монастырь, «принесен бысть из сельца, глаголемого Пленницы». А еще, по мнению исследователей, место основания «Пленницы» связано со словом «поленница», так как излучина Москвы- реки у Воробьевых гор напротив Лужников была удобным местом для связки сплавляемых вниз по реке бревен в плоты-поленницы.
До конца 16 века обитель называлась Преображенской пустынью т и ничем таким особенным не отличилась. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 г., случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 г. каменный надвратный храм в честь Святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор обитель стала называться Андреевским монастырем.
В 1648 году боярин Ф.М. Ртищев, любимец царя Алексея Михайловича, «муж весьма всякого блага рачительный», считавший, что Россия отстает от западных стран в образовании и просвещении, учредил в Андреевском монастыре братство для перевода богослужебных книг и основал первое просветительское учреждение в России, которое послужило зародышем Славяно-греко-латинской академии. Уже позднее академию перевели в Заиконоспасский монастырь на Никольской улице, но начало ей было положено именно здесь.
Символично и как бы связывает века то. Что в августе 1991 года, когда монастырь был преобразован в Патриаршее Подворье Патриарха Московского и вся всея Руси Алексия II, принято было решение о размещении в обители бывшего Андреевского монастыря Синодальной библиотеки Московского Патриархата. Немного отступив от повествования, надо сказать, что Патриаршество в России было учреждено в 1589 году первым московским митрополитом Иовом с разрешения константинопольского Патриарха Иеремии.
До 1917 года при храме Воскресения Христа в Андреевском монастыре существовала богадельня и церковно-приходская школа, открытая в 1900г. по инициативе настоятеля монастыря. В 1918 году монастырь был закрыт. На территории подворья существуют три храма: надвратная церковь Андрея Стратилата, храм Иоанна Богослова и церковь Воскресения Христа, построенная в 1689 году. Она единственная действующая церковь. С марта 1992 года в Храме Воскресения Христова возобновлены богослужения. Святыня храма Воскресения Христова- Казанская икона Пресвятой Богородицы, находящаяся в центральной его части.
Христианская любовь и благочестие, добрые дела делаются «Бога деля», т.е. Бога для, ради. Такими делами и живет Патриаршее подворье, бывший Андреевский монастырь, на территории которого стоит одна из восьми московских церквей, воздвигнутых в честь Воскресения Христова.
Свидетельство о публикации №224052601541