Кин IV. Откуда веер? 30. 04. 2024

ОТКУДА ВЕЕР?

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: «Кин IV» (30.04.2024) по пьесе Г. Горина.

Режиссёр-педагог — заслуженный артист РФ, доцент кафедры мастерства актёра А. И. Пашнин.

Спектакль ведёт многоликий Соломон (Никита Алтабасов). Как рыба в воде, он знает всех хищников, все подводные камни и свойства разных течений.

В искусстве держать паузы Соломону нет равных. «В случае увольнения вы обязаны мне заплатить жалованье за шесть месяцев! А денег у вас нет» — с лёгкой издёвкой парирует Соломон хамство Кина (Егор Ворошилов), на что тот взревел: «Так найди!!!» К подобной наглости Соломон не был готов, его потрясение затопило зал! От Кина он ожидал всё, но такого коварного поворота своих обязанностей не предвидел! Ошеломлённый, в своём выразительном молчании Соломон поднял такую бурю эмоций, что они с лёгкостью насытили звенящую тишину, позволив зрителям досыта насладиться парадоксом служебных коллизий.

И всё же Соломон искренне любит Кина за его талант, энергию, ум, несмотря на аффекты, за справедливость. «Ты настоящий друг, Соломон», — благодарит его Кин в тюремной камере. «Есть такой недостаток!» — довольно отвечает Соломон, мол, чего уж там! Соломон из когорты обреченных на расположение зрителей персонажей. Бескорыстие, дружба, простой нрав во все времена востребованы не только на сцене...

…Где светская жизнь бесконечно переливается! Бал у герцога Лейчестера, приём в Букингемском дворце, грандиозные бега в Нью-Маркете, наконец, театр, в который каждый вечер заходят сотни людей! Этот нескончаемый праздник жизни одна за всех с пронзительно громкой лёгкостью исполняет графиня Эми Госуилл (Мария Бахарева)! Прекрасная Елена (Анна Курц) галантно ведёт свою игру. Непредсказуемо оживляет картину лорд Мьюил (Никита Демидович).

Лорд Мьюил, над которым потешается весь Лондон — жених красоты невозможной в пуделином парике, иссушенный страстями неугомонный старожил-сластолюбец. Публика заждалась выхода, будучи заинтригована кульбитами его брачного куража. Появившись, он изводит всех своей женитьбой. Двигается интенсивно, свиреп не по возрасту. Парализует злокачественной ревностью и мстительностью. Такой злыдень запросто может насмерть забить девочку-невесту своей боевой тростью. Характеристика короля (Михаил Авдеев) как нельзя более точная: «Вы ограниченный человек, лорд Мьюил. Живёте долго, но бессмысленно».

Графиня Эми неизменно ломает комедию — это её сущность, с ней она родилась, с ней и умрёт. Чуть что — визжит, всегда готова вскочить на стул и жить ей не скучно: у неё «такой мощный бинокль», что она за милю отличит искусственную мушку от естественной родинки! Эми всегда на страже обострённой чувствительности принца, и в обществе, и в интимных локациях. Традиционный подарок принца — веер — её безудержное воображение разгоняет до размеров павлиньего хвоста.

Графиня удостаивается приватного общения с монархом, он даже делится с ней, можно сказать, сокровенными мыслями по поводу спортивных (и, как не сложно догадаться, не только спортивных) побед: «проигрывать не люблю, а когда выигрываю, то начинаю мучиться, что со мной сыграли в поддавки». Этим мучениям несть конца.

Самомнение Кина на предмет женщин развенчивают Анна (Анастасия Степанченко) и Елена. Анна — до открытой ненависти. Елена, сколько бы она не рассказывала, что его внимание ей льстит, всё же не в состоянии избавиться от презрения к Кину за пьянство, за глупейшую слепоту, глухоту и хладнокровно советует сменить амплуа рогоносца.

С чего у Кина появилось настроение надеть наряд Фальстафа? Почему он решил повеселить Елену, которая стала любовницей короля, пускай и не самой «последней модели»? Что-то должно было вылезти наружу: личина Фальстафа вроде соломки. Однако «веселиться» пришлось самому Кину. Фальстаф из не единожды поминаемого «Ричарда III» пережил потрясение от внезапной для него отмены своей обожаемой личности, от неожиданного прекращения доступа в царственному товарищу. Кин тоже хлебнул унижения и быть прежним больше не смог.

Любовь Кина к Елене — любовь к другой, недоступной ему жизни, которой через шесть лет он посылает запоздалый прощальный поцелуй. Заодно прощается с минутами, в которых он мог красиво мечтать, ожидать, трепетать и был неподдельно счастлив: «Мне кидали медяки — я кидаю золото. Играй, музыкант!» Ведь отныне, как прежде, не будет. Елену больше ничему не надо учить, она стала умудрённой опытом светской дамой, в меру циничной, в меру практичной, в меру неотразимой. Как когда-то сказала Эми, всё это необходимо для развития международных отношений! «Откуда эта вещица?» — вопрос давно привычный, потому как статусный.

Истина оказалась подобна грому с небес: не его талант, а выгода Дании привела Елену в дом Кина. Её выгода, как государственного человека. Его жену Анну необходимо устранить, и он, слепой, глухой, с дурацким амплуа — считай, калека — надёжное средство ограничения его влиятельной жены через материально выгодные ей гастроли. Елена оказалась талантливым политиком. Всё просто, политика — всегда театр, а Кин — всего лишь актёр... Муж одной из многочисленных любовниц короля. Где шут, и где король...;;

«Когда-то я был уличным акробатом и зарабатывал шиллинги, стоя на голове, я видел, что мир устроен неправильно. Я поклялся, что как только встану на ноги, то переверну его». Перевернуть мир великому трагику не удалось — мир устоял, теперь — вместе с Кином IV.


Рецензии